Большой Кремлёвский дворец, где впервые должно было прозвучать президентское послание, добавлял мероприятию блеска и давал организаторам широкий «оперативный» простор.
В Андреевском зале приглашённые высокопоставленные особы могли перехватить по кремлёвскому пирожку. У пирожков, впрочем, никто не задерживался. В соседнем, Александровском, зале гости регистрировались и давали комментарии прессе. Дальше, в Георгиевском зале, был установлен президентский пюпитр и полукругом расставлены 850 кресел. И чем ближе к полудню, тем плотнее у массивных дверей в Георгиевский толпились рядовые депутаты, сенаторы и губернаторы. Места-то были зарезервированы - в двух первых рядах - только для самых важных слушателей. Остальным ещё предстояло побороться за то, чтобы в торжественный момент не оказаться на галёрке.
За две минуты до полудня в Георгиевском появился премьер Владимир Путин. Ровно в полдень в зал вошёл президент Дмитрий Медведев.
Почти полуторачасовое послание президент начал с главных проблем. Но только после того, как буквально в нескольких словах всё же «искупал» публику в уверенности и оптимизме. По его словам, после выборов в стране в полную силу заработали ключевые институты власти, началась реализация новых планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы. «Строятся заводы и дороги. Перевооружаются армия и флот. Осваиваются новые технологии. Создаются учебные, научные, медицинские центры». И даже спортсмены «показывают примеры ярких побед».
На этом фоне кавказский и «набирающий обороты» глобальный финансовый кризисы уже выглядели вызовом, на который страна способна дать ответ. Причины же обоих кризисов для Д. Медведева очевидны. «Локальная авантюра тбилисского режима обернулась ростом напряжённости далеко за пределами региона… стала, помимо прочего, следствием самонадеянного курса американской администрации».
«Мировой финансовый кризис тоже начинался как локальное ЧП на национальном рынке Соединённых Штатов». Вывод - «урок ошибок и кризисов 2008 года доказал всем ответственным нациям, что пора действовать».
При этом президент не пожалел времени на рассказ о ценностях и целях.
«Наши цели неизменны. Резкие колебания политической и экономической конъюнктуры, нагнетаемая военно-политическая напряжённость не станут поводом для демонтажа демократических институтов, для огосударствления промышленности и финансов. Политические свободы граждан и их частная собственность - неприкосновенны».
Больше демократии
Д. Медведев: «Сильное государство и всесильная бюрократия - это не одно и то же… Наше общество должно спокойно, настойчиво и не откладывая на потом развивать институты демократии».
Меры
- Расширить конституционные права Федерального собрания, установив конституционную норму, обязывающую Правительство России ежегодно отчитываться в Государственной думе.
- Партии, набравшие от 5 до 7% голосов, должны получать 1-2 места в Думе. Минимальное число членов, требуемое для регистрации партии, будет постепенно снижаться.
- Предложения по кандидатуре губернатора делает только партия, получившая большинство в региональном парламенте.
- Отменить использование денежного залога на выборах, обсудить возможность снизить количество необходимых для выдвижения подписей избирателей.
- Совет Федерации должен формироваться из лиц, избранных в представительные органы власти и депутатов местного самоуправления соответствующего субъекта Федерации.
- Возможность местным депутатам контролировать и даже отстранять глав муниципалитетов.
- Расширять свободное пространство Интернета и цифрового телевидения. «Никакой чиновник не сможет препятствовать дискуссиям в Интернете или цензурировать сразу тысячу каналов».
Как сейчас
Сегодня член правительства может принять или не принять приглашение парламента выступить перед депутатами. Регулярно в Думе выступает только министр финансов, когда «защищает» госбюджет.
Губернаторы, назначаемые с подачи правящей партии, - это серьёзное повышение уровня партийного влияния на жизнь в стране. Сегодня кандидатуры губернаторов предлагают полпреды президента в федеральных округах. Избирательный барьер в 5% существовал до прошлых выборов в Думу, которые проводились уже с 7%-ным избирательным барьером. В 2007 г. его преодолели 4 партии. Все остальные, кстати, не набрали и 5%. Для регистрации партии сегодня нужно не менее 50 тыс. человек.
Комментарий
Иван Мельников, зампред Госдумы, первый зампред ЦК КПРФ:
- Предложения президента вселяют осторожный оптимизм. Но во многих моментах сквозит половинчатость. Например, не снижение барьера на выборах, а одно-два места. Президент говорит, что надо дать больше свободы действий партиям, но при этом предлагает внести в законодательство нормы, требующие от партий менять свой Устав, чтобы изменить систему избрания руководящих органов. То есть под маркой демократизации получается вмешательство в жизнь партий.
Владимир Жириновский, лидер ЛДПР:
- Расширение прав оппозиционных политических партий, контроль Госдумы за правительством - такого количества новизны в плане расширения демократии и политических свобод ещё никогда не было. Я думаю, что Россия войдёт в разряд самых свободных и демократических стран мира.
Меньше коррупции
Д. Медведев: «Враг номер один - это коррупция… Соответствующий пакет законов уже внесён мной в Государственную думу».
Меры
- Предоставление дополнительных сведений о доходах и имуществе государственных и муниципальных служащих, а также членов их семей.
- Административная ответственность юридических лиц за передачу взятки от имени или в интересах юридического лица.
- Контроль за имущественным положением лиц с особым правовым статусом - прежде всего судей.
Как сейчас
По данным экспертов, к 2008 г. Россия откатилась на 147-е место в мире по уровню коррупции. Оборот средств на этом «теневом» рынке оценивается в 300 млрд. долл.
Комментарий
Геннадий Гудков, зампред Комитета Госдумы по безопасности, заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия»:
- Если мы организуем нормальный механизм разделения властей и взаимного контроля, то нанесём удар по самому сердцу коррупции - внутри власти. Ведь рыба гниёт с головы! Чрезвычайно важен и гражданский контроль за чиновниками, о чём говорил президент. С точки зрения борьбы с коррупцией предложены абсолютно правильные, взвешенные действия. А Госдума на прошлой неделе приняла в первом чтении президентские антикоррупционные законопроекты.
Доступнее суд
Д. Медведев: «Независимый и честный суд - это основа справедливого общественного порядка. По мере укрепления нашего демократического государства роль суда будет только возрастать... Изменения вводят ясные и понятные для граждан правила и процедуры».
Меры
- О сокращении срока рассмотрения гражданских дел.
- Введение дополнительной ответственности за создание препятствий, ведущих к затягиванию судопроизводства.
- Установить механизм возмещения ущерба, причинённого гражданам при нарушении их прав на судопроизводство в разумные сроки.
- Судам следует взвешенно относиться к мере пресечения в виде ареста и к назначению наказаний, связанных с изоляцией от общества.
Как сейчас
Максимальные сроки судопроизводства обозначены в законах, но часто не соблюдаются. Большая часть жалоб на судей - за волокиту. Судьи предпочитают проводить заседания в закрытом режиме. В арбитражные суды можно попасть только по спецпропуску. Судебные приставы не всегда могут обеспечить выполнение судебных решений. Арест - привычная мера пресечения даже по небольшим «экономическим» делам.
Комментарий
Леонид Ольшанский, почётный адвокат России:
- Качество судопроизводства можно повысить, если как можно больше дел будут рассматривать не мировые судьи, а судьи районных судов по специализации - жилищные, налоговые, наследственные споры и т. д. Тогда и сроки снизятся. Нужно расширить функции квалификационных коллегий судей. Иначе жалобы граждан на нарушения и хамство возвращаются на рассмотрение председателя того же суда. Вход на любые заседания должен быть открытым.
Если следовать словам президента, региональные власти вообще не должны иметь отношения к судебной власти. Всё финансирование - только из федерального бюджета. Иначе появляются нити зависимости.
Дать сдачи
Д. Медведев: «Конструирование глобальной системы ПРО, окружение России военным базами, безудержное расширение НАТО и другие «подарки»… В гонку вооружений мы, конечно, втянуть себя не дадим. Но не учитывать всё это в нашем оборонном строительстве не можем…»
Меры
- Отказ от расформирования ракетной дивизии в Козельске (Калужская обл.).
- Развёртывание ракетных комплексов «Искандер» в Калининградской области.
- Радиоэлектронное подавление новых объектов системы ПРО.
Как сейчас
Новый позиционный район ПРО США на территории союзников по НАТО - радар в Чехии, противоракеты в Польше - снижает наш потенциал ядерного сдерживания. Ответные меры должны компенсировать ущерб. Дивизия в Козельске из «запасов» получит баллистические ракеты шахтного базирования РС-18 с разделяющимися головными частями. Комплексы «Искандер» имеют дальность стрельбы несколько сотен километров и «покрывают» территорию Польши. (Подробнее читайте на с. 14.)
Комментарий
Руслан Пухов, глава Центра анализа стратегий и технологий:
- Что касается дивизии в Козельске, президент по сути лишь озвучил место, где будут размещены имеющиеся в резерве ракеты. Насколько понимаю, радиоэлектронные «глушилки» не будут работать в постоянном режиме - важно, что они есть и могут быть использованы в «угрожаемый период». Не идёт речь и о немедленном развёртывании «Искандеров» в Калининградской области. Если Европа откажется от размещения ПРО, отпадёт и необходимость в милитаризации нашего самого западного региона.
Учить, а не калечить
Д. Медведев: «Решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть возрождение российской образовательной системы. Её прежние успехи были признаны во всём мире. Сегодня... надо прямо сказать: с передовых позиций мы уже откатились. И это становится самой серьёзной угрозой нашей конкурентоспособности...
Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире… Российская школа не имеет права быть ветхой - и в прямом, и в переносном смысле этого слова… Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая».
Меры
- В сжатые сроки разработать новое поколение образовательных стандартов.
- Выстроить разветвлённую систему поиска и поддержки талантливых детей.
- Пополнение школ новым поколением учителей.
- Разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов.
- Разработать новый порядок проектирования, строительства и формирования материально-технической базы школ.
- Минимизировать риски для здоровья школьников.
Как сейчас
В России 59 260 образовательных учреждений. В 2008 году из эксплуатации выведено 1800 аварийных школ. Построено новых - 229.
За годы обучения в школе 70% функциональных расстройств у детей переходят в стойкую хроническую патологию. К окончанию школы в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения и опорно-двигательного аппарата, в 3 раза - органов пищеварения, в 2 раза - число нервно-психических расстройств. К окончанию школы 80% девушек имеют хронические заболевания, которые впоследствии могут повлиять на их способность выносить и родить здорового ребёнка. Рабочий день старшеклассников доходит до 10-12 часов в сутки.
Комментарий
Владислав Кучма, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦ здоровья детей РАМН:
- Надо пропагандировать здоровый образ жизни в школе, учить детей следить за своим здоровьем. Но из 60 тысяч школ, по моим подсчётам, только 3-4 тысячи содействуют укреплению здоровья. Надо продвигать их опыт. В школе желательно иметь 2-3 спортзала (для младших классов - отдельный), бассейн. Школьные коридоры и рекреации должны быть не просто большими, но и травмобезопасными - в старых школах это сделать невозможно.
Олег Смолин, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию:
- Нам нужна новая школа. Но реальные дела Министерства образования сейчас расходятся с тем, к чему призывает президент. Например, закон о ЕГЭ, как признал сам министр Андрей Фурсенко, оставит без аттестатов 10-12% выпускников. Насколько масштабны изменения, предложенные президентом, зависит от того, кто будет реализовывать эти планы.
Думе - 5, президенту - 6
Д. Медведев: «Впереди большая работа и серьёзные шаги. Это и дальнейшая децентрализация, и гуманизация социального устройства и политической системы. И чем более свободна и разнообразна общественная жизнь, чем динамичнее экономика и острее политическая борьба, тем прочнее и стабильнее должны быть фундаментальные институты демократии… Вот далеко не все, но наиважнейшие причины, по которым я вношу два предложения».
Меры
- Расширить конституционные права Федерального собрания.
- Увеличить сроки конституционных полномочий президента до 6 лет и Государственной думы до 5 лет.
Как сейчас
12 декабря принятой в 1993 году Конституции исполнится 15 лет. За это время она ни разу не правилась, если не учитывать коррективы в списке субъектов Федерации, которые вносились после укрупнения регионов. Однако разговор об изменении Конституции возникал неоднократно. В прошлый раз - в связи с идеей предоставить президенту возможность остаться у власти на 3-й срок. Владимир Путин предложения переписать Конституцию неизменно отвергал. Дмитрий Медведев в послании подчеркнул: «Речь идёт не о конституционной реформе, а именно о корректировке Конституции - о важных, но всё же уточняющих поправках, не затрагивающих политическую и правовую сущность существующих институтов… Её базовые положения должны на многие годы вперёд оставаться незыблемыми».
Комментарий
Дмитрий Бадовский, замдиректора НИИ социальных систем:
- Стран, где власть избирается на 4 года, не так много. У нас на практике от этого срока оставалось 2,5 года спокойной работы, остальное время - подготовка к выборам и выход из «предвыборного режима». При создании Конституции за основу брали французскую систему. Но их 7 лет президентского срока (после недавних поправок - 5 лет) показалось много. Поэтому срок «списали» у американцев.
Два по 6 достаточно для реализации долгосрочных политических стратегий. Есть и функциональные моменты: развести по времени президентские и парламентские выборы. Возможно, учитывалось и существующее трёхлетнее бюджетное планирование. Один президентский срок - два трёхлетних экономических цикла.
Михаил Краснов, завкафедрой конституционного и муниципального права Высшей школы экономики:
- Теоретическая возможность того, что шестилетним будет уже текущий срок Дмитрия Медведева, есть. Общий правовой принцип гласит, что изменение сроков не касается действующих политиков. Но этот принцип у нас нигде не прописан. Всё зависит от того, что будет записано в законе о поправках к Конституции. Но следующий срок для президента Медведева считать первым (из двух возможных) будет нельзя. Аналогичная ситуация была у президента Ельцина. Конституция была принята после его избрания на президентский пост. В конце 90-х Госдума направила запрос в Конституционный суд, который пояснил, что избрание в 1996 году для Бориса Ельцина не было первым и в 2000 году он баллотироваться бы не смог.
Так сказал президент
О приоритетах правительства
«Денежные сбережения граждан, уровень пенсионного обеспечения, все социальные гарантии должны быть предметом самого пристального внимания, повседневной работы и безусловной ответственности Правительства России. Согласно статье 7 Конституции, Российская Федерация - это социальное государство... Следовательно, ущемление гражданских свобод и действия, ухудшающие материальное положение людей, - они не только аморальны, они ещё и незаконны».
О бюрократии
«Бюрократия периодически «кошмарит» бизнес - чтобы не сделал чего-то не так. Берёт под контроль средства массовой информации - чтобы не сказали чего-то не так. Вмешивается в избирательный процесс - чтобы не избрали кого-нибудь не того. Давит на суды - чтобы не приговорили к чему-нибудь не тому. Государственный аппарат у нас в стране - это и самый большой работодатель, сам себе суд, сам себе партия и сам себе, в конечном счёте, народ. Такая система абсолютно неэффективна и создаёт только одно - коррупцию».
О пенсионной системе
«Пенсионная система больше не может ориентироваться на абстрактные средние показатели пенсионного обеспечения. Каждому человеку должно быть абсолютно понятно, сколько ему гарантировало государство, сколько он получит от обязательных взносов, которые перечислены его работодателем, а сколько ему нужно откладывать самому».
О популизме
«Тем, кто хотел бы нажить на глобальном экономическом кризисе «лёгкий» политический капитал, кто настроился на популистскую болтовню, кто хотел бы дестабилизировать общество, чтобы удовлетворить личные амбиции, - советую прочитать Конституцию. Считаю своим долгом предостеречь тех, кто надеется спровоцировать обострение политической обстановки».
О гражданственности
«В России на протяжении веков господствовал культ государства и мнимой мудрости административного аппарата. А отдельный человек с его правами и свободами, личными интересами и проблемами воспринимался в лучшем случае как средство, а в худшем - как помеха для укрепления государственного могущества. Повторю, так было на протяжении веков. И хотел бы привести слова Петра Столыпина, который говорил: «Прежде всего надлежит создать гражданина, и когда задача эта будет осуществлена - гражданственность сама воцарится на Руси. Сперва гражданин, а потом гражданственность…»
О неотложном
«То, что нам сегодня больше всего необходимо, - это доверие и сотрудничество. И мы не должны ни на день откладывать решение наших стратегических программ... Надо быстро осваивать высвобождаемые в мировой экономике ниши. Создавать новые и эффективные предприятия. Внедрять самые передовые технологии. Такой подход - это и есть одно из лучших антикризисных «лекарств» и, с другой стороны, неотъемлемая часть идеологии современного развития России».