Через несколько дней на Поместном соборе Русской православной церкви будет избран 16-й Патриарх Московский и всея Руси. Я уверен, что многие наши сограждане воспринимают это событие через призму знакомых и привычных явлений. Церковь нередко сопоставляется с политическими силами, бизнес-структурами и этническими группами. Предсоборный период - эти несколько недель - дали немало поводов СМИ представить и укрепить образ Русской православной церкви именно в таком политическом и экономическом свете. Для многих патриарх - это аналог председателя крупной партии или руководителя производственной корпорации. На самом деле патриаршее служение принципиально отличается от своих мирских аналогов, хотя не исключены определенные аналогии. Что же значит быть патриархом на самом деле? Попробуем разобраться.
О Церкви
Как собрание людей, Церковь включена в жизнь общества в конкретное историческое время и культурную эпоху. Все, что не чуждо общественной жизни, даже плохое, есть и будет в той или иной мере и в Церкви. Отрицать это или наивно или лицемерно. Как человек - это в том числе животное, так и церковь вполне может (не значит, что должна) быть и политической партией, и промышленной корпорацией и этнической группой и своего рода субкультурой. Кроме того, все, что присуще обычным людям с их физической, биологической, психической стороны - также присуще и христианам. От этого никуда не деться.
Однако, так же, как и с людьми, мы должны заметить, что церковь - это не только политика, бизнес, культура и этнические интересы. Партии, корпорации, этнические группы - это все подобно животным, это все живет по законам окружающей среды, даже порождено ею. Своего рода инстинкты, потребности и наследственность диктуют всем этим человеческим изобретениям, как жить и что делать. Христиане уверены, что Церковь способна жить вопреки этому, стремясь исполнить свой совершенно «немирской» смысл жизни, исполнить тот завет, что оставил ей Христос Спаситель. О человеке говорят, что он существо духовное; так же говорят и о церкви. По вере христиан, Дух Божий не дает ей превратиться в чисто человеческие изобретения.
Я это пишу не ради оправдания церкви, она не нуждается в таковом. Мне важно было остановиться на этом, чтобы дальше попробовать пояснить, кто же такой патриарх и зачем он нужен.
Патриаршее служение
Прежде всего православный патриарх - это епископ. В церкви есть три степени священнического служения: дьяконы, священники, епископы. Дьяконическое служение - вспомогательное по отношению к священническому и епископскому. Последнее включает в себя богослужение, научение и управление. Это означает, что епископ является предстоятелем богослужебных собраний христиан, является гарантом сохранения апостольской православной веры и правильного научения ей своей паствы; он осуществляет пастырское и административное управление христианами. Все это епископ совершает во вверенной ему местной церкви или епархии. Те же служения принадлежат и священнику, однако он осуществляет их по отношению к конкретной общине.
Особо скажем, что священнические служения - это не профессии. Кандидаты в священство избираются или назначаются. Но, соответственно православному вероучению, для вступления в священническое служение нужно особое Божье благословение, преподаваемое кандидату через таинство рукоположения, где Сам Бог дает кандидату особые благодатные дары. В чем дары непосредственно заключаются, сказать сложно, можно лишь утверждать, что с момента рукоположения дьякон, священник или епископ свое служение осуществляют в соработничестве с Богом. Такова вера Церкви.
Если говорить упрощенно, то по сложившейся традиции, уже около полутора тысяч лет Патриархом назначается епископ главного города в государстве, на территории которого существует православная церковь. Как и прочие епископы, Патриарх осуществляет управление своей епархией (в нашем случае московской), где он по возложенным на него обязанностям осуществляет служение управления, научения и богослужения. В отличие от прочих епископов патриарх занимает еще и высший административный пост в Церкви, по сути являясь административной главной Поместной церкви, в нашем случае Русской. При этом, в силу равного епископского сана с другими архиереями, даже патриарх не может вмешиваться в жизнь той или иной епархии в составе РПЦ и имеет только совещательный голос.
Вспомним вышесказанное о Церкви. Она включена в жизнь общества, она неизбежно так или иначе вбирает в себя все то, что ее окружает. Поэтому отчасти понять патриаршее служение возможно, если сравнить Церковь с государством, а Патриарха с главой государства, делая соответствующие поправки. Однако такое сравнение нам ничего не скажет о сути именно церковного служения.
Поскольку высшая власть в Церкви принадлежит церковному собору, то Патриарх осуществляет управление всей церковью в межсоборный период, возглавляя так называемый Священный Синод. Надо сказать, что непосредственные дела патриаршего служения очень многообразны. В его обязанности входит подготовка и созыв церковных соборов и решение общецерковных вопросов в межсоборный период. Среди прочего, возглавляя Синод, он занимается внутрицерковными делами, как-то: дисциплинарными, вероучительными, богослужебными, пастырскими, а также осуществляет представительские функции в церковно-государственных и общественных отношениях и в отношениях с другими религиозными группами.
О сути патриаршего служения.
Ярчайшим примером именно такого служения является прославленный в лике святых Патриарх Московский Тихон (Белавин) много пострадавший от большевиков, управлявший Русской церковью с 1918-го по 1925-й. На долю его патриаршества выпало время принятия труднейших решений о судьбе Русской церкви. Бесконечно трудным было остаться верными Христу в совершенно новых для христианства условиях. Было почти невозможно во время жесточайшей конфронтации с властями не поддаться на соблазн служения большевикам. И все же, благодаря Патриарху Тихону церковь осталась собой.
Юрий Белановский |