В чилийской столице и нескольких прилегающих к ней районах было введено чрезвычайное положение сроком на 15 дней, а в самом Сантьяго объявлен комендантский час — однако на текущий момент уже есть как минимум 13 погибших и десятки пострадавших.
Непосредственным поводом для беспорядков стало повышение стоимости проезда на метро на 30 песо (около 3 рублей). Это увеличение цены президент Пиньера, конечно, срочно отменил, но протестующие уже успели нанести поездам и инфраструктуре столичного метрополитена ущерб в размере около 500 миллионов песо.
Чилийские власти пытались обосновать рост цен высокими затратами на энергоносители. А появились эти затраты в мае 2018 года, когда тот же самый президент Пиньера представил четырехлетний план развития энергетики страны. В документе особое внимание уделялось отказу от сжиженного газа и угля, еще недавно обеспечивавших около 40% всех энергетических потребностей страны. Вместо этого в пустыне Атакама, где уже около 400 лет не было существенных осадков, под палящим лучами предстояло развернуть поля из солнечных панелей.
Для Сантьяго был закуплен крупный флот электробусов — по оценкам экспертов, второй по величине после китайского. А как же иначе? Ведь страна намеревалась поразить делегатов климатической конференции ООН, которая должна открыться в Чили в этом декабре. Видимо, теперь ооновские делегаты будут поражены метрополитеном, где восстановительные работы придется провести на 40% станций.
А ведь совсем недавно при подписании климатического соглашения в Париже эти делегаты и эксперты рукоплескали чилийцам и давали самые позитивные отзывы их планам достичь к 2050 году углеродной нейтральности (равенства выбросов парниковых газов и их поглощения зелеными насаждениям), высоко оценивали инициативу Чили стать первой страной Южной Америки, которая ввела углеродный налог (3500 песо на тонну углекислого газа).
Оказалось, что у так нравящихся либералам рассуждений о переходе к «зеленой энергии» есть вполне ощутимая цена, которую приходится платить простым людям. В случае Чили — увеличением цен на билет в метро и 13 погибшими.
Но южноамериканская республика не первая страна, которая сталкивается с протестами вследствие растущих расходов на экстравагантные проекты, которые власти некоторых государств пытаются воплотить под предлогом борьбы за климат. С ноября прошлого года по август нынешнего Францию сотрясали выступления «желтых жилетов», которые вышли на улицы, протестуя против повышения цен на топливо. Только вот платформу для этого повышения, по иронии судьбы, заложили именно в Париже в декабре 2015 года, когда под эгидой ООН было принято климатическое соглашение, открывшее массу возможностей для введения новых сборов и увеличения старых.
Политики говорили, что это возможность перераспределить доходы в пользу секторов экономики, нуждающихся в поддержке, но получилось, что платить за поддержку «нуждающихся» приходится в первую очередь рядовым налогоплательщикам.
Так, Парижское климатическое соглашение бумерангом ударило по самому Парижу. Затем этот бумеранг пролетел над Канадой, где, ратуя за климат, власти решили ввести сборы за выбросы парниковых газов, а на улицы 30 городов вышли уже канадские «желтые жилеты». Сейчас парижский бумеранг долетел до южной оконечности Америки. Будут ли у него ещё жертвы?