На вопросы отвечает наш консультант Георгий Мохов, руководитель юридического агентства «Персона Грата»
Если вы все-таки не успели на регистрацию, но самолет еще не улетел, можно обратиться на стойку опоздавших пассажиров. Есть шанс, что вас возьмут на борт.
…рейс задержан или отменен?
По российскому законодательству, перевозчик обязан доставить пассажира в пункт назначения в разумные сроки. Но это не значит, что самолет должен вылетать и приземляться четко по расписанию. Особенно если речь идет о чартерных рейсах, время вылета которых часто изменяется. В случае задержки рейса администрация аэропорта и представители компании-перевозчика должны предупредить туристов и объяснить причины. Пассажир, в свою очередь, вправе потребовать компенсацию. Однако она настолько незначительна – 25 р за час просрочки, что редко кто обращается в суд. Кстати, если задержка произошла не по вине авиакомпании (стихийные бедствия, неблагоприятные погодные условия, чрезвычайные ситуации), то перевозчик не обязан ни предупреждать, ни выплачивать штраф, но в любом случае он должен предоставить: комнаты матери и ребенка пассажирам с маленькими детьми (до семи лет), два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте, прохладительные напитки – в том случае если вылет задерживается более чем на 2 часа; горячую еду – если туристу пришлось ждать посадки на борт больше четырех часов; номер в гостинице и трансфер – при ожидании вылета более восьми часов (в дневное время) и более шести часов (в ночное время), а также организацию хранения багажа.
…если на ваше место посадили другого человека?
В этой неприятной ситуации следует зафиксировать факт перебронирования (овербукинг). Для этого нужно попросить представителя авиакомпании поставить соответствующий штамп на билете. Затем вы можете требовать компенсации от перевозчика, причем не только стоимости перелета, но и прочих убытков – например пропавшего времени отдыха. В странах Евросоюза в случае отказа в посадке на борт перевозчик обязан уплатить значительный штраф: от 200 до 600 евро, помимо иных сопутствующих выплат.
…если вы купили билет по специальному тарифу?
Привлекательная цена часто идет рука об руку с различными ограничениями. Например, обменять или сдать такой билет можно только с большими денежными потерями. Поэтому, прежде чем покупать спецтариф, желательно внимательно ознакомиться с условиями, установленными авиакомпанией.
…если ваши права были нарушены?
Прежде чем обращаться в суд, необходимо предъявить письменную претензию перевозчику в течение 6 месяцев со дня совершения полета. Без нее суд просто не примет иск пассажира к рассмотрению. Перевозчик, как правило, рассматривает письмо в течение одного месяца и дает ответ. Только после этого можно отправляться в суд. Положительный исход процесса во многом зависит от доказательств, поэтому в обязательном порядке сохраняйте все полетные документы: билеты, квитанции, багажные и посадочные талоны.