Примерное время чтения: 10 минут
296

Трагедия в Армении: 100 дней «кровавой субботы»

Оппозиция не признала официальные результаты президентских выборов 19 февраля, последовавшие за ними массовые митинги протеста приобрели невиданный доселе размах. Апофеозом их стал день 26 февраля, когда участники организованного властями “альтернативного” митинга “перебежали” к оппозиции и побросали флаги правящей партии под ноги лидера оппозиции, первого президента Армении Левона Тер-Петросяна. По свидетельству очевицев, в этот день на площади Свободы Еревана и прилегающих к ней улицам было более полумиллиона человек. Неотвратимо надвигался день рассмотрения иска оппозиции в Конституционном суде и власти вдруг ясно поняли, каким будет в таких условиях его вердикт. Выступивший вечером 29 февраля по телевидению президент Армении Роберт Кочарян заявил, что хотя “терпение властей не беспредельно, они готовы дождаться решения Конституционного суда” и… всего через несколько часов, около 6.30 утра 1 марта, обрушил полицейские дубинки на мирно спящий палаточный городок. Разгром площади Свободы с десятками избитых и раненных, среди которых были и женщины, и дети, привел к более трагическим событиям вечера и ночи того же дня… День 1 марта 2008 года отныне носит название “кровавой субботы”.

В тот же день Роберт Кочарян ввел 20-дневное “чрезвычайное положение”, в условиях которого Конституционный суд подтвердил решение ЦИК. Власти обвинили во всем оппозицию, и по всей стране в следственные изоляторы СНБ и полиции были брошены сотни сторонников Левона Тер-Петросяна, сам же первый президент оказался в условиях необъявленного домашнего ареста. Все это время, вплоть до дня своей инаугурации 9 апреля, новоизбранный президент Серж Саркисян отмалчивался.

Согласно проведенному на днях опросу Gallup Organization, 62% граждан Армении негативно относятся к политике России.

Что же происходит в Армении сегодня, через 100 дней? Увы, расчет властей на то, что со временем все утихомирится и ситуация войдет в нормальное русло не оправдался. Похоже, что на этот раз народ Армении обидели крепко. Полицейский кордон, «обороняющий» с того злопамятного дня площадь Свободы, аресты оппозиционеров и проводящиеся над ними суды, где «свидетелями» выступают сотрудники полиции, экономические санкции в отношении непокорных предпринимателей, непрекращающиеся приводы в полицию мало-мальски активных граждан не смогли запугать народ. Ежедневно сотни небезразличных людей заполняют примыкающий к «арестованной» площади Свободы Северный проспект, где происходит обмен информацией, сообщается о том, в каком суде и когда будет слушаться назавтра дело того или иного сторонника Тер-Петросяна. Сами суды, без исключения, проходят в условиях “осады” оппозиционерами, требующими немедленного освобождения политзаключенных. По всей республике проходят массовые акции голодовки, рождаются все новые и новые протестные молодежные организации. 24 апреля, День поминовения жертв Геноцида армян 1915 года, стал в этом году, по сути, поводом для многотысячной манифестации протеста против действующих властей, а состоявшийся в начале мая конгресс Общенародного движения показал, что оппозиция продолжает пользоваться широкой поддержкой общественности, и по-прежнему настроена решительно.

Конгресс заявил, что единственным выходом из сложившейся ситуации являются внеочередные президентские и парламентские выборы. Иными словами, оппозиция поставила режим перед выбором – либо вы достойно уходите, либо же вас “уйдут”. Угроза не пустая: если во время президентских выборов протестный электорат, только по официальным данным, составлял около 45%, то можно представить себе, каким он стал после Кровавой субботы…

Режим предпочитает делать вид, что ничего особенного не происходит. Налицо глубочайший внутриполитический кризис, однако, похоже, единственное, что ему досаждает, так это то, что на носу летняя сессия ПАСЕ, где Армении придется отчитаться по выполнениям требований апрельской резолюции 1609. Проблема не из простых: выполнение требований резолюции, фактически, будет означать укрепление позиций Общенародного движения, а невыполнение приведет к лишению Армении права голоса в ПАСЕ. Выход один – создать иллюзию выполнения. И работа в этом направлении кипит: создаются различные комиссии – то при парламенте, то при президенте, формируются общественные советы и общественные палаты, имитируется “широкое общественное обсуждение” и пр. На самом деле, все это ничего общего не имеет с реальным урегулированием кризиса в стране. Время для шага, открывающего дверь к диалогу, безвозвратно упущено. Судьба предоставила на это всего один день – 9 апреля, — день инаугурации Сержа Саркисяна, совпавший с днем сороковин жертв 1 марта. В этот день Серж Саркисян мог освободить политзаключенных. Пожалуй, это была единственная возможность перехватить инициативу. Он не воспользовался ею и окончательно загнал ситуацию в тупик. А оппозиция тем временем продолжает наступать. Так, на днях центр Общенародного движения объявил о своем намерении провести 20-го июня – практически накануне открытия летней сессии ПАСЕ – митинг. Причем, лидеры Движения заявили, что митинг состоится независимо от позволения властей. Еще один тупик: позволить – значит уступить, не позволить – чревато новыми проблемами.

Трудно думать, что “в верхах” не понимают всей сложности своего положения. В кулуарах власти все чаще слышатся сомнения по поводу способности нового президента взять ситуацию в руки и урегулировать этот внутриполитический кризис. И действительно, то, что наблюдается сегодня в Армении, больше походит на безвластие: крайне низкая легитимность режима, внутренние дрязги, бескомпромиссность пользующейся широкой поддержкой общества оппозиции, требования Европы и США восстановить в стране демократию – все это дает основания для серьезных сомнений в прочности режима. Фактически, единственной “надежой и опорой” новоизбранного президента Армении на сегодня остается Россия. И сегодня мало кто в Армении не понимает это.

Надо отметить, что некоторые политологи еще до президентских выборов предупреждали Москву, что безоговорочная поддержка непопулярного режима Еревана повредит имиджу Кремля при любом исходе выборов, что нельзя без конца наступать на одни и те же грабли. В конце концов, понятие “стратегический партнер” не всегда тождественно правящему режиму, и пророссийские симпатии в республике не ограничиваются административными зданиями Еревана. Но это уже в прошлом, сделанного не вернешь. Что же теперь? Совершенно очевидно, что долгосрочные армяно-российские отношения должны быть поставлены выше интересов какой-либо политической группировки в Армении, и дальнейшая поддержка режима приведет к еще большему ослаблению позиций России в Армении. С другой стороны, тихо отстраниться от своего “протеже” тоже нехорошо. Во всяком случае, в глазах все той же армянской общественности. Остается одно: прямо и ясно указать Сержу Саркисяну на необходимость быстро и эффективно доказать свою способность находить верные и приемлемые для армянского общества решения преодоления затянувшегося кризиса несиловыми методами или пойти навстречу требованиям армянского общества и провести внеочередные выборы. Россия при этом ничего не может потерять: основной соперник Саркисяна это лидер Всенародного движения Левон Тер-Петросян, который также, а скорее и в большей степени, привержен принципам союзничества между Россией и Арменией.

Это будет правильный и ответственный шаг. 100 дней – достаточный срок для того, чтобы переосмыслить ситуацию…

Необходимо отметить, что напряженность внутри Армении резко отражается и внутри армянской общины России. В последнее время в России и особенно в Мрскве проходят различные собрание и мероприятие во время которых активисты армянской общины с большим интересом и тревогой обсуждают ситуацию сложившиеся в Армении.

Руководитель Армянского Национального Клуба Миабанутюн г.Москвы Смбат Караханян во время проведенного общественного обсуждения о ситуации в Армении отметил, что в последнее время высшие чиновники Армении все чаще начали заниматься обильным и ничего не говорящим словоблудием. В частности он считает, что перед тем, как пофилософствовать о стабильности и о безопасности в регионе, руководству страны следовало бы заняться этим в самой республике и не пытаться построить бутофорические фасады для внешнего мира, особенно для своих частных бизнес- партнеров из-за рубежа.

Налицо имитационный процесс и забалтывания проблемы применения жестоких силовых методов, в результате чего были убиты 10 и ранены более 200 человек. Недавно в парламенте страны во время обсуждения внеочередного доклада Защитника прав человека, относительно кровавых событий 1 марта, прокурором страны было сделано открытие, что войсками полиции руководит глава республиканской полиции. Кроме этого может хоть как-то проясниться, кто и зачем так поспешно перебрасывал войска из карабахского фронта в Ереван, посеяв панику среди жителей Карабаха, на фоне воинствующих заявлений из Баку.

По мнению Караханяна еще один абсурд заключается в том, что многие арестованные политические деятели, в том числе бывший министр иностранных дел, Армении Александр Арзуманян, и еще трое действующих депутатов парламента уже около 3-х месяцев находятся под арестом, но по отношению к ним еще никаких реальных следственных действии не производилось. Можно утверждать, что их попросту держат как политзаложников в ожидании худших времен. Репрессивная политика в стране превращает большое количество граждан в жертв и когда те же самые жертвы начинают сопротивляться, то включается демагогическая машина пропаганды и их тут же объявляют врагами государства, а по сути режима.

Караханян полагает, что население Армении ждет реальных перемен и получение легитимного руководства. Однако на данный момент народ Армении этого может достигнуть только своей настойчивостью и борьбой.

По мнению Караханяна, запрет на проведение митинга 20 июня может оказаться фатальным для нынешних руководителей страны. Было бы разумно предоставить лидеру Всенародного Движения Левону Тер-Петросяну прямой эфир и исключить возможность использование вооруженных формирований против митингующих.

Караханян убежден, что на данном этапе для Армении особо пагубны политические авантюры, рассчитанные на противоречие внешних сил, а также политика руководства страны ухода от всякой ответственности в отстаивании интересов национальной государственности. Налицо потеря возможности принимать самостоятельные решения, что помимо всего не позволяет создать четкую идеологию модернизации и развития страны и общества.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах