1684

Нищие коррупционеры. За что сажают российских педагогов?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. Дешевле рожать, чем мигалки содержать 11/09/2013 Сюжет Учитель Илья Фарбер освобожден по УДО
Убийцам и насильникам дают меньшие сроки!

Школу меняют не только реформы, но и отношения: властей, учителей и учеников, общества в целом. К примеру, в Петербурге местная власть поддерживает уникальную 239-ю физматшколу, и она воспитывает выдающихся математиков.  А в Челябинске такого внимания нет, и лицей № 31 существует на деньги бывших учеников и самого директора А. Попова. Впрочем, сейчас его судьба под вопросом. Он может сесть в тюрьму, как тверской учитель Илья Фарбер.

Зарытые таланты

Отправляя детей в школу, мы думаем, что они будут каждый день с интересом узнавать новое, что у них заметят и разовьют способности. Но очень быстро наступает разочарование. Ведь, чтобы воспитать не посредственность, а неординарную личность, надо самому ею быть. Но набрать в школу огромное количество талантливых педагогов - сегодня, похоже, совершенно фантастическая задача. Молодым и амбициозным попасть туда очень сложно - никто не хочет уступать место. И даже если попал - не факт, что удержишься. Система образования у нас такова, что нестандартный, неравнодушный педагог ей не подходит, оказывается вреден для косной структуры. Ещё несколько лет назад разразился скандал с Александром Поносовым, директором сельской школы в Пермском крае. Его обвинили в том, что на компьютеры, которыми он оборудовал школу (заметьте, ещё в 2005-м, когда не каждая городская могла похвастаться таким оборудованием), установили нелицензионное программное обеспечение. Оправдал его только Верховный суд, и учителю выплатили 250 тыс. руб. в качестве возмещения морального вреда. Но из школы Поносову пришлось уйти. Недавно суд оправдал другого педагога - преподавателя Центральной музыкальной школы при Московской госконсерватории им. Чайковского Анатолия Рябова, пострадавшего из-за своей принципиальности. По мнению учителя, обвинение в педофилии инициировали родители ученицы, с которой он отказался заниматься. Где уж тут искать таланты - надо отбиваться от судов, недовольных родителей, администрации школы. Учитывая, что в школу сегодня что ни день спускают новые бессмысленные, неподготовленные приказы, лучшим качеством для учителя становится умение выполнить некие формальные требования, соответствовать стандартам, не высовываться. Человек, который привносит что-то новое, разваливает при этом старое. А вот этого наша система образования не выносит. Всё должно быть по стандартам - образовательным (уже вступили в силу ФГОС для начальной школы, готовятся для старшей), профессиональным (с сентября 2014 г. готовится новый профстандарт для педагогов). В такой системе большая удача, если ребёнку повезёт с учителем. Иначе весь его огромный потенциал растратится впустую. И он, как и сотни тысяч его сограждан, будет жить с мыслью, что «мог бы, но не стал».

7 лет за любовь?

Скандальное дело сельского учителя Ильи Фарберавзбудоражило всю страну.

Илью Фарбера, художника, дизайнера и учителя рисования, литературы и музыки Мошенской средней школы, что в Тверской обл., и директора местного Дома культуры, обвиняют во взятке. В 2011 г. Илья Фарбер ремонтировал Дом культуры, за что получил, по версии следствия, от подрядчика 300 тыс. руб. А затем стал требовать ещё 132 тыс. руб. - за подписание акта якобы выполненных работ. В момент передачи денег его и задержали сотрудники спецслужб. 132 тыс. руб. были расценены как вымогательство. Сам же Фарбер утверждает, что платил за ремонт из своего кармана, 300 тыс. руб. - это вымысел следствия, а переданные 132 тыс. руб. - возврат долга от подрядчика. Однако результат двух судов - 7 лет и 1 месяц строгого режима и штраф в 3 млн 100 тыс. руб. И пока чиновники Минобороны, обвиняемые в хищении 600 млн руб., отсиживаются под домашним арестом, Фарбера всё это время держат за решёткой как особо опасного преступника. «АиФ» встретился с героем лично в стенах тверского следственного изолятора № 1.

Евгения Сидельникова, «АиФ в Твери»: Илья, приговор вам возмутил всех: убийцам дают сроки меньше. Каково это, сидя за решёткой, понимать, что наказание в нашей стране для всех разное?

Илья Фарбер: Я и на свободе это понимал. А здесь несправедливость переносится легче. Попадая за решётку, ты оказываешься в окружении людей, многих из которых осудили ещё более несправедливо. Мой случай - не исключение, поверьте. Все мы здесь - посадочный материал и больше ничего. Следователям до нас как до живых людей тоже дела нет. Им важно выполнить план: поймать столько-то грабителей, воров, убийц, наркоманов...

Е.С. «АиФ в Твери»: Развейте мифы: зачем вы всё-таки перебрались в Мошенку?

И.Ф.: Иногда в жизни случается то, о чём и не предполагаешь. На Селигер я впервые приехал летом 2010-го, мы с детьми сбежали от московского смога. И я захотел здесь остаться! Пришёл к главе администрации Мошенского поселения и... влюбился! Любовь - она ведь, как тюрьма, накрывает человека внезапно, без предупреждения. Так я и остался здесь. И в школу я пошёл работать, потому что им нужна была помощь, нужен был учитель. Работал я там всего два дня в неделю, почти всё остальное время проводил в Москве. Зарабатывал. Тогда у меня только родился третий сын и было много проектов, которые я планировал реализовать за границей. Решения посвятить всю свою оставшуюся жизнь преподаванию в школе я не принимал.

Е.С. «АиФ в Твери»: Говорят, за свою любовь вы и поплатились. Это правда?

И.Ф.: Мне самому интересно узнать, что правда, а что догадки. Весной 2011 г.  главе администрации позвонил человек, представившийся высокопоставленным сотрудником правоохранительных органов, и посоветовал прекратить со мной отношения. А мне посоветовал быть осторожней, потому что «мало ли что может случиться». Через три с лишним месяца меня закрыли.

Е.С. «АиФ в Твери»: Представим, что случится чудо и вас оправдают. Как проведёте первый день на свободе?

И.Ф.: С детьми! Как же ещё?

Деточкин за партой

В Челябинске лучшего директора школы пытаются посадить за взятку.

«Бессребреник, подвижник, исчезающее поколение» - так говорят об этом директоре школы в городе. Александр Попов знаменит тем, что считает чиновников дармоедами, уверен, что министра образования надо избирать всенародно, и не церемонится в выражениях. Его лаконичный ответ на запрос полиции, сколько в лицее детей кавказской национальности - «У нас одна национальность - математика», - стал хрестоматийным. Он раздражает силовиков, чиновников и ещё примерно 27 тысяч родителей, детям которых он отказал в приёме в школу на том простом основании, что они не прошли вступительные испытания. Лицей № 31 - самый престижный в городе и занимает 3-е место в рейтинге лучших школ России.

Александр Попов отдал школе всё: опыт, знания, деньги. Фото: Ланы Литвер

И вот этого знаменитого на всю страну директора ловят на получении взятки. На видеозаписи видно, как кто-то, оставшийся за кадром, отдаёт Александру Попову деньги, тот их берёт и прячет в сейф. Город разделился на две группы: людей, которые считают, что Попов - взяточник и должен отвечать по закону, и защитников директора, которые убеждены, что нельзя считать взяткой деньги, которые будут потрачены на детей. Самые романтичные сторонники Попова не без оснований сравнивают его с Юрием Деточкиным

В 31-м лицее - культ образования, это признают все коллеги Попова. Для этих школьников учёба - образ жизни. Работают около ста кружков, спецкурсов и тренингов: от философии и музыки до экспериментальной физики и олимпиадного программирования. Каждый ребёнок выбирает один-два, а то и пять кружков. Примерно половину расходов на это берёт на себя город, половину - лицей. В лицее - три физические лаборатории вузовского уровня, созданные на гранты Министерства образования. Суммарная стоимость оборудования - порядка 10 млн руб.. Откуда эти деньги? Обучение в лицее стоит 1500 руб. в месяц - небольшая сумма по нашим временам. Таково решение Родительской ассоциации, которая собирает взносы и вносит в бухгалтерию. Этого, конечно, мало. Попов без остановки придумывает, как заработать. Он фантазёр и авантюрист, и он хорошо понимает, что, кроме него, никто в школу денег в клювике не принесёт. Он сам даёт частные уроки математики детям высокопоставленных родителей. И свой немалый гонорар отдаёт школе.

«Я каждый месяц приношу в школу 200-250 тыс. руб., - говорит Александр Попов на той же оперативной видеозаписи. - Я же директор». Как-то же надо на школу зарабатывать. 15 млн в год надо лицею. Бюджет даёт только 4 млн.

То есть всё остальное - родители и его заработок.

Попов сделал тайное явным и скандальным: никакого бесплатного образования давно нет, а за хорошую школу люди давно готовы платить.

Он педагог, каких Бог создаёт штучно. И теперь он может оказаться в тюрьме. Это справедливо? Кому понадобилось уничтожать один из ведущих физматлицеев страны?

Особое мнение

Захар Прилепин, писатель:

- Я вырос в семье учителя и директора школы, знаю, как сложен этот труд, и вижу, насколько сильно вкладывается в свою работу Попов. Попов - профи, работяга и умница. Порукой тому - то, что он сделал свой лицей одним из сильнейших в стране (количество его выпускников, попавших в большую науку,  говорит само за себя). Я настоятельно рекомендовал бы всем «создателям» этого дела хорошо подумать. Попова знают по всей стране как истинного учителя и мастера - неужели вы тоже хотите известности? Я, знаете, не уверен, что слава, которую вы получите, вас устроит. Потому что это будет дурная слава.

Где «Перельманы»?

- Нельзя делать школу сферой услуг, - считает петербуржец Сергей Рукшин, заслуженный учитель РФ, легендарный педагог, вырастивший двух филдсовских лауреатов (это главная математическая премия мира) - Перельмана и Смирнова.

- По замыслу реформаторов образования школа должна лишь показать, где нужно взять знания. То есть дать компетенции. Это точка зрения двоечника. Тогда самой компетентной у нас оказывается госпожа Простакова из фонвизинского «Недоросля» с её «географию пусть извозчики знают!». А теперь представьте дежурного на атомной станции, хирурга, делающего операцию ребёнку… Они в курсе, где взять нужные данные, но решение надо принимать здесь и сейчас! Я также против, когда образование полностью переводится на рыночные рельсы. Это не услуга, а системообразующий институт нации, формирующий человека и гражданина. И от того, каким он будет, зависит национальная безопасность государства.

Елена Данилевич, «АиФ-Петербург»: Учителей принято считать нищими, но сейчас в Петербурге средняя зарплата педагогов - 27 тыс. руб. Это не перемены к лучшему?

Сергей Рукшин: Нет! Зарплаты растут, но за счёт чего? Цена этой прибавке - повышенные нагрузки и снижение качества преподавания. Обычная учительская ставка - 18 уроков в неделю. А хороший урок требует времени на подготовку, освоения современных методик. Потому что «если сегодня будем учить, как вчера, украдём завтра». Никто не отменял и проверку тетрадей, заботы классного руководителя. А электронный документооборот? Он введён не вместо, а вместе с бумажным. Знаю литераторов, химиков, которые получают и 80 тысяч, но при этом вкалывают по 40-50 часов. О каком индивидуальном подходе может идти речь?

Е.Д. «АиФ-Петербург»: Вы член Общественного совета Министерства образования и науки РФ. Наверняка поднимался вопрос, почему государство держит образование в чёрном теле?

С.Р.: Боюсь, что наша буржуазия, которая собралась вокруг газовой и нефтяной труб, не заинтересована, чтобы в стране развивалось образование. Входящие в этот клуб думают, что, если надо, могут купить западные технологии, замечу, не самые передовые. Или завлечь светил. 300 лет назад Пётр I приглашал в Петербург иностранцев и платил им огромные деньги, чтобы они создавали нашу науку. Спасибо ему за это. Великий математик Эйлер, приехав из Швейцарии, работал в России и похоронен в Александро-Невской лавре. Историк Миллер кодифицировал русские летописи. Сейчас наоборот. Разрушаем Академию наук, чтобы пойти на поклон Западу…

 


Е.Д. «АиФ-Петербург»: Ленинград всегда лидировал в подготовке одарённых детей. Вы сами создали систему, помогающую найти таланты. Есть ли сейчас одарённые? 

С.Р.: Не люблю определения «одарённый». Очень часто это тот ребёнок, который сначала ничем особым не выделялся, но его научили думать, развили способности, и он стал «золотым». В этом году исполняется 80 лет, как в Ленинграде началась такая работа - была организована научная станция, затем эстафету подхватил Дворец пионеров. И сегодня мы ищем в 4-5-х классах ещё мотивированных к интенсивному обучению детей. Так вот сейчас эта мотивация опасно смещается. Если раньше родители гордились, что ребёнок увлечён географией, геологией, то сегодня возражают. Не хотят, чтобы был нищим. Говорят: «Учи языки, гуманитарные предметы, станешь чиновником или юристом». И те, кто мог быть выдающимся конструктором подлодок, самолётов, строить плотины, будет заниматься чуждыми ему вещами. В масштабах страны это трагедия.

Многие получают у нас хорошее школьное и вузовское образование, но вот в аспирантуру уезжают за рубеж. В этом году закончили матмех СПбГУ два моих замечательных ученика, золотые медалисты международных олимпиад. Один, к счастью, поступает у нас, а второй отправился в Швейцарию. Золотой медалист Коля Гравин - в Сингапуре. Единственная в стране обладательница тройного «золота» Женя Малинникова осталась в Норвегии. Учтём, что в силу шоковых изменений у нас произошёл огромный разрыв поколений между теми, кто знает и умеет, и нынешними 20-летними. Этим во многом объясняется и недостаток научно-технических кадров. Результат - участившиеся катастрофы, разрушающиеся электростанции и никак не могущие взлететь ракеты.

Читайте также 

 

Оставить комментарий (2)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество