В последнее время в Москве проводится массовая замена старых электросчётчиков на современные, которые, по уверениям энергетиков, позволяют снизить платежи за свет на 25%. Новое оборудование ставят, но дают ли потом экономить?
За кого нас держат?
В последнее время в редакцию «АиФ» часто поступают жалобы от людей, не согласных с выставленными им счетами за электричество. Казалось бы, если у вас стоит счётчик и вы снимаете с него показания, то никакого подвоха быть не может. Однако чего только не случается...
«Недавно я решил провести ревизию своих коммунальных платежей и обнаружил, что задолжал за свет. Я досконально изучил выставленные мне счета, - рассказал москвич Александр Руднев. - Выяснилось, что показания счётчика там указаны верно, но сумму мне насчитали в разы больше той, которая получается, если умножить действующий тариф на количество потраченных киловатт. Не могут же быть пени такого размера?»
По телефону «горячей линии» «Мосэнергосбыта» (а именно эта компания поставляет электричество в большинство столичных квартир), а потом и в официальной бумаге, которую «АиФ» удалось получить с большим трудом, энергетики всё свалили на... неисправность счётчика. Мол, два года назад контролёры обнаружили неисправность, и с тех пор по этому адресу начисляют платежи не по фактическим показаниям счётчика (который, между прочим, и по сей день бодренько крутится), а на основании среднемесячного потребления энергии за прошлые годы. На вопрос: «С чего вы взяли, что счётчик сломался?» - читатель «АиФ» получил ошеломляющий ответ: «Вы стали слишком мало потреблять электроэнергии». А то, что он проводит много времени в командировках или в загородном доме, никого не волнует.
Почему же счётчики ломаются именно в то время, когда москвичи в своих квартирах не проживают, отправляются на дачу, в командировку или отпуск?
А как быть, если оклеветали ваш счётчик на лестничной клетке? Требуйте у энергетиков официальный акт, где будет указано, что именно с аппаратом не так, а потом обращайтесь в независимую экспертизу и, если она подтвердит, что ничего не сломано, подавайте на клеветников в суд.
Но вообще очень странно, что счётчики так часто ломаются, когда срок их эксплуатации равен 16 годам. Эта цифра не с потолка. В ситуации, когда нужна массовая замена щитков в каком-нибудь доме, часто выясняется, что их поставили лет 10 назад, и в этом случае ответ будет: «Не срок, ещё послужат».
Всё для монополистов?
А как вам такая новость? Уже к маю могут разработать поправки к жилищному законодательству (поручение руководства страны ПР-340 по итогам совещания о мерах по улучшению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг), согласно которым нас освободят от обязанности ежемесячно снимать со своих индивидуальных счётчиков показания, а корректировать платежи будут по итогам периодической проверки. Спрашивается, зачем тогда вообще нужны все эти точные (у многих ещё и многотарифные) приборы, если под тем или иным соусом нам снова пытаются навязать усреднённые нормативы?
«Люди ставят счётчики, чтобы контролировать свои расходы. Многие в нашей стране живут от зарплаты до зарплаты (или от пенсии до пенсии), и им важно заранее спрогнозировать, сколько придётся отдать за коммуналку, чтобы потом не жить впроголодь. Усреднёнка в этой ситуации невыгодна. Но никакие счётчики не могут уберечь нас от административного произвола! - комментирует Вячеслав Гуменюк, сопредседатель движения «Жилищная солидарность». - Вот ещё одна ситуация. Крупный поставщик тепла пожаловался властям, что получил недостаточно денег, и, несмотря на то что на домах и в квартирах стоят счётчики, в конце прошлого года ГУ ИСы вбили гражданам дополнительные суммы просто по нормативам, а не за реально истраченные кВт. Бывают ситуации и хуже, когда к дому подключают ларьки или ремонтники втыкают своё оборудование в щитки на лестничных клетках, а платить за это пытаются заставить жильцов».
По статистике, еженедельно в Москве и области в списки на отключение энергоснабжения попадают от 3 до 5 тысяч должников, иногда доходит до 10 тысяч человек. Откуда берутся долги? «Для того чтобы стать должником, достаточно не платить за электроэнергию в течение трёх месяцев. Сначала мы информируем клиента о том, что у него образовалась задолженность, затем уведомляем о последствиях и, наконец, сообщаем дату введения ограничения.
Если вы по каким-то причинам не согласны с цифрами в платёжке, то можете отправить сообщение через сайт компании или позвонить по телефонам 8(495) 981-981-9 и 8-800-55-000-55», - рассказал «АиФ» Александр Дидоборщ, замдиректора «Мосэнергосбыта» по работе с бытовыми клиентами.
Что делать, чтобы к вам не подкопались? Платить, даже если нагорело меньше киловатта в месяц. И внимательно изучите наши рекомендации.
Как не стать должником?
Платить по показаниям своего счётчика ежемесячно до 10-го числа
■ БАНК. Заполнить квитанцию и оплатить её наличными или через платёжный терминал в ближайшем отделении.
■ ЗВОНОК В КОНТАКТНЫЙ ЦЕНТР. Позвонить в «Мосэнергосбыт» по телефонам 8-495-981-981-9 и 8-800-55-000-55 и назвать свои данные, сумму платежа и свои банковские реквизиты.
■ ИНТЕРНЕТ. Зарегистрироваться в «Личном кабинете» на сайте www.mosenergosbyt.ru, указав номер вашего лицевого счёта (см. в квитанции) и счётчика (см. на приборе). Затем сформировать платёжку и перечислить деньги онлайн.
■ АВТОМАТИЧЕСКИЙ ПЛАТЁЖ. Бесплатная услуга, при оформлении которой у владельцев банковских карт VISA и Master Card ежемесячно по умолчанию списывается необходимая сумма.
■ SMS С МОБИЛЬНОГО ТЕЛЕФОНА. Зарегистрировать банковскую карту, с которой предполагаете платить, на сайте www.mosenergosbyt.ru, а потом отправлять SMS на указанный номер. Средства будут списывать.
Следить за расценками:
Стоимость 1 кВт·ч в 2013 году (до 30 июня// с 1 июля по 31 декабря)
Однотарифный счётчик: 4,02 руб. // 4,50 руб.
Двухтарифный счётчик: 1,01 руб. (23.00 - 7.00); 4,03 руб. (7.00 - 23.00) // 1,16 руб.; 4,53 руб. соответственно
Трёхтарифный счётчик: 1,01 руб. (23.00 - 7.00); 3,39 руб. (10.00-17.00; 21.00-23.00); 4,03 руб. (7.00-10.00; 17.00-21.00) // 1,16 руб.; 3,76 руб.; 4,54 руб. соответственно
Инфографика Юлии Аганиной |