Дети - это миссия
Юлия Борта, «АиФ»: Юрий Владимирович, диплом педагога означает: ты можешь управлять умами детей. А на самом деле человек с таким дипломом может оказаться педофилом, садистом, лицемером...
Юрий Бобринёв: Возможно. Лётчики, прежде чем их допустят к полётам, проходят психологический отбор. А ведь ошибка человека, который работает с детьми, бывает намного дороже ошибки пилота, даже если он угробил двести человек. Плохой педагог Адольфа Гитлера привёл к катастрофе целого мира. Часто говорят, что советская система педагогики была лучше нынешней. Да, в ней было немало хорошего. Но если бы она была идеальна, то мы бы сейчас не имели столько коррупционеров в стране. Эти люди в большинстве своём выпускники советской школы. Они не родились такими, их воспитали. О системе образования надо судить не по количеству академиков, а по тому, какая получилась страна.
- Дети для родителей - это всегда большая работа...
- Часто слышишь от молодых родителей: «Мы завели ребёнка». Ребёнок - не мебель, его нельзя завести. Скорее - простите за пафос - вам его доверили свыше. Ведь кто-то и хочет ребёнка, а не получает. Кем бы ты ни был - министром, президентом, кем угодно, - твоя самая большая миссия на земле и ответственность перед Богом - это твой ребёнок. Вот главное. Всё остальное преходяще.
Родительство - это не панибратство и не вседозволенность. Это не вечная казарма. Это не скупить всё вокруг, чтобы твоему ребёнку жилось хорошо. Это очень тонкая и вдумчивая работа над тем, чтобы мой ребёнок в этом мире был успешным и счастливым. Кто-то считает: вот заработал много денег, оставил своему ребёнку шикарное наследство, значит, обеспечил ему счастливое будущее. Но какое удовольствие жить с гигантским наследством всё время в страхе, за большим забором? Много историй, когда очень обеспеченные люди глубоко несчастны. Ради чего жить, если всё есть?
- Телеведущий Андрей Максимов как-то сказал: «Беда не когда ребёнок с двойками заканчивает школу, а когда заканчивает на одни пятёрки, но не знает, чего хочет в жизни».
- Беда и то и другое. В первом случае ребёнок не нашёл призвание, во втором - если и нашёл, то не может реализовать. Люди, которые к концу школы не поняли, чего хотят от жизни, несчастны. Школа должна решать три задачи. Первая - прививать мораль и культуру, искоренять грубость, непорядочность, двойные стандарты. Вторая - научить ребёнка задавать вопросы, удивляться миру. И третья - когда он захотел узнавать, надо дать ему практические навыки, иначе он будет нежизнеспособен. Ребёнку важно почувствовать: он предметы учит не потому, что они есть в программе, а потому, что это инструмент его будущей жизни.
Кто это - «бразды»?
- Мы все привыкли, что дети учатся за партой. Вы один из немногих учителей, которые учат и вне школы. Ездили с учениками в швейцарский Церн, недавно были в крымских горах. Зачем?
- Человек сначала чувствует, а потом думает. Сначала он должен что-то ощутить, увидеть, а потом возникает желание разобраться с этим. Поэтому обучение чему угодно начинается с удивления. Чтобы у ребёнка возник вопрос, на который учитель может дать ответ. Известный психолог А. Г. Асмолов написал: «Подойдите к прохожему на улице и начните что-то с блеском в глазах ему рассказывать. В лучшем случае он покрутит у виска, в худшем - сообщит психиатрам». А ведь учителю часто приходится заниматься именно этим. Масса детей на урок физики приходят не потому, что у них есть вопросы про обустройство мира, а потому, что урок стоит в расписании.
Важно с ребёнком говорить на одном языке. Хрестоматийный пример. Учитель прочитал детям стихотворение «Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая», и те решили, что речь о космическом корабле, который уничтожает маленьких пушистых зверьков... У учителя свой образ в голове, а дети рисуют свой. Да ещё и недоумевают: что же это за учитель-садюга, который об уничтожении живых существ так вдохновенно рассказывает?
Сдал - и забыл
- Редкий ребёнок с радостью бежит в школу. Отчего так?
- Потому что его не заинтересовали, а, образно говоря, поймали на улице и сказали: не выучишь - получишь двойку. Ребёнок будет учить, но представляете, с какой тоской в глазах. Сдал - и забыл. «От ненужных побед остаётся усталость». У Экзюпери есть замечательное высказывание: «Каторга не там, где работают киркой, а там, где удары кирки не имеют смысла...»
- Американский психолог Питер Грей даже книжку написал о том, что школа - это тюрьма...
- Я не сторонник либеральной идеи в школе. Есть такой закон неубывания энтропии (энтропия - это степень хаоса. - Ред.): предоставленная сама себе система будет развиваться в сторону хаоса, деградации и разрушения. Бросьте сахар в стакан воды - он растворится. Но сладкая вода сама в кусок сахара не соберётся. Всем известен синдром Маугли: если родившегося ребёнка ничему не учить, он потеряет человеческий облик. Когда нам говорят: оставьте детей в покое, не заставляйте, пусть делают, что хотят, радуются жизни, - то предлагают идти в сторону хаоса. Скорее всего, вырастет безвольное существо, не способное ничего создать. Успешными становятся волевые люди. Ребёнку надо привить понятия дисциплины, ответственности за свою работу. Без этого он не очеловечится.
- Получается, с детьми полезнее строгость и жёсткость?
- Не всё так однозначно. Если в начальной школе учитель держит детей в ежовых рукавицах, не даёт спуску, как говорится, а основной приём работы - окрик, то с ними потом сложно перейти на нормальные, человеческие отношения. Ребёнок привыкает, что на него должны рявкнуть.
Хороший учитель начальных классов - очень тонкий психолог. Ему приходится формировать в ученике не столько умение умножить два на два, сколько способность чувствовать другого человека и знать границы дозволенного без внешнего окрика. Знать, что не всё ему прощается, и при этом понимать: ограничения вводятся не из-за прихоти взрослых. У нас сплошь и рядом начальники орут на подчинённых. Это идёт из школы. Не выполнена работа - не плати зарплату, сними с должности. Зачем кричать? Так и в школе. Плохая оценка не даёт право унижать. Ничто не может оправдать унижение одного человека другим.