Что такое машина разграждения?
Одной из задач инженерных войск является проделывание проходов в заграждениях и разрушениях. Для выполнения данной задачи используется инженерная машина разграждения (ИМР). По сути, это инженерный танк, который передвигается на танковом шасси, имеет бронированный корпус, а днище укреплено стальными листами.
Машина предназначена для создания колонных путей — их прокладывают для движения воинских частей с их боевой техникой по бездорожью или целине. Также ИМР применяют для расчистки проходов в каменных и лесных завалах, работ с различными типами грунтов и расчистки глубокого снега.
Какие ИМР использовали в нашей армии?
В 1969 году на вооружение Советской Армии приняли ИМР-1. Весила она 37,5 т. На базе шасси танка Т-55 было установлено бульдозерное оборудование, которое могло работать в трех режимах — бульдозер, грейдер и «бабочка» (V-образный отвал). В зависимости от поворота отвала, ИМР-1 расчищала полосу шириной от 3,4 до 4, 15 м.
Также эта инженерная машина разграждения была оснащена восьмиметровой телескопической стрелой для выполнений погрузочно-разгрузочных работ (грузоподъемность — 2 т). А еще на ней были установлены войсковой прибор химической разведки и радиометр-рентгенометр ДП-3Б для работы в зоне химического и радиоактивного заражения.
В 1980 году на смену ИМР-1 пришла ИМР-2. Эту машину дополнили электромагнитной приставкой ЭМТ и установкой разминирования. Также на ней был установлен колейный ножевой минный трал со штыревыми взрывателями для проделывания проходов в минных полях. Благодаря герметичности и повышенной защите от радиации эту машину разграждения использовали для устранения последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В 1999 году ИМР-2 заменили на ИМР-3, сделанную уже на базе шасси от танка Т-90. У нее была усилена противоминная защита экипажа и увеличена толщина днища, а также увеличена защита от гамма-излучения. Башня с телескопической стрелой поворачивается во все стороны, а за счет универсального крепления на нее можно устанавливать и экскаваторный ковш, и рыхлитель, и захват. Масса машины увеличилась до 48 т, а если с минным тралом — то до 49,5 т. Максимальная скорость движения ИМР-3 — 60 км/ч.
Инженерные машины разграждения хорошо показали себя в зоне СВО при ликвидации завалов и заторов на отдельных участках дорог к освобожденным населенным пунктам Донецкой Народной Республики.