Примерное время чтения: 6 минут
392

Пропитое отрочество

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. Сделают ли из 1000 рублей... 10? 24/01/2008

Сегодня на учёте наркологических служб состоит 91 тысяча молодых людей 15–17 лет и 20 тысяч пьяниц 10–14 лет. А более чем 2,5 тыс. подростков (!) уже имеют диагноз «алкоголизм». И это лишь те, кто обратился к врачам. Умножьте эти показатели на пять и получите реальные цифры — миллионы! — спивающейся молодёжи.

 

Киногерои-алкоголики?

С началом перестройки бездна пивной рекламы двинулась в народ. И хотя в 2004 г. эти ролики запретили показывать днём, они успели вбить в неокрепшие детские головы, что пить пиво — это круто, прикольно, весело и т. п., сформировав целое поколение «пивной» молодёжи. Да и перенесли рекламу пива как раз на то вечернее время, когда идут интересные фильмы и подростки как раз начинают смотреть телик. Было бы наивно думать, что этого не понимают депутаты! Просто они обществу бросили кость и производителей пива не обидели… Однако что прямая реклама! Можно действовать и по другим направлениям.

— Посмотрите, какие у нас идут художественные фильмы, сериалы, — возмущается Евгения Кошкина, главный детский нарколог Росздрава, руководитель отделения эпидемиологии и организации наркологической помощи Национального научного центра наркологии. — На экранах телевизоров пьют с утра до вечера. Про что кино — про алкоголизм? Нет, говорят, про страшные трагедии. Но они все сопровождаются сплошным алкоголем. В сознание людей внедряется пьянство как норма жизни. Если положительный герой не выпускает бокал из руки, следовательно у вас формируется понятие о хороших людях, а значит, и о себе, как о постоянно пьющих.

Как ни парадоксально, но пиво и слабоалкогольные напитки не являются по закону алкогольной продукцией! Ещё в 2000 г. главный государственный врач страны Г. Онищенко попытался приравнять ячменный напиток с содержанием более 1,2% спирта к алкоголю. Однако производители и другие заинтересованные лица провели соответствующую «общественную кампанию» и вынудили чиновника отменить постановление. Поэтому, пока продавая детям банки и бутылки с алкоголем, торговля не нарушает закона.

— Это большая ошибка, допущенная государством, -считает профессор Е. Кошкина. — Пол-литровая бутылка 5%-ного пива — то же, что 50 г водки. Для увеличения объёмов продаж производители разливают пиво во всё большие ёмкости. Так что, осушив Мальчишка 6–7 лет метался по переходу, клянчил у прохожих початые бутылки с пивом, банки с коктейлями и допивал полуторалитровую бутылку пива, подросток выпивает 150 г крепкого алкоголя. Начал с пива в 13–14 лет, в 15 лет — уже регулярно прикладывается к бутылке с водкой.

 

Докуражились…

Еще 5–7 лет назад у нас на улицах невозможно было встретить 12–13-летних девчонок, потягивающих пивко и коктейли, молодых мам с коляской в одной руке и банкой пива в другой. Теперь для многих это обычная картина.

А в США ходить по городу с бутылкой пива считается неприличным. В Европе тоже не принято пить на улице. Это всё благодаря активной государственной политике. В нашей стране антиалкогольная политика — слабое звено.

— Не утверждена концепция антиалкогольной программы, и деятельность государства в этой сфере не регламентируется никаким документом, — говорит Е. Кошкина. — Федеральная программа по борьбе с наркотиками и органы, этим занимающиеся, есть, а по алкоголю — нет.

— Самого маленького алкоголика я видел однажды в столичном метро, — рассказывает Алексей НАДЕЖДИН, психиатр-нарколог, кандидат медицинских наук, научный редактор журнала «Наркология» РАМН. — Мальчишка 6–7 лет метался по переходу, клянчил у прохожих початые бутылки с пивом, банки с коктейлями и допивал.

Сам юный алкоголик наверняка уверен, что по жизни не пропадёт. Однако врачи другого мнения.

— Эти дети практически обречены, — говорит Алексей Надеждин. — Алкогольную зависимость лечить очень тяжело. Да что беспризорники! Благополучные дети из состоятельных семей частенько «закладывают за воротник» не меньше. Правда, как правило, не на улице.

 

Не искушайте детей!

— «Прививки» от пьянства нет. Обращайте внимание на то, с кем общается ваш ребёнок, как часто отсутствует, есть ли запах алкоголя, когда возвращается домой, — советует Евгения Кошкина. — Да хотя бы просто обращайте внимание на ребёнка! Но не должно быть крена и в другую сторону -такой опеки, когда ребёнку шагу не дают ступить самостоятельно. Он становится беззащитен, когда остаётся один на один с обществом.

Если вы заметили, что ребёнок пришёл пьяный, лекции читать бесполезно. Надо уметь доверительно разговаривать: что случилось, куда ходил, что это за компания? Но главное — личный пример. А если папа каждый день «в доску»?.. Иногда родители говорят ребёнку: ты лучше дома пей, думая, что спасают от уличного пьянства…

Искушать ребёнка — давать попробовать алкоголь, чтобы у него возникло отвращение и он потом никогда не пил (а такое мнение очень популярно среди родителей), — взводить курок собственными руками. Есть статистика. Чем старше возраст, в котором человек впервые попробовал алкоголь, тем меньше вероятность развития алкоголизма.

Наверное, когда-нибудь государство перестанет идти на поводу у производителей алкоголя, примет наконец антиалкогольную концепцию, торговцев, продавших опасное зелье подросткам, будут лишать лицензии, появится цензура на ТВ (в том числе и своя, внутренняя). Мы хотим верить в это. Но это не значит, что до тех пор надо сидеть сложа руки. Надо воспитывать детей так, чтобы рассказы о пьяных похождениях считались в среде молодёжи признаком не престижности, а дебильности.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах