Примерное время чтения: 5 минут
922

Ужасы «гипноящика»: просмотр телепередач может подорвать ваше здоровье

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. Девальвация рубля всё-таки неизбежна? 16/09/2009

Доказано: то, что смотрит человек по телевизору, напрямую влияет на его психологическое состояние. Просмотр телепередач может даже обернуться болезнью. Причём влияние может быть скрытым.

Маг для жизни

«Взять хотя бы сегодняшнюю моду на программы об экстрасенсах, магах. «Раскрутка псевдонаучных идей по ТВ формирует магическое мышление, - говорит Борис ПОЛОЖИЙ, профессор, руководитель отдела экологических и социальных проблем психического здоровья ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского. - В результате происходит отвлечение людей от реальной действительности, психологическое перерождение. Они бегут от реальности, вместо того чтобы решать свои проблемы. Ведь хочется, чтобы всё сделал колдун - вернул любимого, вылечил близких, воспитал детей. К счастью, подвержены этому не все. Обычно это удел внушаемых, неуверенных, недостаточно образованных людей».

По мнению Б. Положего, ещё один фактор, негативно влияющий на психику, - натуралистический показ насилия на экране. У многих после просмотра таких сцен запускается программа их реализации. Более того, не раз увиденное по ТВ насилие становится привычным. Уже не трогают убийства, издевательства. Они подсознательно становятся нормой. Поэтому ВОЗ в одном из своих меморандумов заявила: показ натуралистических форм насилия можно приравнять к самому насилию. Настолько мощное идёт воздействие на психику, когда на экране смакуют подробности мучений, убийств. Хотя можно показывать такие сцены лишь косвенно.

Два стандарта

Телевидение может не только открыто, но и скрыто влиять на подсознание. Причём 25-м кадром уже никого не удивишь. Глаз способен воспринимать лишь 24 кадра в секунду, а 25-й кадр зрение не фиксирует, а вот подсознание обрабатывает. «Он давно используется в видеопродукции, его легко отследить при замедленном воспроизведении. Это детский лепет по сравнению с современными технологиями, - рассказывает Елена РУСАЛКИНА, заместитель директора Научно-исследовательского института психотехнологий. - Метод наложения не одно десятилетие используют американцы. Записываются слова (например, «покупайте конфеты»), а сверху накладывается музыка. Вы думаете, что слушаете музыку, а на самом деле - рекламу. Уже сейчас в изображение можно ввести любую команду, и человек будет её выполнять. Вы можете смотреть передачу, а подсознание - программу о том, что ему делать (голосовать за того-то, покупать то-то). Несколько лет назад весь мир обсуждал случай: сотни детей в Японии попали в больницы с приступами эпилепсии после просмотра мультика про покемонов. Припадки вызвал вплетённый в сюжет иероглиф.

У нас, в России, были разработаны способы неосознаваемого воздействия. То есть те, которые заметить невозможно. Например, любые слова, команды можно преобразовать в привычный уху шум или вмонтировать в музыку - но человек этого не поймёт. В видеоизображение также можно внести незаметные элементы (это так называемый метод диспарантного ввода). Автор разработок - профессор Игорь Смирнов, врач и учёный. На практике мы и сегодня успешно используем для восстановления физического и психического здоровья созданные им методы неосознаваемой диагностики и психокоррекции. Но наши цели гуманны, однако мы не уверены, что одни такие умные. Наверняка над такими методами работают и другие. А если они окажутся в руках преступников?

Клипы, фильмы, рекламные ролики - с «двойным» стандартом можно столкнуться где угодно. Но у нас нет даже закона об использовании неосознаваемых компонентов в аудио- и видеопродукции. Конечно, внушить что угодно невозможно. В каждом из нас заложены нравственные критерии. Толкнуть человека на убийство нельзя, а вот «попросить» купить крем или проголосовать за кого-то - пожалуйста. Особенно если каждый день сидеть у экрана».

ТВ-пауза

Мы давно привыкли к рекламе. Но что мы видим в ней? Человек должен быть успешным, иметь деньги, престижные машину и квартиру (возьмите любой рекламный слоган - будь первым, достойным). С одной стороны, быть успешным - это хорошо. Но идёт ориентация на материальные ценности, на получение удовольствия, причём любой ценой. А какой? Тут цепочка замыкается. Можно использовать любые средства, даже убить, украсть, как показывается в фильмах. Это развращает, особенно детей и подростков, у которых формируются стереотипы будущей жизни.

«Яркий пример того, как мы подвергаемся воздействию, - когда малыши начинают говорить рекламными слоганами. Тут и скрытые технологии не нужны. В итоге люди лишаются русского языка, он заменён новыми словечками и выражениями, - говорит Елена Русалкина. - А если нет слов, чтобы выразить мысли, то и сами мысли деградируют. Кроме того, растёт количество гиперактивных детей - их мозг просто не успевает обрабатывать поток агрессивной информации».

«Мы ежедневно в своей практике сталкиваемся с воздействием телевидения на состояние людей: у одних обостряются психические расстройства, у других развиваются тревога, депрессия, фобии. Юридически доказать, что возникшее нарушение психического здоровья связано с воздействием определённых телепередач, практически невозможно. Но любой специалист сможет провести параллель между ними и состоянием психики», - считает Борис Положий.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах