Это мощное, пользующееся огромным доверием и поддержкой, сформировавшееся в предвыборный период оппозиционное Общенародное движение объявило о своей структуризации – создании Армянского национального конгресса.
Это произошло в ходе состоявшегося в этот день очередного, уже третьего в течение знойного ереванского лета масштабного митинга оппозиции, который, как и предыдущие, не был санкционирован. Свой отказ мэрия столицы каждый раз оправдывает полученными от полиции сведениями о том, что якобы во время митинга планируются беспорядки. Обещанные беспорядки так и не происходят, но это не мешает властям отказывать в санкционировании, вновь и вновь повторяя набившую оскомину мотивировку. Более того, как и в предыдущие разы, территории вокруг Института древних рукописей Матенадарана и площади Свободы, где традиционно проходят митинги оппозиции, еще с полудня были оцеплены усиленными подразделениями полиции, а связь столицы Армении с регионами была полностью прервана – водителям междугородних автобусов попросту запрещают выходить в эти дни на работу. Сами митинги начинаются после непродолжительного противостояния народа и полиции, которое разрешается путем переговоров представителя центра Общенародного движения Левона Зурабяна с замначальника Полиции Армении Афяном – цепь расступается и митингующие получают возможность провести свою акцию протеста.
Последний митинг проходил в условиях невыносимой жары – температура воздуха в конце июля, начале августа в Ереване зашкаливает за 40 градусов, но, как оказалось, даже это не стало помехой для народа. Это обстоятельство подчеркнул и выступивший лидер партии «Анрапетутюн» Арам Саркисян, сказав, что никогда еще с 2000 года, в августе, в условиях такой жары не собиралось такое количество людей. В ходе митинга звучали призывы к народу не отступать и бороться до конца, что у собравшихся вызывало овации и дружное скандирование «борьба, борьба до конца».
Выступивший на митинге лидер оппозиции, первый президент Армении Левон Тер-Петросян подвел итог 100 дням правления Сержа Саргсяна, в котором подчеркнул регресс в деятельности всех ветвей власти. В частности, он резко раскритиковал Национальное собрание, отметив, что оно перестало быть ветвью власти и превратилось в покорного исполнителя воли президента, а временную парламентскую комиссию по изучению событий 1-2 марта, «состоящую из соучастников фальсификации выборов и первомартовского злодеяния» назвал самой позорной страницей армянского парламентаризма. Касаясь правительства, Тер-Петросян отметил, что новоназначенный премьер-министр в действительности не обладает данной ему Конституцией властью, поскольку назначен, как в свое время признал сам премьер, по соглашению Сержа Саргсяна и бывшего президента Роберта Кочаряна и находится под бдительным оком своего же заместителя – «комиссара Роберта Кочаряна Армена Геворгяна». Правоохранительные органы – полиция, прокуратура, суды и пр., как отметил первый президент, вот уже 5 месяцев, вместо того, чтобы выполнять свои непосредственные обязанности, заняты выполнением политических заказов Кочаряна и Саркисяна, целью которых является разгром оппозиции и сокрытие организаторов трагедии 1 марта. Подводя итог 100 дням правления Сержа Саркисяна, Тер-Петросян заявил, что «сегодня государственная машина нацелена лишь на укрепление власти, а экономические, социальные и экологические проблемы только усугубляются». «Единственное, что Сержу Саргсяну удалось - это еще больше ограничить демократические свободы, из-за чего противостояние народа и режима достигло апогея. Надо обладать поистине огромным талантом, чтобы за короткий срок настроить против себя весь народ», - отметил он, заявив при этом, что Саргсян понимает диалог с народом очень своеобразно – посредством дубинок, полицейского и налогового террора, массовых запугиваний и арестов. Завершая свое выступление, лидер оппозиции заявил, что с этого дня главным лозунгом Общенародного движения становится отставка Сержа Саргсяна и требование о проведении внеочередных президентских выборов. «Требование об отставке основано не на общих оценках, а на конкретных обвинениях, каковыми являются: узурпация власти путем фальсификации результатов выборов, причастность к трагедии 1 марта, препятствование раскрытию этих событий, создание коррупционной структуры власти », - заявил он.
После выступления Тер-Петросяна, здесь же, на митинге состоялась торжественная церемония подписания декларации о создании Армянского национального конгресса. Декларацию подписали 16 партий, поддержавших Левона Тер-Петросяна в ходе президентских выборов 19 февраля. Митинг завершился грандиозным шествием протеста по центральным улицам Еревана. Следующий митинг назначен на 5 сентября, в день, когда в Совете Европы состоится слушание доклада комиссара СЕ по правам человека Томаса Хаммарберга по ситуации в Армении. До этого дня будут продолжаться массовые и локальные акции протеста, в том числе круглосуточная сидячая забастовка на Северном проспекте в самом центре столицы Армении.
По мнению руководителя Армянского Национального Клуба «Миабанутюн» г.Москвы Смбата Караханяна во внутриполитическом поле Армении сформировались две противостоящие существенные силы, общество и власть. Напряжение между ними доходит до критического значения. Нынешним властям не удается создать хотя бы реальные признаки атмосферы доверия и справедливости. Независимо от занимающего положения в обществе, у большинства населения создается острое ощущение несправедливости. Коррупция в стране стала стержневой частью управления государством. Многие, даже бытовые вопросы перерастают в нерешенные проблемы и вызывают бурю негодования у простых граждан. Проблемы начали подстерегать и армян являющимися гражданами России.
Из массы примеров отбора собственности, принятие решения на основании сомнительных документов, можно отметить вопрос братьев Аджиянов, жителей Краснодарского края, которые, являясь гражданами России, в Армении столкнулись с беспрецедентной незаконностью, нарушением своих прав и коррупцией. В результате чего, они уже год не могут получить в наследство свой отчий дом в г.Ереване.
Караханян считает, что фактические шаги властей были направленны на установление атмосферы тотального страха в стране, но сложилась атмосфера тотального недоверия.
Надо отметить, что такие непростые внутриполитические процессы сопровождаются весьма тревожными внешнеполитическими событиями. Совет Европы проявляет непрекрытую обеспокоенность ходом выполнения двух резолюций ПАСЕ, призванных вернуть Армению после событий 1 марта на путь демократии. Побывавшие недавно в Ереване Томас Хаммарберг и председатель ПАСЕ Луис Мария де Пьюч остались недовольны положением дел и весьма недвусмысленно высказались о том, что «Европа такое не потерпит». Отметив, что отсрочка до января, данная ПАСЕ Армении для выполнения резолюций 1609 и 1620 была «просто исключением», Пьюч заявил, что «Армения не может ждать до января» и, что «решение может быть принято уже в сентябре». Он заявил также, что Армении грозит стать первой страной-членом СЕ, «которая может выбыть из европейской семьи». На это последовал более чем странный ответ Сержа Саргсяна: «Думаю, что потопа не будет, если мы не успеем выполнить в срок что-то из резолюции ПАСЕ», из чего можно заключить, что отношениям Армения-Европа грозят серьезные осложнения.
Не лучше обстоят дела и в отношениях с Россией. Здесь все чаще отмечается неоднозначное поведение «лояльного Москве политика», каким Сержа Саргсяна было принято считать. Серьезное беспокойство в российских коридорах власти вызвало то, что с 29 сентября по 21 октября в Армении впервые будут проходить военные учения стран-членов НАТО. Не ускользнуло от внимания и то, что впервые в этом году Армения приняла участие и в двух других откровенно антироссийских военных маневрах с участием стран НАТО – на Украине («СиБриз – 2008») и в Грузии («Немедленный ответ – 2008»).
Караханян утверждает, что всегда, когда ситуация в Армении накаляется и руководству страны необходимы дополнительные внешние ресурсы, в эти периоды удивительным образом совпадают какие-то «плановые» мероприятия, связанные с углублением сотрудничества с НАТО, и после чего следует встреча с российским руководством. В этом контексте можно напомнить лишь недавние события, удваивание армянского воинского контингента в Косово, участие армянских военных в учениях НАТО «Си-Бриз-2008» у берегов Крыма с целью отработки действий штабов и войск в соответствии со стандартами НАТО.
По его мнению ближайшие месяцы также не станут исключением для подобных заезженных трюков армянских властей, явно попахивающим внешнеполитическим шантажом. По сообщению министерства обороны Армении стало известно, что в целях улучшение сотрудничества НАТО, в Армении с 29 сентября по 21 октября пройдут военные учения НАТО «Совместный лук/Совместный копьеносец 2008». В учениях примут участие около 1,1 тысячи военнослужащих из 21 страны. Семь из этих стран являются членами НАТО, 12 – участниками программы «Партнерство во имя мира». Также в учениях примут участие страны-партнеры Североатлантического Альянса и представители ОАЭ, являющихся членом Стамбульской инициативы сотрудничества.
По задумке организаторов, учения позволят продемонстрировать навыки комплексных и динамических действий, направленных на сотрудничество вооруженных сил Североатлантического альянса и стран-партнеров.
Сценарий учений будет основываться на уполномоченных ООН и возглавляемых НАТО «Действиях по реагированию на кризисы».
Руководить учениями будет командующий Штаб-квартирой сухопутного элемента командования Хайдельберга, генерал-лейтенант Роланд Катер.
Раздражение в Кремле вызывают и регулярные контакты армянских политиков с Вашингтоном. Например, поездке министра иностранных дел Армении Эдварда Налбандяна в Россию в конце мая предшествовал его визит в столицу США, а во время визита Сержа Саркисяна в Москву в Ереване стартовала программа под названием «Неделя НАТО». В Кремле все больше утверждаются во мнении, что традиционно комплементарная политика Еревана или, иначе говоря, лавирование между Москвой и Вашингтоном, может в скором будущем дать серьезный крен, и крен этот будет не в пользу России. В таком же свете стали рассматриваться реверансы нового армянского президента в сторону Турции. В Москве возникли серьезные опасения, что усилия, направленные на улучшение армяно-турецких отношений и открытие границ между этими двумя странами имеет своей конечной целью вывод российских военных баз с территории Армении, что облегчит последней вступление в НАТО. И первыми откликами на новую политику Армении можно считать как резкое потепление отношений между Москвой и Баку, так и закрытие российским ОАО «Банк ВТБ» своего филиала в Нагорном Карабахе. Но понимает ли новое армянское руководство эти сигналы Кремля или и в этом случае считает, что «потопа не будет»?
Подобная непоследовательность, если не сказать – небрежность в проводимой новым президентом внешней политике и противостояние ему впервые за последние 10 лет серьезной оппозиции во главе с опытным политиком Левоном Тер-Петросяном создает все растущие растерянность и разброд в самой команде Сержа Саргсяна. Если, конечно, можно считать командой коалицию 4-х разношерстных партий. Так, все больше накаляются отношения между двумя ведущими партиями властной коалиции – Республиканской и Дашнакцутюн – которые и раньше не очень жаловали друг друга. Непростые отношения складываются и внутри самих этих партий. Если в рядах Дашнакцутюн есть серьезное недовольство тем, что партия, выступившая в ходе выборов с резкой критикой социальной и экономической политики властей, вдруг согласилась вступить с последними в альянс, обманув, таким образом, значительную часть своего электората, то недовольство в Республиканской партии вызвано, в основном, тем, что получив в ходе парламентских выборах абсолютное большинство и имея президентом страны своего председателя, она вынуждена делить лавры с тремя другими партиями. Немалую сумятицу в ряды власти вносят и «телодвижения» экс-президента Роберта Кочаряна. Последние события показывают, что его прошлогоднее заявление о том, что он «не намерен стать самым молодым пенсионером» были не пустым звуком. Сегодня он не только пытается продолжать закулисно манипулировать Сержем Саргсяном, но и готовит себе базу для возвращения в большую политику. Об этом говорит инициированное им «возникновение из небытия» объединения маргинальных политиков, объявивших себя «третьей силой», не согласной ни с властью, ни с оппозицией. Об этом же свидетельствует и распространяемое многочисленными, оставшимися у власти сторонниками экс-президента «мнение» о том, что Серж Саркисян «слаб», что он, в отличие от Кочаряна, не владеет внешней политикой, не в состоянии противостоять оппозиции и скорее подаст в отставку, чем примет против нее решительные меры. Муссируются также слухи о том, что новый президент пытается проводить политику передела сфер влияния и собственности. Вся эта неразбериха отражается также на правоохранительных структурах, на плечи которых возложена неблагодарная задача всеми способами задавить оппозицию – начиная от арестов и задержаний очевидно невиновных людей и, заканчивая, мягко говоря, весьма сомнительными судебными процессами над ними по наспех и небрежно состряпанным материалам, где ни в грош не ставятся ни доводы адвокатов, ни оправдательные показания свидетелей. В полиции нарастает недовольство, многие отказываются работать – на столе начальника полиции лежат стопки прошений об отставке, которым пока не дается никакого хода. Вряд ли кому подобная грязная миссия может доставить удовольствие, а на фоне возрастающего внутриполитического хаоса, когда на первый план выходит инстинкт самосохранения, такие действия становятся все более и более опасными, а расплата за них – все более вероятной. И первой «ласточкой» тому стало недавнее заявление генерального прокурора республики о том, что уже известны имена полицейских, применение оружия которыми 1-го марта повлекло за собой гибель людей...
Анализ сложившейся на сегодня в Армении ситуации и динамики ее развития показывает, что, если вовремя не предпринять действенных политических мер, то очень скоро стране неминуемо грозит тяжелейший кризис. Армения очутилась в порочном круге внешне- и внутриполитических проблем, когда промахи властей в одной из сфер влекут за собой ошибки в другой, и наоборот.
Караханян уверен, что ситуация в Армении усугубляется стремлением властной верхушки всеми способами не допустить хотя бы формального признания фальсификации выборов и прервомартовского, кровавого преступления против своего народа. На этом пути, высшие правители, практически уничтожили в стране не только понятие судебной власти, но и элементарное доверие населения к справедливости и независимости судов. Нужно отметить, что ранее подобное случилось и с силовыми органами, когда их выводили на улицы, пригоняли из Карабаха вооруженные формирования, раздавая им оружие и боеприпасы, направляя пушки, по сути, против народа. При этом у служебного состава, с отдельными исключениями, не хватило даже профессиональной позиции спросить у возбужденных властителей, о том, понимают ли они, что заставляют их не только нарушать свой долг, но и поэтапно уничтожают основы национальной государственности.
Караханян считает, что, так же наблюдается полный разброд во внешнеполитической деятельности, где люди, играющие в дипломатию, пытаются по своему спасти режим, выполняя пожелания трудящихся из различных, международных организаций и зарубежных стран.
Он заметил, что последним шедевром внешней политики армянских властей стала манера армянских комплементаристов и горедипломатов, бежать за европейскими чиновниками по транзитным аэропортам по их пути следованию и пытаться предлагать им нечто «интересное».
На этом фоне единственным политическим фактором в Армении является сформированный Армянский Национальный Конгресс.
Караханян уверен, что в нынешних условиях, несмотря на усиление внешних факторов, во внутриполитической жизни Армении вопрос формирования легитимной власти может решить только народ Армении своей последовательной борьбой. Недалек тот день, когда народ выйдет на улицы и, не отходя ни на минуту, доведет свое дело до победного конца.
Уже очевидно, что, если и дальше тянуть время, оставляя события на самотек, то процесс очень скоро приобретет необратимый характер и страна окажется на грани катастрофы. Поле для маневрирования режима с каждым днем сжимается, и если еще месяц назад было из чего выбирать, то сегодня у него остаются всего два пути: продолжать делать вид, что ничего не происходит и пытаться косметическими псевдореформами успокоить общество, в надежде на то, что все само собой утрясется или прислушаться к оппозиции (и не только к оппозиции!) и пойти на новые президентские выборы. Первый путь приведет к неминуемому взрыву, который, с учетом геополитических проблем Армении, может попросту смести ее с политической карты мира. Второй путь, при условии, что выборы будут проведены честно и прозрачно, даст Армении возможность взять тайм-аут и использовать его как на восстановление своего крепко пошатнувшегося внешнеполитического реноме, так и на восстановление доверия общества к государственным институтам. Остается надеяться, что на этот раз Серж Саргсян сделает правильный выбор, и «потоп» и впрям минует эту древнюю и исторически родственную России страну.