Она станет более устойчивой, а значит, более эффективной
В системе нужен баланс
«Дмитрий Медведев предложил целый комплекс назревших мер, позволяющих повысить эффективность российской демократии, - пишет в своей статье в «Российской газете» председатель Госдумы Б. Грызлов. - Именно в комплексе и нужно оценивать содержание президентских инициатив, включая предложения по увеличению конституционных сроков полномочий президента и Государственной думы до шести и пяти лет соответственно и установлению обязательности ежегодных отчётов правительства перед парламентом».
А первый вице-спикер Госдумы О. Морозов, говоря о принятии парламентом на прошлой неделе в первом чтении поправок о продлении сроков полномочий, особо подчеркнул: «Мы делаем очевидный, очень важный шаг в продвижении идей демократии и народовластия. Инициативы президента в послании носят демократический характер. Их смысл - в необходимости сбалансировать и укрепить основы политической системы. И поправки Конституции служат именно этой цели».
Директор Центра политической конъюнктуры России А. Чеснаков подтверждает: «Эти инициативы Медведева представляют хорошо сбалансированный и взаимоувязанный пакет, реализация которого, с одной стороны, обеспечит гарантию стабильности и преемственности курса последних лет, а с другой - стимулирует дальнейшее развитие страны».
Фундамент для реформ
«Многие преобразования в нашей стране идут не то что 3-4 года, а десятилетия, - объясняет А. Чеснаков. - По большому счёту, на любую нужную обществу реформу требуется не менее 7-8 лет». Жизнь страны сейчас планируется не на год вперёд. Достаточно вспомнить «Стратегию-2020», трёхлетние госбюджеты и долгосрочные национальные проекты. Очевидно, что и власть должна планировать свои шаги на гораздо более долгосрочную перспективу.
Но увеличение сроков полномочий - это лишь одно из предложений президента, о чём, по словам А. Чеснакова, забывают многие комментаторы, охочие до сенсаций. Ведь «10 пунктов Медведева» гораздо шире. Кандидатуру главы региона будут предлагать партии по итогам местных выборов, тем самым «удваивая» легитимность губернаторов. Повышается уровень народного представительства во власти (пункт о депутатских местах для партий, набравших 5-7% голосов на выборах в ГД). Президент предлагает обеспечить ротацию партийных лидеров, Общественной палате добавляет возможностей влиять на процесс законотворчества… Эти преобразования направлены на развитие демократии, ослабляя бюрократический сегмент власти.
Глава Фонда эффективной политики Г. Павловский уверен: «Общество заинтересовано в усилении выборного плеча власти за счёт невыборного, это простая механика».
Конституцию не перепишут
Ещё до конца года в нашу Конституцию могут быть внесены поправки. Но эксперты настаивают: это не изменение основного закона, а приведение его к современным реалиям.
«В отличие от стареющих западных демократий наша демократия молодая, и ей ещё много предстоит. Нам сегодня необходима новая политическая динамика, я бы её назвал «политика онлайн», когда система живо реагирует на поступающие запросы общества», - говорит А. Чеснаков. «Конституция существует для граждан, а не граждане для Конституции. В стране меняется социальная структура, люди стали жить по-другому. Значит, необходимо менять и законы», - считает политолог.
А Б. Грызлов обращает внимание на то, что поправки в Конституцию принимаются не «абы кем». «Единая Россия», уже второй созыв обладающая большинством в Государственной думе, - пишет он, - это не оппозиционная партия, которая случайно вырвалась вперёд на очередных выборах и спешит перекроить под себя основной закон… Инициатива исходит от президента страны, который, будучи гарантом Конституции, предлагает обществу продуманный вариант усиления конституционных положений».
«Задача Медведева в том, - резюмирует Г. Павловский, - чтобы пришла долгосрочная стратегическая ясность». Которая, надо заметить, важна не только государству, но также и бизнесу, и обществу - то есть всем и каждому.