Школьники из России доказали, что в знании физики, химии и биологии в мире им нет равных. Таков результат последней Международной естественно-научной олимпиады юниоров, которая проходила в ЮАР.
Героев олимпиады, золотых медалистов 15-летнего Айнура Максутова и 13-летнего Максима Дидина, роднит то, что оба они из небольших городов, учатся в обычных школах, растут в многодетных семьях со скромным достатком.
Схватывал на ходу
Младший из победителей Максим Дидин живёт в старинном русском городе Переславль-Залесский (42 тыс. жителей). «Ещё когда я только была беременна, муж уже мечтал, как мы будем развивать сына, - рассказывает мама мальчика Ольга. - Когда он родился, мы рядом с кроваткой повесили большую азбуку, Максим очень любил её разглядывать, а мы называли ему буквы. В годик он азбуку уже знал, потом я начала писать карточки с разными словами: «мама», «папа», «она» и т. д. Игра была в том, что я сначала называла слова на карточках, а потом просила найти карточку с нужным словом. В два года Максим начал понемногу читать. В 3 года муж научил Максима играть в шахматы, и в 4-5 лет шахматы для него затмили всё остальное. Сын любил всё систематизировать, рано научился считать, к 5 годам складывал дроби. Все занятия проходили в игровой форме, поэтому Максим не воспринимал их как тяжёлый труд. Он у нас очень подвижный, всё делал на ходу. И, когда пошёл в школу, с этим возникли проблемы. Он физически не мог высидеть за партой урок, начинал лазить под стол. Через неделю мы забрали Максима на домашнее обучение. Муж по образованию физик, он занимался с сыном точными науками, я - русским языком, историей. Детские исторические книги мы всегда на ночь вместе со сказками читали, детям (у Максима два младших брата) они очень нравились. Всю начальную школу сын занимался дома. А с 5-го класса Максим снова пошёл в гимназию: он повзрослел, стал нормально сидеть на уроках. Только математику по-прежднему изучает дома, в школе сдаёт контрольные и экзамены.
Живём мы в частном доме, Максим любит землю: его не надо просить вскопать грядку, выполоть сорняки, он делает это с удовольствием. А недавно сын смастерил книжные полки». Что до победы на олимпиаде, то в разговоре с «АиФ» Максим заметил: «Задачи там были несложные, проще тех, к которым нас готовили на сборах».
Перерос учителя
В том, что задачи на олимпиаде были несложные, с Максимом согласен и Айнур Максутов, который стал не просто золотым медалистом олимпиады, он - первый среди всех участников по абсолютному рейтингу набранных баллов, то есть абсолютный чемпион. Айнур живёт в Нефтекамске, учится в гимназии № 1. Его папа трудится мастером на производстве, а мама - диспетчером на заводе, две старшие сестры уже окончили вузы. Благодаря Айнуру родители недавно попали на приём к мэру города. Администрация вручила «золотому» школьнику денежную премию, а один из городских предпринимателей подарил бесплатный Интернет на всё то время, пока юноша будет жить в Нефтекамске. «Тогда-то, наверное, впервые в нас гордость за сына проснулась, - рассказывает «АиФ» мама школьника Залия. - Сына показывали по телевизору, в моей родной деревне эта новость стала номером один, ведь Айнур туда на каникулы приезжает. Там видели, как он дрова рубит, дом ремонтирует, а тут вдруг по телевизору показывают. Люди искренне радовались за Айнура, звонили нам в Нефтекамск, поздравляли». По словам учителя биологии Флариды Гумеровой, именно в семье Айнуру привили редкое трудолюбие, дисциплину, аккуратность: «Говорят, талант многогранен, и это правда. Вот Айнур не только любит биологию, физику и химию, он закончил музыкальную школу по классу фортепиано и вокала, недавно выиграл конкурс молодых музыкантов. Он прекрасно поёт - от песен на родном языке до итальянской «Санта Лючия». Я не перестаю удивляться, как Айнур много читает научной литературы. Могу признаться, что сейчас, в 10-м классе, он по знаниям в чём-то меня перерос».
С одной стороны, Максим и Айнур очень разные, но есть в их судьбах общие моменты. У обоих крепкие, дружные семьи, где уважительные отношения между родителями передаются детям. В материальном плане и у тех, и у других всё скромно. Как сказала мама Айнура: «Есть что надеть, и есть что поесть». При этом на вопрос «АиФ»: «Есть ли желание заработать побольше денег?» - ребята ответили практически одинаково: «Это не так интересно. Интересно принести пользу, изобрести что-то новое».
Комментарий
Ефим Рачевский, народный учитель России, директор Центра образования «Царицыно» № 548 г. Москвы: «В случае с героями статьи произошло то, что называют в педагогике словом «встреча»: талантливый ученик встретился с талантливыми педагогами. И закономерно, что ребята учатся в государственных, а не частных школах. Дело в том, что в наших частных школах занимаются далеко не самые продвинутые дети. Важна ещё и мотивация. У детей, за которыми не стоят мешки денег, она, конечно же, выше. Для них успешная учёба в школе - социальный лифт, с помощью которого они попадут на бесплатное обучение в серьёзные вузы страны. Вы, кстати, знаете, что, например, на физфаках и мехматах российских университетов взяток никогда не было? Не приносят туда денег в конвертах, потому что дашь, поступишь... А дальше-то что? Там же учиться надо!
Закономерно, что успеха добиваются ребята из провинции. Это иллюзия, что самые лучшие школы и учителя в Москве и Питере. Именно регионы сегодня богаты самородками.