Официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин не подтвердил информацию о задержании второго подозреваемого по делу о чрезвычайном происшествии на АПЛ «Нерпа» в Японском море.
«Информация о задержании второго подозреваемого по данному делу не соответствует действительности. В качестве подозреваемого по этому делу проходит и задержан один человек – матрос Дмитрий Гробов, член экипажа», - заявил Маркин. Все остальные лица вызываются к следователям в качестве свидетелей.
О задержании еще одного подозреваемого - матроса Алексея Васильева - сообщил «Коммерсант». Васильев, Гробов и еще один матрос, имя которого не называется, вместе несли вахту в момент аварии на субмарине, когда была несанкционированно включена систему пожаротушения и люди отравились фреоном.
Как выяснилось, на матроса вышли благодаря своеобразному «черному ящику» подлодки - системе «Ротор», в которой фиксируются все команды, которые отдают системам «Нерпы» находящиеся на борту люди. Владимир Маркин сперва не раскрыл имени матроса, однако к середине дня это имя уже стало известно. Это Дмитрий Гробов. Однако подробностей о том, откуда он призывался и что он за человек, нет до сих пор.
- Я же говорю, что он сделал это без всяких оснований. Матрос утверждает, что действовал непреднамеренно и все произошло случайно, - заявил Владимир Маркин. От дальнейших комментариев он отказался, ссылаясь на тайну следствия.
Однако специалисты в этой версии сомневаются. Вероятность случайного включения системы пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая) равна нулю. На атомной подлодке (АПЛ) ее можно включить как в центральном пульте управления - здесь вахта несется всегда, так и на пультах в каждом из отсеков отдельно. На местных постах постоянной вахты нет, потому что они не связаны с важнейшими функциями корабля.
Один из офицеров подлодки характеризует матроса, который подозревается в причастности к трагедии как опытного подводника с многолетним стажем.
- Мы не верим, что он мог специально или случайно включить ЛОХ (лодочная объемная химическая защита). Я давно с ним служу - с 2003 года. Он не новичок. Грамотный специалист. Не первый год служит на флоте, - сообщил офицер. Он подчеркнул, что хорошо знает обвиняемого: «Мы дружим семьями. Наши дети растут вместе».
Между тем поспешностью выводов следствия встревожились в Общественной палате РФ. «Вызывает определенное беспокойство тот факт, что Следственный комитет так быстро определился с виновным в этой трагедии», - заявил в четверг глава профильной комиссии палаты, известный адвокат Анатолий Кучерена.
Он отметил, что «закон предусматривает проведение тщательного всестороннего расследования, сбора доказательств, вину же подозреваемых может подтвердить только суд». Как считает Кучерена, «есть опасность появления тенденциозности в ходе следствия».
- Виновник трагедии уже объявлен. А как же роль должностных лиц, которые должны были обеспечить исполнение всех требований эксплуатации военного судна? - заявил глава комиссии Общественной палаты, - Расследование по этому делу должно проводиться объективно и всесторонне, а действиям всех должностных лиц дана соответствующая правовая оценка. Я намерен взять под контроль следствие по данному делу.
Напомним, что 8 ноября на новой атомной подводной лодке, еще не принятой в состав ВМФ России, во время заводских ходовых испытаний произошло несанкционированное включение автоматизированной системы пожаротушения. В результате аварии погибли 20 человек, из них трое военнослужащих, 17 гражданских. В результате инцидента пострадал 21 человек, сейчас они находятся в госпитале. Подлодка своим ходом прибыла на базу.
Отметим, что в момент ЧП на борту лодки были флотский экипаж и большая группа представителей завода-изготовителя из Комсомольска-на-Амуре - всего более 200 человек. В носовых отсеках шедшей в подводном положении субмарины сработала химическая система пожаротушения. Люди не успели воспользоваться портативными дыхательными аппаратами и получили сильные отравления фреоном.
Для борьбы с огнем на подлодках российского флота (да и не только у нас) применяются две давно известные системы - ВПЛ (воздушно-пенная лодочная) и ЛОХ (лодочная объемная химическая). Они универсальные и применяются проектантами на различных типах подводных лодок - как на атомных, так и на дизель-электрических, пояснил источник, близкий к санкт-петербургскому КБ «Малахит», где проектировались многоцелевые подлодки.
Первая из двух систем представляет собой лодочный аналог пенного огнетушителя, размещается во всех отсеках и применяется личным составом (по команде или самостоятельно) при обнаружении первичных очагов возгорания или задымления. Из печальной статистики пожаров на наших подлодках, чаще всего причиной таких ЧП становятся короткие замыкания в электрооборудовании, его отказы или нарушения правил пожарной безопасности экипажем корабля.
На тот случай, когда возгорание перерастает в объемный пожар, угрожает отсеку и всему кораблю, предусмотрена лодочная объемно-химическая система подавления огня. Принцип ее действия предельно прост и по-военному бескомпромиссен: в очаг пожара под большим давлением подается газообразный фреон-114, который имеет свойство почти мгновенно замещать собою кислород и тем самым «душить» огонь.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.