Такие «подарки» сулит педагогам новый закон об образовании. Учителя небольшой сельской школы, в которой побывал корреспондент «АиФ», уже потеряли треть окладов. Но сохранили нечто большее.
Об этом рассказывает заслуженный учитель РСФСР Татьяна Конова.
«AиФ»: - Татьяна Дмитриевна, в вашей школе на 60 учеников - 19 учителей: получается, на трёх детей один учитель. Почти индивидуальное обучение...
Татьяна Конова: - Я в этой школе (село Старая Казинка Тамбовской области. - Ред.) всю свою жизнь проработала, 40 лет. Помню, как строили новое здание в 1977 г. Тогда у нас был большой колхоз, рассчитывали на 450 учеников, в классах по 30 человек сидело. А в 90-е годы всё распалось, люди без работы остались и в город потянулись. Сегодня в каждом классе по 6-7 учеников, но они получают полное среднее образование. Посмотрите наше расписание: алгебра, геометрия, химия, физика, история, биология, английский язык - не хуже, чем в городских школах, и все специалисты с высшим образованием.
«AиФ»: - В связи с реформой образования многие сельские школы закрылись. Как вам удалось свою сохранить?
Т. К.: - У нас негласное распоряжение по области - оставить в каждом районе 2-4 базовые школы, остальные расформировать. Но наш районный глава С. В. Щукин отстоял 9 школ, а такие, как наша, сделал филиалами. Сегодня мы - Староказинский филиал Новоникольской средней школы. Хорошо, что местная власть понимает: если исчезнет школа, можно стирать с карты и село. И ещё: в нашей школе работают два музея - И. Рахманинова, на месте усадьбы которого построена школа, и фольклорный музей. У нас здесь ежегодно Рахманиновские чтения проходят, приезжают люди из Тамбова, Москвы, из-за границы. Для всего села это праздник. Получается, что школа - культурный центр в глубинке. Ни у кого рука не поднялась его уничтожить. Так и выжили.
«AиФ»: - В почте «АиФ» очень много писем от учителей, которые в связи с реформой ждут увольнений, потеряли в зарплате из-за «подушевой» оплаты.
Т. К.: - Да, мы тоже потеряли в зарплате где-то треть. Но ни один педагог из школы не убежал. Мы ведь в коллектив случайных людей стараемся не брать. Почти все местные, многие нашу же школу окончили, мои ученики бывшие есть. Вот ещё два парня, пятикурсники Мичуринского пединститута (Мичуринск - райцентр Тамбовской обл. - Ред.), наши выпускники, сейчас на практике работают, получат диплом и домой вернутся. А городской учитель в сельской школе работать полноценно не может. Уроки закончились - он на автобус спешит. А мы здесь, если надо, с ребёнком и два, и три часа после уроков сидим. Нет, это не репетиторство, да простят меня мои городские коллеги, у меня рука не поднимется с родителей деньги за это взять. Это всё равно что душу свою продать...
3 медалиста на 7 человек
«AиФ»: - Министр образования А. Фурсенко объяснил закрытие маленьких школ тем, что в них, мол, дети получают неполноценное образование, для них дорога в вуз автоматически закрыта.
Т. К.: - Так это же от учителей всё зависит. В этом году мы выпустили 9 детей. Только двое поступили в колледжи, остальные 7 - в институт. А в 1996 году из семи выпускников трое были золотые медалисты. Вот вы правильно сказали, у нас почти индивидуальное обучение. Я с 5-го класса потихоньку ввожу углублённую программу по русскому языку и литературе. У кого-то укладывается в голове, у кого-то нет, но общий уровень всё равно высокий. Наши дети обязательно участвуют в областных олимпиадах, научных конференциях. И ещё один показатель: ЕГЭ по русскому языку в этом году наши выпускники сдали успешно - на 80%!
«AиФ»: - В последние годы не утихает спор о том, кто должен воспитывать ребёнка - семья или школа. Родители деньги бросились зарабатывать, учителя говорят, что за эти копейки они только программу отрабатывают. В результате ребёнок брошен.
