Ямбург Евгений Александрович 12:30 06/06/2011
Это беда, связанная с контентом, он весь развращающий. Я совершенно не склонен, потому что у меня есть опыт и создания фильмов, и написания сценариев, и журналистский опыт, обвинять журналистов, они жертвы того же рынка, там нужна драматургия, это всегда рождает рейтинги, рекламу, и т.д.
Если мы хотим некий нравственный контент, почему его трудно делать? Создавать в литературе положительные образы гораздо сложнее, чем отрицательные. Тогда это государственная забота, эти вещи надо финансировать. Более менее с этим справляется канал «Культура», который смотрят 2 % населения, где самые глубокие серьезные вещи тоже идут в 12 ночи для тех, кто не спит в Восточной Сибири. Это очень серьезная государственная программа. Это очень деликатная штука. Никакая паточная сладостная картинка сегодня никого уже не привлечет и будет вызывать только аллергию, требуется такая мобилизация творческих сил, чтобы это было и остро и нравственно одновременно, это сложнейшая творческая задача, которую надо выполнять.
AIF.RU Ведущий конференций 12:30 06/06/2011
Вы считаете, это возможно в России в современных условиях?
Ямбург Евгений Александрович 12:30 06/06/2011
Я считаю, что это возможно. Во-первых, в отличие от телевидения я вижу каждый день нормальных детей, поэтому я оптимист. Во-вторых, я являюсь одним из учредителей конкурса «Дебют» (литературной премии молодым писателям до 25 лет). Когда 40 тысяч рукописей в год поступает из глубинки, я уже вижу и будущих Трифоновых, и Астафьевых. Конечно, встречаются и графоманы, но там есть совершенно потрясающие произведения.
Нет, русская культура не умрет, мы только должны быть умнее, те, кто отвечает за ее развитие: управленцы, деятели образования, культуры. Я даже не буду осуждать фильм «Школа». Это была красивая провокация, все возбудились, кто о нем сейчас помнит? На 6 серии перестали смотреть, но все получили свое удовольствие. Выступившие против фильма выглядели наивными дурачками, которые не видят правды жизни, интеллигенция восхитилась, что наконец, на телевидении правда появилась - все получили удовольствие.
Между тем, в Российском кинематографе есть огромный положительный опыт. Я помню, как мы все педагоги, вопреки цензуре, защищали фильм Ролана Быкова «Чучело». Он тоже не о радостях, он жесткий, но там была видна четкая нравственная позиция автора. Я бы по телевидению показывал фильм «Общество мертвых поэтов» - блистательный фильм. В этом смысле надо просто уметь работать. Я веду много лет факультатив по истории кино, дети все посмотрели фильм «Аватар» я ничего против не имею, технически работа блестящая, но все примитивно. Я предложил посмотреть фильм Тарковского «Солярис» - «…только я начал его понимать с 5 раза, надеюсь вы поймете с третьего» - сказал я. Не надо считать детей глупее, просто мы-взрослые в неоплатном долгу. Мы опустили руки, а зря. Ну что ж, все переносится в сферу клуба. В «попокорновых» кинотеатрах не будут смотреть серьезный фильм, потому что надо после просмотра что-то объяснить, оставить их на 3 часа на обсуждение. Это не есть коммерческие вещи, но без этого не будет культуры. В том же мультфильме Бардина «Белая ворона» или «Адажио» вся матрица культуры. 8 минут – бумага, музыка, а «Аватар» отдыхет. Это и есть русская культура. Куда это делось? Это значит, мы этим инструментом просто не пользуемся. На кону дети, вот почему молчать нельзя.
AIF.RU Ведущий конференций 12:30 06/06/2011
Современная школа по вашему – это воспитатель или продавец знаний?
Ямбург Евгений Александрович 12:30 06/06/2011
Школы разные: есть продавцы знаний, а есть воспитатели. У нас театры все одинаковые? Все зависит от главного режиссера, актерского ансамбля – они разные. Но в душу западают те школы, где, как писал Пушкин: «Нам целый мир чужбина, Отечество нам царское село». Подумаешь, школа - 29 мальчиков, а хватило на 200 лет русской культуры… (смеется).
AIF.RU Ведущий конференций 12:31 06/06/2011
Как Вы думаете, современная русская школа – это отражение нашего общества со всеми его проблемами, недостатками?
Ямбург Евгений Александрович 12:31 06/06/2011
И да, и нет. Школа не на Луне. Все кричащие противоречия – те, которые повисли в воздухе. А с другой стороны, в 1929 году в Америке была опубликована книга «Способна ли школа создать новый порядок?». Я думаю, что способна. Она все-таки должна опережать. Это достаточно больно, вы не встретите даже понимания среди родителей. Мы ставим в задачи нравственное воспитание человека. А он не успешен сегодня, получается мы подставляем детей? Это все непросто. Но я все равно верю, что школа сегодня, когда она осталась единственным институтом, не ангажированным до конца, все-таки должна работать на опережение, как бы больно нам, педагогам, не было, а иначе будущего не будет. Школа есть инструмент очеловечивания.
AIF.RU Ведущий конференций 12:31 06/06/2011
Будем надеяться, что, благодаря нашей школе государство поменяется, а не наоборот.
Спасибо большое!