По словам лидера оппозиции, первого президента Армении Левона Тер-Петросяна, митинг был приурочен к открытию летней сессии Парламенсткой Ассамблеи Совета Европы, где предстоит провести внеочередное слушание по вопросу выполнения резолюции 1609, принятой в ходе весенней сессии ПАСЕ.
Решение провести митинг у оппозиции возникло не вдруг. Со дня завершения объявленного 1 марта чрезвычайного положения, центр возглавляемого Тер-Петросяном Общенародного движения неоднократно обращался в столичную мэрию с уведомлением о намерении провести митинг, и каждый раз натыкался на отказ. Мотивировки отказов не блистали разнообразием: в основе каждой из них лежала «полученная от правоохранительных органов информация» о намечаемых в ходе митинга беспорядках. Представители Центра спокойно выслушивали все это и… подавали следующее уведомление. Так было 45 раз подряд. Последнее уведомление было сопровождено заявлением о том, что на этот раз митинг будет проведен независимо от его санкционирования, «в любом случае, при любых условиях, при любой погоде». Но, обо всем по порядку.
Нежелание властей санкционировать митинги Общенародного движения, в целом, понять можно. В апреле ПАСЕ поставила перед ними три серьезнейших условия, пригрозив, в случае их невыполнения, лишить права голоса делегацию Армении. Условия эти касались освобождения политзаключенных, проведения открытого и транспарентного расследования трагических событий 1 марта и аннулирования поправок, внесенных 17-го марта в закон «О проведении митингов и демонстраций». Власти хорошо понимали, что выполнение этих условий ничего хорошего им не предвещает и пошли по пути имитации их выполнения. Расчет был на то, что еврочиновников можно будет убедить в том, что «процесс идет», и растянуть его на неопределенное время, а общество, тем временем, забудет обо всем и смирится с реальностью. Расчет не оправдался. Напряженность в обществе за все это время не снизилась. Все официальные сообщения о создании парламентской комиссии по расследованию событий 1 марта, о создании Общественного совета при президенте, о либерализации закона «О проведении митингов и демонстраций», все попытки свалить вину за происшедшее на оппозицию натыкались на глухую стену невосприятия граждан Армении. По всей стране прокатилась разрастающаяся волна массовых голодовок в поддержку политзаключенных, в Ереване и в районах страны ни на минуту не утихали перманентные локальные акции протеста. Еврочиновников также не удалось провести. Побывавшие 16-17 июня в Ереване содокладчики ПАСЕ Жорж Коломбье и Джон Прескотт расценили неудовлетворительным процесс выполнения властями Армении резолюции 1609. В таких условиях, чем последовательнее и настойчивее была оппозиция в своем намерении провести акцию протеста, тем сильнее было нежелание властей допустить ее.
Изначально митинг 20 июня предполагалось провести на площади Свободы. На этот раз мэрия Еревана проявила «оригинальность мышления» и мотивировала свой отказ проведением «на том же месте, в тот же час» мероприятия, под трогательным названием «Маленький ереванец». Чуть ли не со слезами умиления на глазах, представитель мэрии сообщил центру Общенационального движения, что в этот день на площади будут расставлены детские аттракционы, и дети из необеспеченных семей смогут в этот день забыть о своих беспросветных буднях и порадоваться жизни. Одновременно, мэрия великодушно позволила провести митинг под одной из трибун футбольного стадиона. Променять митинг на футбол оппозиция не согласилась, но хитроумное внедрение мэрией ленинского принципа «детям, все детям!» в политику воздействие возымело: центр Общенародного движения сообщил, что согласен провести митинг у Матенадарана. Как знать, где и как прошел бы митинг, сообрази власти еще раз сыграть на чувствах своих сограждан и организовать еще одно мероприятие, скажем, «Старенький ереванец» - с концертом и бесплатной раздачей каши обитателям Домов для престарелых… Но, что-то не сработало, и они вернулись к своим излюбленным «сведениям правоохранительных органов».
19-го июня первый заместитель начальника Полиции Армении Армен Ерицян, повторив набившую оскомину фразу о «намечающихся беспорядках», заявил, что «Полиция не допустит проведения несанкционированного митинга». 20-го июня, с утра ко всем подступам к Матенадарану были стянуты подразделения Полиции, внутренних войск, ОМОНа и других спецподразделений правоохранительных структур. С утра же были перекрыты все ведущие в Ереван автомагистрали. Мало того – в столице был пущен слух, что к «операции» вновь будут привлечены снайперы… Вобщем, все было нацелено на то, чтобы митинг либо был сорван, либо не набрал достаточного количества людей, и дискредитировать таким образом оппозицию. Народ начал стекаться к Матенадарану за час до начала митинга. К 17.30 движение транспорта по проспекту Маштоца оказалось парализовано. В ответ на «требование» полиции очистить проспект последовала «просьба» оппозиции дать возможность пройти к Матенадарану. Консенсус был достигнут, и митинг состоялся.
