Можно ли это искоренить? Об этом «АиФ» беседует с Ярославом Кузьминовым, ректором Высшей школы экономики, председателем комиссии Общественной палаты России по развитию образования.
Мест нет?
«АиФ»: - Ярослав Иванович, ЕГЭ постоянно улучшают, но всё впустую. Родители выпускников нам пишут, что в южных республиках можно купить 100-балльный результат...
Я.К.: - Если вы думаете, что до введения ЕГЭ было не хуже, то ошибаетесь. Просто в системе устных экзаменов это было не видно обществу. ЕГЭ как формально независимая от школ и вузов оценка знаний - это серьёзное достижение. Оно реально повысило доступ в ведущие вузы для выпускников из отдалённых районов, из небогатых семей. В нашей «вышке» таких студентов стало в два раза больше, чем до ЕГЭ.
Да, наряду с реальными талантами в Москву и Питер попадают и те, кто «чудесным образом» получил 90-100 баллов. Но таких, по нашим исследованиям образования, не больше 10%. Дальше всё зависит от вуза - где строго спрашивают со студента, липовые отличники не живут больше одной сессии. Посмотрите на Физтех, на мехмат МГУ, на ВШЭ. Нет такой проблемы. А вот если и в вузе ты можешь «договариваться» об оценках - тогда беда. Но это беда не ЕГЭ, а морали и профессионализма образования в целом. Общественная палата предлагала меры по совершенствованию ЕГЭ. «Третья часть» задания, которая даёт максимум баллов и оценивается «вручную», а не компьютером, должна проверяться в другом регионе, не там, где сдают экзамен. ЕГЭ должен быть разбит на два уровня - «базовый» и «продвинутый», который даёт максимум баллов. Последний должен содержать только творческие задания, организовываться и проверяться ведущими специалистами страны, людьми с именем. Хорошо бы учитывать наряду с ЕГЭ средний балл в школе за 3-4 последних класса.Что грозит школьнику за нарушение правил сдачи ЕГЭ? >>
Я.К.: - С этим мы тоже боремся. За свой счёт - набираем на 15-25% больше студентов, чтобы «перекрыть» недобросовестных абитуриентов. Жёсткая конкуренция лишь в 30-40 вузах страны, именно ради МГУ, МГИМО, ВШЭ, СПбГУ и т. п. покупаются высокие результаты ЕГЭ. В остальные вузы, положа руку на сердце, берут и со средними результатами. Так давайте с учётом несовершенства ЕГЭ дадим этим вузам, в которые все так рвутся, возможность брать больше студентов с расчётом на то, что часть отсеется.
Работа руками
«АиФ»: - Сейчас повышают престиж колледжей: мол, нужны рабочие руки…
Я.К.: - Чиновнику легко «повысить престиж», проведя два утренника и повесив лозунг. Но престиж колледжа от этого не вырастет.
Социология показывает - очень многие чувствуют себя неполноценными без высшего образования! Треть людей имеют талант - работать руками, но многие не делают этого, потому что не могут получить высшее образование в этой области. Почему бы не сделать прикладное высшее образование для парикмахера, ресторатора? Для квалифицированных рабочих в строительстве, на транспорте? Люди, выбравшие этот сектор в России, тоже хотят развиваться и быть признанными как профессионалы, но пока не имеют такой возможности. Мы остались одной из последних стран, где есть техникумы. Во всех развитых странах они превратились в университеты прикладных наук, чтобы люди не отказывались от профессий, потому что это непрестижно, и чтобы не оставляли многие профессиональные области на откуп мигрантам. Об этом тоже нужно помнить. Масса профессий заполнена ими, а граждане России получают в это время в два раза меньше, зато сидят в офисе. Это глупо.