Это знаменитое путешествие началось с того, что Моисей с помощью знаменитых десяти казней заставил фараона разрешить ему вывести народ Израиля из рабства. И все бы могло закончиться на этой мажорной ноте, если бы израильтяне не воспользовались паникой, царившей в Египте после проведенной высшими силами экзекуции, и не разграбили египетские дома. Нагруженные золотыми и серебряными украшениями, они покинули землю Гесем и направились на восток. Фараон, узнав о деталях отбытия израильтян из Египта, пришел в жуткую ярость и вместе со своей армией бросился в погоню за бывшими рабами. Роковая встреча произошла неподалеку от города Ваал-Цефон.
Переход через Красное море
Иудеи в оцепенении смотрели на приближающиеся колесницы, сожалея, что позволили увести себя из земли Гесем. Моисей же успокаивал свой народ, уверяя, что Яхве не покинет их. В самом деле, с наступлением темноты египтянам загородила дорогу огромная стена дыма и огня, продержавшаяся до самого рассвета. Утром Моисей вышел на берег моря и приказал волнам расступиться. И тотчас образовалась суша, по которой израильтяне поспешили перейти на другой берег. Разъ-яренный фараон ринулся вслед за беглецами, и в тот момент, когда он находился среди моря, водяные стены обрушились на преследователей.
Существует теория французского исследователя Пьера Монте. Он предположил, что израильтяне, покинув столицу Египта Рамсес, направились прямо на север, а потом пошли вдоль берега Средиземного моря к границе Ханаана. В дороге они наткнулись на египетские укрепления и недружелюбное отношение приморских жителей. Все это вынудило Моисея внезапно свернуть на юг. Израильтяне, по-видимому, выбрали старинную, часто используемую трассу, которая шла по берегу моря и узкому перешейку, отделявшему его от озера Сирбонис, которое лежит на несколько метров ниже уровня моря и часто высыхает до такой степени, что по его дну можно пройти и даже проехать, не подвергаясь никакой опасности. С другой стороны, история сохранила несколько описаний катастроф, которые происходили в этом районе. Внезапно бури на Средиземном море захлестывали узкий отрезок суши и топили путешественников. На основе этого Пьер Монте предложил теорию о том, что израильтяне успели пройти через узкую полоску суши и приближались к восточному берегу высохшего озера. Египтяне, стремясь окружить беглецов, пустились галопом по сухому дну озера. Когда они находились на дне огромного котлована, на Средиземном море неожиданно поднялась буря. Гигантские волны прорвали дамбу и погребли под собой египетское войско.
Книга пустыни
Оторвавшись от преследования, израильтяне двинулись в пустыню Сур, где столкнулись с острой нехваткой воды. Когда они добрались до Мерра, тамошняя вода оказалась горькой. В ответ на ропот соплеменников Моисей бросил в воду подобранные неподалеку веточки, и вода стала сладкой. Подкрепив силы, странники двинулись в Елим, райский оазис, славившийся своими семьюдесятью финиковыми пальмами и двенадцатью источниками кристально чистой воды. Через шесть недель после исхода из Египта иудеи встали лагерем в пустыне Син, между Елимом и Синаем. Закончились запасы воды и еды. И снова Моисей обещает скорое избавление от голода и жажды.
В ответ на его молитвы прилетели бесчисленные стаи перепелов и в одно мгновение покрыли землю. Ослабевших после перелета, их можно было взять голыми руками. Наевшись, израильтяне легли спать, а утром с удивлением обнаружили, что все пространство степи покрыто белыми шариками. Вышедший из шатра Моисей объявил, что это манна, она послана Яхве и заменит хлеб. На следующей стоянке, в Рефидиме, опять не оказалось ни одного колодца. Моисей направился к высившейся неподалеку горе Хорив, подошел к ее подножию и ударил посохом по крутой скале. И тотчас же из расщелины забил родник свежей воды.
Фактически все перечисленные чудеса являются подробной инструкцией выживания в песках, которую оставил своим потомкам Моисей, который, как можно понять из его жизнеописания, хорошо знал пустыню и ее законы. Так, например, в 1927 году зоолог Еврейского университета в Иерусалиме обнаружил на Синайском полуострове разновидность тамариска, который в весеннюю пору выделяет сладковатую жидкость, быстро застывающую на воздухе в виде белых шариков, похожих на град. Местные бедуины – большие любители этого лакомства – с наступлением весны толпами отправляются в пустыню собирать урожай. Мелкие уличные торговцы до сих пор выставляют на продажу сладкую смолу тамариска под названием ман. Что касается перепелов, то современные жители Синая были бы крайне удивлены, узнав, что это чудо. Весной из глубин Африки в Европу тянутся огромные стаи этих птиц. Измученные дальним путешествием, они, как правило, садятся на землю вдоль морского берега, ослабев до такой степени, что местные жители ловят их руками.
Чудо, в результате которого после удара посохом по скале бьет вода, бедуинам известно по сей день. Они знают, что, несмотря на длительную засуху, у подножия гор под хрупкой пленкой песка и извести обычно собирается дождевая вода. Достаточно разбить эту оболочку – и пей сколько влезет. В окрестностях Мерры до сих пор существует горький источник. Бедуины подслащают его воду с помощью веток кустарника эльвах.
Огнем и мечом
На третий месяц после исхода израильтяне расположились в пустыне, напротив горы Синай. Здесь на вершине Синая был заключен великий договор между Моисеем и Яхве. Здесь же были получены скрижали с заветом. Простояв год у горы Синай, израильтяне вновь тронулись в путь и добрались до южной границы Ханаана, где остановились в пустыне Фаран, близ города Кадеш. Здесь их ждало разочарование – долгожданный Ханаан оказался неприступным и хорошо охраняемым. Моисей пустился на поиски земель, пригодных для длительного поселения. Наиболее подходящими оказались все те же окрестности города Кадеш.
После этого без малого 38 лет израильские племена вели здесь пастушью жизнь. Новое поколение израильтян закалилось в стычках с бедуинами, узнало пустыню и было готово к завоеванию Ханаана. За два года до кончания похода израильтяне двинулись на юг, к заливу Акаба. С его берега они свернули на север, обогнули враждебный Едом и наконец остановились у потока Заред. На другой его стороне, вдоль Мертвого моря, тянулась территория Моава. Моисей знал, что после войны с аморреянами моаветяне обессилили, поэтому он не опасался их сопротивления. Израильтяне беспрепятственно прошли через страну Моав и дошли до пограничной реки Арион.
Переправившись через реку, сыны Израиля истребили все население Аморрея, оказавшее сопротивление захватчикам, после чего покорили страну Васан. Создав таким образом базу для нападения на Ханаан, воины пустыни во главе с Моисеем вышли на восточный берег Иордана. Накануне решающей битвы Моисей умер, успев передать всю полноту власти Иисусу Навину, смелому воину и прирожденному вождю. В ходе кровопролитных боев Иерихон пал, и долгожданный Ханаан покорился израильтянам. Так закончилось самое долгое и драматичное путешествие в истории человечества.