Православная Церковь не аморфна, она иерархична и структурирована, так установил Сам Христос, так повелось со времен апостолов. При этом может возникнуть предположение, что критиковать Церковь могут далеко не все.
Архиереи
Служа друг другу и Богу, христиане в ту или иную меру осуществляют свое призвание быть Церковью – единством ради Христа. У каждого христианина в отношении Церкви свое служение, своя ответственность и свое право голоса. Бесправных и безголосых нет! Церковь имеет разные служения, но среди них особо выделяются те, что сегодня не могут исполняться одним человеком, а завтра другим, что требуют особой Божьей помощи и участия. В наши дни – это служения епископов, дьяконов и священников.
Архиереи - это епископы, архиепископы, митрополиты и патриарх. По сути каждый из них – епископ, блюститель и глава местной церкви (или ее административной части - епархии), состоящей из христианских общин. Вне зависимости от сановных и должностных различий, которые, собственно и определяют разные титулы, все епископы равны между собой и вместе составляют главный орган управления Церковью – Собор. Служение архиереев – проповедь Благой вести о Христе (Евангелия), учительство христианской вере и жизни (прежде всего своим примером), предстояние в богослужении и управление церковью (или общинами) по заповедям Христа.
В древности кандидаты в епископы избирались христианами из своих общин. Главными критериями были – доверие со стороны верующих, достойная нравственная жизнь, знание веры и доброе свидетельство от «внешних» (от нехристиан). Христиане уверены, что через молитву и возложение епископами рук на кандидата (такова древняя, еще апостольская традиция) Бог благословляет и дает ему особые дары на служение церкви и общинам. Это ни в коем случае не означает ни безгрешности, ни прозорливости, ни безошибочности суждений архиереев. Это означает, прежде всего, что епископ получает Божье задание и Божью помощь на трудное служение.
В Византии и традиционно на Руси епископы назначались и избирались церковными (а порой и светскими) властями, что способствовало их определенному отрыву от христиан и уподоблению чиновникам. Но как бы там не было, церковная традиция и законодательство сохранило возможность и древнего более традиционного народного способа избрания на епископство. Вопреки всем историческим особенностям, нормой церковного управления является правило, что епископы призваны ничего значительного не решать собственным мнением без совета со священством и без согласия христиан.
В силу своего положения епископы не только призваны, но и должны критически смотреть на жизнь Церкви, обязаны стремиться знать о жизни христиан. В истории Церкви мы видим множество примеров критики со стороны епископов и в адрес церковного народа, и в адрес священства, и в адрес архиереев. Многие из них считали своим долгом признавать свои ошибки и огрехи, нелицеприятно обличать братьев во Христе за слова и дела противные Евангелию. Самокритика, или, по церковному, покаяние присуще не только отдельным лицам, но и Церкви.
Клирики
Сказанное об архиереях, с определенными уточнениями можно сказать и о клириках, к которым относятся священники и дьяконы. Они так же в древности избирались из христианской общины. По апостольскому преданию клирики рукополагаются епископами во время общей церковной молитвы. Священники сегодня – помощники епископов в управлении церковью, пастыри, часто главы христианских общин (приходов). Дьяконы, в свою очередь – помощники священникам и епископам в богослужении и управлении. Клирики – поставлены епископами и отвечают за жизнь конкретных общин или приходов. Они призваны провозглашать правду и истину Божию и управлять общинами по заповедям Христа, служа христианам. Клирики по своему положению и по поручению епископа так же несут служение управления, учительства и предстояния на богослужении, но только в рамках одного своего прихода (общины). Строго говоря, не может быть священника без общины или прихода.
Священники, как правило, включены во внутреннюю жизнь Церкви и в соответствии со своим служением имеют определенную ответственность и право голоса. Они как никто близки к жизни простых христиан, знают их нужды, беспокойства и даже недовольства. Клирики, разумеется, обязаны критически смотреть на происходящее. Кто как не они может от имени христиан говорить о чем-то и критиковать что-то. Они не вправе говорить от имени Церкви, но обязаны говорить от имени общины (прихода), в том числе говорить и на «верх», то есть возвышать голос в адрес архиереев. В данном случае мы говорим не столько о праве данном «сверху», сколько о праве и даже обязанности быть гласом церковного народа, быть отцами и помощниками.
Опять же, в истории церковной и письменном наследии прошлого мы найдем достаточно примеров не только самокритики или обличения народа, но и критики епископата, если чья-то жизнь и чьи-то слова шли против Евангелия и могли причинить вред христианам.
