На VI съезде Всероссийского педагогического собрания премьер-министр Владимир Путин признал: система ЕГЭ нуждается в совершенствовании. Учёные более категоричны: «ЕГЭ разрушает умение учиться, излагать свои мысли, отделять главное от второстепенного».
Так считает Наталия Нарочницкая, глава европейского Института демократии и сотрудничества, президент Фонда исторической перспективы.
Бульон для гения
«АиФ»: - Наталия Алексеевна, общественности удалось отстоять обязательное изучение гуманитарных предметов в 10-11-х классах. Но принятие новых стандартов отложено лишь на время. Да и ЕГЭ никто не отменял...
Н.Н.: - Единственная сфера, в которой мы были и, может быть, по-прежнему конкурентоспособны, - это образование. Когда я в 80-е годы работала в секретариате ООН, любой наш троечник по сравнению с коллегами из других стран выглядел корифеем эрудиции. И все поражались системности нашего образования и общему объёму знаний. При нашем отставании в культуре быта и поведении именно образование удерживало от огрубления нравов, которое мы видим сейчас. И поэтому надо было не уничтожать отечественный опыт в образовании, а лелеять его и даже продавать другим. Реформаторы изначально идут по ложному пути, заявляя, что нужно оставить только узкоспециализированные отрасли или поддерживать только отдельных гениев. Но гении не рождаются на пустом месте! Для этого необходим бульон из огромного мыслящего коллектива людей. Только нация, представляющая место своей страны в мировой истории, способна к модернизации, о которой так много сегодня говорится. И, конечно, не может быть модернизации, если мы не воспитаем подлинную элиту, что невозможно сделать без прикосновения к гуманитарной сфере.
«АиФ»: - Идеологи этих реформ кивают на Запад. Это их система так несовершенна или мы не то копируем?
Досье | |
---|---|
Наталия Нарочницкая родилась в Москве в 1948 г. C отличием окончила МГИМО. Доктор исторических наук. В 1982-1989 гг. работала в секретариате ООН в Нью-Йорке, была депутатом Госдумы РФ. Автор многих книг. |
Н.Н.: - Возьмите, к примеру, США, откуда мы скопировали ЕГЭ, который разрушает умение учиться, излагать свои мысли, отделять главное от второстепенного. Уровень массового образования там крайне низкий, невежество рядового американца - притча во языцех.
Хорошее образование можно получить только в университетах с педагогической традицией за плечами, ориентированной на национальное мышление, национальную культуру. Это и есть элитные учреждения. А у нас элитность измеряется наличием бассейна и поездок за границу за счёт богатых родителей.
Пресловутая демократия обязана гарантировать изначально равные возможности получить хотя бы среднее образование, что вовсе не исключает спецшкол и школ для одарённых детей. А у нас сейчас программируются именно неравные возможности самого доступа к образованию. Массово закрываются сельские школы. Выполняя договорённости в рамках Болонского процесса (в рамках которого Россия должна ориентироваться на европейские стандарты образования), мы будем вынуждены ликвидировать большинство региональных вузов. Лицензии останутся у двух-трёх. А приехать на учёбу в Москву, Петербург смогут единицы - слишком дорого. Что будет с молодёжью в провинции? Мы же одичаем! Какая модернизация?! Кстати, мои коллеги, профессора ведущих университетов в Европе, тоже в ужасе от Болонского процесса: он разрушает национальные системы просвещения.
Контроль рынка
«АиФ»: - За 8 лет население России сократилось на 2,2 млн человек. Вы как-то заметили: наш народ ощущает, что он вытеснен на обочину мировой истории, и не желает рожать детей. Можно ли это чувство вернуть?
Н.Н.: - У меня есть ощущение, что пик нигилизма в нашей стране уже пройден. Общество расстаётся с иллюзиями типа «моя хата с краю». Люди потихоньку перестают стесняться любви к Отечеству, чувствуют сопричастность к тому, что происходит в стране. При этом одновременно много протестных настроений. В Интернете ожесточённая полемика против власти. Я долго раздумывала, почему именно сейчас. Ведь в 90-е было гораздо хуже, а сейчас худо-бедно, но государство помогает тем, кто оказался на краю. Думаю, накопилось разочарование и даже возмущение от того, что не меняется заложенная первыми горе-реформаторами экономическая система, которая опрокинула в бедность огромные категории нужнейших профессий. Списки миллиардеров с сомнительным происхождением капитала, богатеющие чиновники, два островка современной жизни - Москва и Петербург, а 100 км от них отъехал - печка, колонка, туалет на улице... Наивно было думать, что при наших расстояниях, при нашей отдалённости центров производства и потребления всё будет регулироваться рыночными механизмами. Нужны усилия государства по преодолению этих условий. И внутренние тарифы на энергоносители должны быть ниже, и пассажирские перевозки надо компенсировать. А то у нас какое-то принудительное прикрепление людей к земле получается. Из-за отсутствия денег они даже родных своих навестить не могут, если живут в тысяче километров. Но главное, нужно вдохнуть жизнь в малые города. Развитие глубинки может стать основой модернизации.
«АиФ»: - Наши лидеры говорят много правильных вещей, но все начинания тонут в коррумпированной чиновничьей прослойке. Как с этим бороться?
Н.Н.: - Нечего ждать быстрых результатов! Во Франции мне один социолог рассказывал, что в 60-е годы ни одна проблема не решалась положенным порядком, а только через связи, процветали взятки. И понадобилось 30 лет, чтобы сжать коррупцию до того уровня, когда она не парализует государство. И нам надо спокойно, без иллюзий, но твёрдо наступать на это явление. Но только реформой правоохранительных органов, бесконечной перетасовкой чиновников мы коррупцию не победим, потому что корень её - в упадке морали. То, что мы сегодня имеем, - результат разнузданной пропаганды богатства без чести, вседозволенности и презрения к долгу. Кропотливый путь восстановления надо начинать с детсадов - учить видеть разницу между плохим и хорошим, порядочным и непорядочным. Этому учат, к примеру, старые русские сказки, и нечего ждать изменений, если дети воспитываются на американских мультфильмах, где героем является удачливый нахал.
«АиФ»: - Демократия за эти 20 лет после развала СССР у нас так и не прижилась. Зато недавно появился план десталинизации общества...
Н.Н.: - У меня этот план вызывает грустное недоумение и возмущение. Хотя в моей семье тоже была драма: репрессировали моего дядю, и отец в течение 20 лет писал в анкете: «Брат врага народа». Но я не понимаю, как можно учить детей топтать собственную историю. Никто в мире этого не делает! Что касается демократии, то она всё же есть, хотя и с заусеницами, но такую махину, как наша страна, быстренько «отредактировать» невозможно. Да и судьба европейской демократии, которой мы пытались подражать, весьма спорна. На Западе уже признано, что она функционирует по указке элит. А те в больших вопросах игнорируют волеизъявление масс что во внешней политике (вон что в Ливии творят!), что во внутренней. Несмотря на массовые протесты, идёт наступление на социальные права.
Никто не знает, что будет с Европой в ближайшие 20 лет. Надо это учитывать и воздержаться от слепого копирования всех без исключения направлений развития Запада. Россия - слишком большая величина, чтобы позволить себе роскошь слепого подражательства. Всё, что мы заимствуем, всё равно нужно переработать и найти собственный смысл жизни.