В своем выступлении лидер оппозиции, первый президент Армении Левон Тер-Петросян заявил, что целью митинга является показать, что дух народа не сломлен, и доказать что народ не признает легитимность Сержа Саркисяна. «Сегодняшний 200-тысячный митинг показал, что народ твердо намерен защищать свои права и будет стоять до тех пор, пока не достигнет поставленной цели», отметил он. Тер-Петросян назвал экс-президента Роберта Кочаряна главным виновником бойни 1 марта и выразил уверенность, что вопрос этот будет рассмотрен Гаагским трибуналом. Тер-Петросян заявил также, что смягчение напряженности в Армении возможно лишь в результате детального расследования преступных действий властей 1 марта и освобождения всех до единого политических заключенных. По словам первого президента, освобождение политзаключенных может стать основой для начала диалога между властью и оппозицией. В то же время он подчеркнул, что диалог этот будет «не торгом», а «средством уточнения методов политической борьбы». По словам лидера оппозиции, восстановления демократических институтов и преодоления внутриполитического кризиса можно достичь «лишь проведением досрочных президентских и парламентских выборов». В то же время Тер-Петросян заявил, что готов призвать ПАСЕ не применять санкции против Армении, если до начала летней сессии Ассамблеи все политзаключенные будут освобождены.
Закончившийся поздно вечером митинг прошел без каких-либо инцидентов, посрамив, таким образом, отечественную полицию. Предрекаемые последней «беспорядки» так и не состоялись, что, возможно, станет темой «разбора полетов» в высших эшелонах власти. Не сумев таки «защитить» от оппозиции Матенадаран, полиция блестяще справилась с обороной площади Свободы от… «маленьких ереванцев». Успех последней «операции» был, видимо, обусловлен тем, что продлившееся до глубокой ночи плотное оцепление площади Свободы – каска к каске, щит к щиту – было осуществлено исключительно офицерским составом. Ни одному маленькому ереванцу так и не удалось в этот день пробить брешь в обороне офицеров и пробиться к играм. Да и самих игр не было – выставленные еще накануне аттракционы были заменены полицейскими УАЗ-ами и спецтехникой. Неизвестно, подаст ли мэрия на Полицию в суд за срыв намеченного мероприятия, но, думается, маленькие ереванцы припомнят им это…
Что касается самого митинга, то его значение трудно переоценить. Во-первых, он показал, что легитимность власти все так же остается под вопросом, а популярность оппозиции только растет – об этом свидетельствовало огромное количество народа, собравшееся на митинг в условиях его несанкционированности, публичного запугивания и закрытого въезда в город. Во-вторых, он показал, что, несмотря на репрессии, все, входящие в Общенародное движение партии остаются приверженными начатому делу и не собираются отступать. В-третьих, подтвердил приверженность оппозиции к проведению исключительно мирных массовых мероприятий, что в очередной раз заставляет делать определенные выводы в связи с событиями 1 марта. И, наконец, митинг этот можно считать очередной победой оппозиции, поскольку ей удалось сдержать свое слово – он состоялся «не смотря ни на что», а следующий митинг назначен на 4-е июля.
Ясно одно: глубочайший кризис в Армении может быть разрешен только через внеочередные президентские выборы. 23 июня Серж Саркисян приезжает в Москву с официальным визитом. Этот визит был нужен Москве для демонстрации баланса: ведь скоро Медведев посетит Баку. Однако Москва все серьезнее должна задумываться также о балансе своих действий в отношении к внутриполитическому раскладу в Армении. Общенародное движение во главе с Тер-Петросяном набирает силу, и Кремлю необходимо ясно дать понять, что Москва считается с настроениями армянского народа.
Вместе с тем, особый интерес по вопросам сложившиеся ситуации в Армении вызывает позиция Руководителя Армянского Национального Клуба «Миабанутюн» Смбата Караханяна.
Комментируя сложившуюся обстановку на очередной встрече в Москве с участием экспертов, представителей российских общественных организации и объединения Смбат Караханян отметил, что удивительно, но властный лагерь Армении, опять пытается вместо реальных шагов, путем влияния на зарубежных политологов и политтехнологов еще раз выстроить виртуальный пузырь, для внешнего мира о ситуации в Армении. Не надоедает им и постоянное обивание порогов российских и европейских высших властных эшелонов с назойливой просьбой – не бросайте нас и замолвите за нас словечко. Поразительное понимание решения, сложившейся ситуации и выхода из подлинного государственного кризиса в своей стране. Удивительно, но нынешние армянские власти решили возродить институт политзаложников. Караханян не отделяя никого, от всех 86 политзаложников, особо отметил всю нелепость нахождения в тюрьме, пользующегося добрым именем и авторитетом среди внешнеполитических деятелей, бывшего министра иностранных дел Армении Александра Арзуманяна, а также честнейшего и преданного национальным идеям деятеля Шанта Арутюняна. Подобные действия не могут не иметь серьезного отражения и пройти бесследно.
По мнению Караханяна трудно говорить, что прокуратура и следственные органы не прикрывают убийц мирных людей во время событий 1 марта в Ереване, когда с их стороны при наличии 10 убитых на глазах тысяч людей, до сих пор не возбужденны даже отдельные уголовные дела. Разумеется, что если имеются какие-то субъективные причины, или указания сверху, мешающие этому, то руководители правоохранительных структур должны сделать соответствующие заявления. В современной истории немало примеров, когда судьи, прокуроры или руководители следственных органов подавали в отставку признаваясь, что их заставляют выполнить политический заказ. При этом они завоевывали огромное профессиональное признание и симпатию народа, что в дальнейшем положительно отражалось на их карьерном росте.
У Караханяна особую тревогу вызывает поведение руководства вооруженных сил, которое перепутало места проведения войсковых операций, а также стратегические пункты дислокации вооруженных формирований.
Караханян считает, что для них было бы весма полезным сократить представительско- развлекательные мероприятия, особенно вне страны и вплотную заняться изучением столь помпезно принятой военной доктрины.
Подобные действия морально-психологически унижают и развращают военнослужащих, особенно когда с оружием в руках их противопоставляют гражданскому населению Армении.
Однако Караханян уверен, что не все так плохо и присутствуют обнадеживающие факты. Например, рядовые военнослужащие из внутренних войск, после окончание митинга, из окон, отправляющихся на свои места дислокации автобусов, с воодушевлением приветствовали колонны людей, возвращающихся из митинга, от души радуясь, тому, что им на этот раз не пришлось превратиться в убийц или избивать свой народ.
Караханян заявил, что «…в обществе Армении назрела потребность в радикальных переменах, любые косметические изменения или хитроумные, и в то же время удручающие перестановки только лишь усугубляют обстановку. Страна уже стоит на пороге серьезных общественно-политических событий. Трезвая оценка показывает, что от неконституционных всплесков огромного количества населения страны удерживает принципиальная позиция лидера Общенародного движения.
Несмотря на громогласные заявления, у властей все еще не просматривается хоть какая-нибудь действенная программа выхода из кризиса. Самое лучшее, что смогли придумать во властном лагере, это искусственные попытки перенести сложившийся конфликт в стране, на плоскость личного вопроса лидера Общенародного Движения, при этом и на западе и в России представляя его как скрытого сторонника противоположного лагеря. Порой, не замечая, что попадают в смешные истории.
Среди различных вариантов дальнейшего развития ситуации можно выделить два принципиальных сценария. Первый сценарий заключается в том, что власть страны продолжает сжиматься в своей скорлупе и дальше играть роль глухонемого, развязывая руки уже дискредитировавшим себя правоохранительным и судебным органам. В этом случае в стране окончательно наступает антиконституционный и правовой коллапс, что приведет общество к полной криминализации, невиданной коррумпированности, и в итоге резкому ослаблению устоев независимого национального государства. Властям, чтобы они не чудили по своим подконтрольным телеканалам, придется постоянно просить помощь извне, постоянно и в нарастающем порядке тратить огромные народные средства и уже окончательно забыть о своем лице, как государственной единицы, и о своих независимых национальных интересах. Но их несчастье заключается в том, что при подобном развитии событий уже ни Запад, ни Россия им не поможет. Достаточно туманно и личная участь, властных правителей, независимо от успеха их бизнеса и партнеров, потому-что подобный путь ведет к потере независимости государства. Разумеется, что при этом нынешние власти имеют все шансы войти в историю, как его разрушители.
Однако имеется еще одно продолжение, когда власть:
- Прекращает несвязанные и нервные судороги, особенно в своих средних и низовых звеньях,
- Без лишнего шума освобождает политзаложников, прекращает ставшие уже несерьезными судилища, проводит независимые расследования,
- Берет тайм-аут, переводит борьбу в политическое русло,
- Назначает внеочередные выборы,
- Договаривается с Общенародным движением о рамках политической борьбы, при необходимости подписывает общественный меморандум.
В этом случае Общенародное движение в свою очередь принимает нынешнюю власть, как политическую реальность и продолжает цивилизованную политическую борьбу. Чтобы окончательно рассеять все настойчивые сомнения было бы символично провести выборы 21 сентября в день независимости Армении. Очевидно, что именно при этом сценарии, как это не странно, для идеологов власти, существенно возрастет авторитет страны во всем мире, и в дальнейших интеграционных процессах независимое армянское государство займет свое достойное место, не теряя свое лицо. Вот тогда уже и на западе и в России можно найти настоящую поддержку, восстанавливая свое доброе имя».