Миряне
Третья, наиболее значительная аудитория – это простые христиане, те, что имеют веру во Христа и вступили в церковную жизнь через крещение. Их называют сегодня мирянами или прихожанами. Распространено впечатление о подчиненности мирян клирикам и тем более епископам. При таком взгляде простые христиане ни за что, по сути, не отвечают, ибо они бесправны. Ни о какой критике церковной жизни и тем более архиереев и клириков при таком взгляде и речи быть не может.
Но если внимательно обратиться к Евангелию, к посланиям апостольским, к церковной традиции, мы увидим и поймем, сколь иным было и остается христианское понимание народа церковного. Звание христианина – ученика Христова, безусловно, стоит выше внутрицерковных различий. В Церкви не может быть разделения. Только в единстве с Богом и иерархия и миряне могут быть Церковью. Иерархическое устройство и различные служения лишь структурируют Церковь, делают ее способной к управлению, к сохранению традиции и передаче опыта, к тому, чтобы остаться самотождественной в веках и исполнять единственную и главную свою цель – быть местом встречи человека и Бога. Безусловно, есть те, на кого возложены важные служения, на ком лежит большая ответственность, кто посвятил себя сугубо служению Церкви. Но между Богом и человеком нет посредников, перед Богом все равны в своем достоинстве.
Ни архиереи, ни клирики, ни миряне не обладают безгрешностью и не несут истину в последней инстанции. Именно поэтому в Церкви чтится, прежде всего, нравственный, а отнюдь не административный авторитет. Правда, проявляется это порой в исторической оценке прошлого.
Миряне не являются и не могут являться подчиненными в отношении священников и епископов. В Церкви, говоря простым языком, нет и не может быть вертикали управления. Образ Церкви, завещанный апостолами – это человек и его тело, где разные члены и органы служат общей жизни, дополняя друг друга. Церковь более всего призвана напоминать семью и менее всего должна напоминать армию. Нормой для Церкви являются слова Амвросия Медиоланского одного из известнейших епископов прошлого (IV век): «Церковь есть некоторая форма справедливости, общее право всех. Сообща она молится, сообща трудится, сообща испытуется».
Миряне - соучастники богослужения, сослужители предстоятелю. Строго говоря, без мирян священник или епископ не может служить Литургию, ибо сам по себе он не Церковь, он не собрание ради Христа. Миряне – соучастники и в научении и назидании друг друга. На епископах лежит учительская обязанность в отношении всей церкви (епархии), на священниках в отношении общины (прихода). Миряне же еще от апостолов имеют призвание изучать свою веру, проповедовать Христа и назидать друг друга. Они, каждый в свою меру, тоже несут ответственность за церковную жизнь.
На простых верующих не лежит прямая ответственность за управления церковью и общинами. К управлению призваны епископы и священники, но не сами по себе, а прежде всего в совещании с христианами. Традиционная форма управления – соборная. Отсутствие соборности и на уровне прихода и на уровне епархии или даже Церкви в разные периоды церковной жизни необходимо рассматривать как недостаток и ошибку.
Миряне в единстве со священством и есть Церковь. Без их участия невозможна жизнь епархий и приходов. Они обязаны быть активными, обязаны воздействовать на устройство и жизнь Церкви. Простые христиане, говоря современным языком, обязаны обеспечить «обратную связь» для священников и епископов. Священное Писание для всех одно, традиция церковная и наследие святых – тоже. Если пастыри ошибаются или оступаются, а такое нередко бывало в истории Церкви, то никто иной, как миряне напоминали и друг другу и пастырям о Евангелии и заповедях Божьих.
Внешние
Но есть еще и «внешние», то есть те, кто сам не считает себя принадлежащим к Церкви. Думаю, те, кто не считает себя христианами не могут критиковать внутреннюю церковную жизнь, не имеющую к ним отношения. Но они вправе возвысить свой голос в тех общественно значимых церковных делах, что, так или иначе, касаются всех граждан. К примеру, если речь идет о военном духовенстве или об «основах православной культуры». Пусть «внешние» что-то недопонимают, пусть что-то неверно оценивают, но право быть услышанными и право получить ответы на вопросы у них есть.
Не так все просто с теми, кого Церковь не считает принадлежащими себе. После советских гонений, за 20 последних лет грань между «внешними» и христианами стерлась. Патриарх Кирилл в одной из своих проповедей сказал, что «жизнь Церкви и жизнь народа так связаны, что их невозможно разделить, по одной только причине, что народ — это и есть Церковь». Получается, что русский народ и есть те миряне о которых шла речь выше, а значит к нему относится все вышесказанное.
Есть, конечно, и другие точки зрения, из которых следует, что православными христианами является лишь небольшая группа практикующих христиан – и это - единицы процентов русского народа. Если так, то ко всем остальным относится сказанное о нецерковных.
Юрий Белановский, Руководитель добровольческого движения «Даниловцы» |
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции