В этом году Единый государственный экзамен стал единой формой итоговой аттестации выпускников школ и приема абитуриентов в вузы страны. В прямом эфире «АиФ» члены Общественной палаты Любовь Духанина и Ефим Рачевский рассказали, так ли страшен ЕГЭ, как его малюют.
- Одна из читательниц прислала нам вопрос о будущем российского образования: «Образование в России оставляет желать лучшего. Ещё недавно мы были «самой читающей страной», а теперь к книгам детей за уши не притащишь. Что будет дальше? Неужели население деградирует полностью?»
Е.Р.: - Две разные вещи: быть читающей страной и качество образования. Мы никогда не были самой читающей страной в мире. На днях я был на парламентских слушаниях. Выходной день, магазины открыты, бутики на Тверской – ни души. В магазине «Москва» протолкнуться невозможно. Они работают до часу ночи. В Риме, в Лондоне книжные магазины работают до 4-5 утра. У нас были самые дешевые газеты. И книги были очень дешевыми, но недоступными – дефицит же был. Теперь дефицита книжного нет, но они доступны среднему классу, равно как и газеты. И мы перешли от некогда читающей стране к стране зрителей: мы все воспринимаем через образ, навязанный нам телевизионной культурой. Что касается образования, это иллюзия насчет того, что оно было самым лучшим в мире. Оно было другим, отличным от того, что делалось в Европе или США. Сегодняшнее наше образование не хуже и не лучше, чем то, что было. Оно тоже другое, оно более культуросообразно.
Л.Д.: - Я могу сказать, что вообще ни о чем нельзя говорить вообще. Нужно говорить в преломлении конкретных образовательных программ по подготовке конкретных специалистов. Если говорить о периоде СССР, наверное, мы действительно хорошо всех готовили для оборонных отраслей промышленности, для космоса, но, наверное, мы недостаточно хорошо готовили специалистов по общественным наукам.
Е.Р.: - Но один выдающийся образовательный деятель - я имею в виду нашего премьер-министра Владимира Путина - сказал: «Нафиг нам нужны международные рейтинги? Давайте мы свой устроим». Потому что по международному рейтингу его вуз где-то на 140-м месте. А если мы свой внутри устроим, конечно, он будет на первом. Нам этого не надо. Нам нужны специалисты международного уровня.
Л.Д.: - Конечно, но если в России будет создан рейтинг, который признает весь мир, это тоже неплохо.
- Другой читатель просит вас ответить на вопрос, почему на ЕГЭ по математике детям запрещают пользоваться простым калькулятором, без особых лишний свойств? «Ведь все сложные вычисления, которые в основном встречаются в заданиях части В, отнимают много времени, и 4 часов, которые отводятся на экзамен, не хватает».
Е.Р.: - Я солидарен с задавшим вопрос. Я бы разрешил. По математике, по единственному предмету достигнут некий консенсус между двумя концептуальными подходами. Есть вероятность, что со следующего года разрешат калькуляторы. В этом я вас уверяю. Это я заявляю впервые.
- Имеют ли вузы право назначать дополнительные вступительные экзамены?
Е.Р.: - Постановлением определено: 24 вуза РФ имеют право устраивать дополнительные испытания, как правило, это не столько вузы, сколько специальности в этих вузах. Как правило, те специальности, которые не являются остро востребованными государством, но на которые гигантский спрос. Например, юриспруденция, психология, журналистика и так далее. В то время, когда очень нужны, допустим, инженеры-электрики. Не знаю, сохранится ли это положение на будущий год.
Л.Д.: - Оно сохранится как принцип, но каждый год вузы должны будут подтверждать свое право на дополнительные испытания. Разработана целая система критериев, некоторые из них связаны с тем, какого уровня дети поступают.
Е.Р.: - И это вузы, требующие специальных умений. Допустим, цирковое или театральное училище и так далее. Или Академия физической культуры и спорта. Количество вузов даже не лимитировано.
Л.Д.: - В прошлом году был курьезный случай: человек отправил в порядка 60 вузов.
Е.Р.: - И в большинство был закончен. Семья чуть с ума не сошла, что же выбрать.
- Несколько лет назад была информация о том, что сертификаты ЕГЭ будут признаны иностранными вузами. Сейчас это так?
