Авторы инициативы уверены, что такую обучающую программу можно включить в федеральные проекты «Цифровая образовательная среда» и «Современная школа». Причём выбор игр преподаватели таких факультативов должны осуществлять обязательно вместе с психологами и педагогами. А турниры проводить не только в самих школах, но и на региональном, федеральном уровне, а далее – и мировом.
В Москве классы по киберспорту среди старшеклассников должны появиться в некоторых школах уже с нового учебного года, то есть в 2019-2020 гг. Преподавать в них будут тренеры, которые занимаются подготовкой киберспортсменов. К слову, в России уже есть Федерация компьютерного спорта, сам киберспорт в нашей стране развивается 19 лет, на турнирах разыгрываются солидные суммы, а участвовать могут подростки с 14 лет.
«Стрелялка» вместо физики?
Однако насколько целесообразно вводить такие занятия в школах вместо обычных факультативов по математике или физике? Как ни парадоксально, но уроки по освоению компьютерных игр несут достаточно серьёзную воспитательную и обучающую функцию.
«Киберспорт развивает соревновательность, компетенции в достижении цели, постановки задач, умение ориентироваться в виртуальных пространствах, в том числе образовательных, и вообще в средах дополненной реальности, быстро принимать решение, — считает директор Института образования НИУ «Высшая школа экономики» Ирина Абанкина. — В профессиональном киберспорте необходимо умение действовать в команде, поэтому навыки командной работы таким образом тоже развиваются. Сегодня развитие образования сопряжено с программой по цифровизации не только школ, но и вузов. В московских школах это реализовано уже почти в каждом учебном заведении через „Московскую электронную школу“. А далее будет распространяться в регионы посредством создания „Российской электронной школы“. Научить детей работать в цифровой среде, создать условия для параллельной работы целых классов сегодня крайне важно. Поэтому в качестве факультатива занятия по киберспорту можно только поддержать».
Кстати, вопреки распространённому мифу, от компьютерных игр вовсе не тупеют, если взяться за дело правильно. Учёные из Сингапура и США в эксперименте доказали, что после 30 минут игры улучшаются некоторые функции мозга, особенно пространственная память, пространственное мышление, умение сфокусироваться на задаче и быстро ее решить. После короткого сеансы участники игры лучше справлялись с тестами на опознавание и запоминание предметов, оценивание их формы. А через полчаса эти способности возвращались в исходное состояние. Что важно: играть нельзя долго, игра должна быть умеренно сложной, чтобы человек напрягал все свои силы, погружался в нее. Опытные геймеры никогда не просиживают за экранами часами напролет, они берегут своё здоровье и нервы.
Также игроки обычно быстрее учатся говорить на иностранных языках, ведь состав участников, как правило, интернациональный.
Научить остановиться
Конечно, прежде чем вводить такие факультативы, нужно позаботиться о безопасности детей. Потому что рисков немало.
«Здесь очень многое зависит от квалификации тех, кто будет предлагать и реализовывать подобные факультативы, — уверена Абанкина. — Во-первых, есть просто угроза развития зависимости от этого. Сегодня многие специалисты — не только в нашей стране — констатируют у подростков киберзависимость. Они не могут остановиться, особенно если на карту поставлено достижение целей. Они во что бы то ни стало будут стараться добиться своего, порой в ущерб здоровью, учёбе и прочему.
Второй риск — это повышенная эмоциональная, психологическая и информационная нагрузка, которая ложится на подростковый организм в процессе таких занятий. Поэтому число часов занятий должно быть строго отрегулировано, чтобы не навредить здоровью.
В-третьих, надо учитывать, что в виртуальное пространство, где находятся дети, могут в буквальном смысле просочиться небезопасные влияния и воздействия. И мы знаем, что это уже происходит. Поэтому в этом плане тоже должно быть очень большое внимание к квалификации специалистов, которые сумеют этот риск минимизировать. Ну и, конечно, надо учитывать возраст детей. Наверное, в начальных классах такие факультативы вводить нецелесообразно.
Наконец, стоит подумать и о хорошей менеджмент-команде, которая сможет обеспечить участие в соревнованиях. Ведь уже в ближайшем будущем турниры выйдут из стен школ и начнутся разные проекты межрегионального и даже международного масштаба».