Т. К.: - Да нет здесь никакого спора. Наших детей мы должны воспитывать вместе. Селяне, несмотря на трудную финансовую ситуацию, заинтересованы, чтобы дети учились. Вот в этом году мы подсчитали: чтобы собрать ребёнка в школу, надо 7-9 тыс. руб. Это и форма (она у нас обязательна), и учебники. Люди деньги всем миром собирали, но отправили 1 сентября детей со всем необходимым. Многодетным мы помогали, субсидии выбивали. А как иначе? Мы не делим детей на своих и чужих. У одного мальчика мама запила, отца нет, получается, неблагополучная семья. Ходим к ней, разговариваем, дополнительно с мальчишкой занимаемся, он не чувствует себя брошенным. Вообще детей после уроков из школы не выгоняем. Каждый учитель ведёт кружок, мальчишки до вечера в футбол гоняют или в зале в баскетбол играют. Школа - это дом и наш, и детей.
Работа с чистыми душами
«AиФ»: - Вы известный педагог, президентский грант получили, медаль «Патриот России». Не было мысли карьеру сделать, в город уехать?
Т. К.: - Карьера учителя - это успехи его учеников. Мне предлагали места и в Мичуринске, и в Тамбове. А старший сын, он священник, мне сказал: «Мама, куда ты собралась? Город - безбожный край!» Я считаю внутренним предательством бросить всё, что сделано своими руками, бросить своих детей. Я ими действительно горжусь, всеми - и теми, кто успехов добился, и теми, кто просто людьми хорошими выросли. Помню, когда решила стать учителем, спросила своего папу, как он к этому относится. А он сказал: «Ты же с чистыми душами работать будешь, это такая благодать». Приходит к тебе ребёнок, а ты видишь не то, что он сейчас собой представляет, а то, что из него получится. Видишь только хорошее и развиваешь это. Если получается - вот он, успех учителя, не получается - горечь большая.
«AиФ»: - Медаль «Патриот России» вам за уроки краеведения вручили и за музеи, которые вы в школе организовали. А сегодняшние дети, живя в материальном мире, патриотами могут стать?
Т. К.: - На словах можно быть кем угодно, главное - чтобы в душе это зародилось. Всё, что вы в этих музеях видите, мы вместе с детьми по крупинкам собирали. Историю семьи Рахманиновых лучше нас, похоже, никто не знает. В этом году выпускница наша писала работу о том, как породнились семьи Пушкиных и Рахманиновых... В фольклорном музее многие экспонаты из сундуков бабушек наших учеников. И это не просто вещи за стеклом. Тамбовский народный костюм, платья, юбки-блузки мы надеваем, когда спектакли ставим, если чего не хватает, сами шьём. За это старинное зеркало наши дети огород бабульке вскопали. А вот эти иконы женщина сама нам принесла, когда её мама умерла. В них ценности никакой, но на них несколько поколений староказинцев молились. Всё детям объясняем, рассказываем. К 65-летию Победы собирали семейные фотографии, награды фронтовиков наших, сельских. Дети для себя прежде всего многое про своих дедов-прадедов узнали. Теперь вот тему православия потихоньку вводим. Наконец в селе стали восстанавливать давно разрушенную церковь, мой сын там приход открыл. Говорим с детьми на эту тему. Ведь все наши беды и невзгоды от того, что мы слишком горды и тщеславны. А детям нужна духовная свобода, не та, псевдо-, что американской культурой навязана, а настоящая. Всё это у детей оседает и потом свои всходы даёт. И я уверена, что духовно мы так село возродить сможем - мы, сельские учителя. Только ещё надо материально помочь, чтобы работа была, чтобы дети после института сюда ехали. Но нам это уже, к сожалению, не под силу.
Досье
Татьяна Конова родилась в 1946 г. в Рязанской обл. Окончила Мичуринский пединститут. Заслуженный учитель РСФСР, победитель президентского гранта, награждена медалью «Патриот России».