Л.Д.: - На сегодня окончательного решения нет. Думаю, наше Министерство образования будет продолжать работать в этом направлении. Признаны же аттестаты, а не сертификаты.
Е.Р.: - Идет переговорный процесс. Нам надо сделать непременно так, чтобы их бакалавры и наши документы об окончании школы были уравнены в правах. Процесс идет.
Л.Д.: - Это одно из жестких условий при вхождении России в ВТО. Это даст возможность и другую. Для детей из зарубежных стран приезжать учиться к нам. Это создает очень хорошие конкурентные условия для наших вузов.
Е.Р.: - И таких детей становится все больше. Причем если раньше в РУДН мы учили будущих президентов стран Азии, Африки, Южной Америки, то теперь там учатся дети из Европы, из Северной Америки. Потому что интерес к нашему образованию растет. В Европе не драма, а почти трагедия – никто не идет на естественнонаучные специальности. Они вынуждены привлекать Индию, Китай, Россию, Белоруссию и так далее. Поэтому научно-техническая элита в Европе становится постепенно этнически не европейской. Они это рассматривают как реальную угрозу для себя. Их выпускники заканчивали Сорбонну, плавают в свободном интеллектуальном поле и никак не реализуют свой диплом. Поэтому интеграция очень актуальна. Более того, один из лидеров образования Европы сказал ,что предпочел бы видеть на этих должностях все-таки ребят из России, а не из каких-то других мест.
- Может ли школьник пересдать ЕГЭ в июле по любому из предметов, если, к примеру, первый экзамен он сдаёт на 3, а не на 2?
Л.Д.: - Не могу сказать «нет». Но пока и не могу сказать «да», потому что нужно уточнить все детали процедуры подобных пересдач. Информацию мы уточним в Рособрнадзоре и обязательно ответим вам.
- Расскажите, как нужно готовиться к Единому госэкзамену?
Е.Р.: - Главное – убрать панику из этой ситуации. Это больше касается не столько детей, сколько их родителей, потому что они волнуются значительно больше, чем дети. Я даже предложил неделю назад, чтобы все СМИ на период сдачи ЕГЭ устроили мораторий на комментарии этого мероприятия. Дайте спокойно сдаться, а потом что хотите то и пишите!
Итак, первая готовность – не предметная, а психологическая. Поэтому в школах, где есть психологи (если их нет – их приглашают), объяснять, в чем заключается этот процесс. В одном регионе родителям зимой было предложено фрагментарно сдать ЕГЭ. Когда они это сделали, поняли, что сдать ЕГЭ вполне реально.
- Достаточно ли знания школьной программы для сдачи ЕГЭ?
Л.Д.: - Готовиться к ЕГЭ нужно в школе в рамках той программы, с тем учителем, который преподает в вашем классе.
Е.Р.: - У меня такая же позиция. Есть статистика. Если ученик в течение 10-11 класса прогуливает менее 20% занятий, он обречен на успешную сдачу ЕГЭ в части А и, возможно, в части В. Если он не пропускает вообще, то без всякой специальной подготовки он сдаст и часть А, и часть В. Если он хочет попасть в продвинутый вуз и школа его не удовлетворяет, тогда надо идти на курсы. Курсы сейчас разнообразные. Есть даже те, кто просто пытается состричь деньги быстренько. Экспертным сообществом в данном случае может быть только родной учитель, он подскажет, он знает ученика, что получается, что не получается.
Л.Д.: - Пороговое значение находится в области А. Если пропусков меньше 20%, он точно порог пройдет.
- Что бы вы могли пожелать тем, кто сейчас сдает ЕГЭ, тем, кто будет сдавать его в следующему году?
Л.Д.: - И тем и другим только успехов и высоких результатов.
Е.Р.: - Ничего не бояться. Есть вещи пострашнее намного. Всегда что попробуешь – то потом уже не страшно. Не прогуливайте и побольше читайте, меньше смотрите телевизор.
Л.Д.: - И меньше сидите в Интернете.
Е.Р.: - И меньше ешьте на ночь.
Л.Д.: - И делайте зарядку по утрам.
Е.Р.: - Или пробежку!
Полный текст онлайн-конференции Любови Духаниной и Ефима Рачевского вы можете прочитать здесь.