Прошло уже две недели после того, как я и мои коллеги по протестному движению ходили на прием к послу США Майклу Макфолу. Провластные СМИ за этот шаг окрестили нас предателями, а многие простые обыватели эту версию поддержали. К сожалению, эта точка зрения свидетельствует о том, что наше общество во многом все еще живет паранойей, привитой ему еще со сталинских времен.
Я хочу напомнить, что в сталинские времена любая встреча с иностранцем каралась расстрелом или посадкой в лагерь, то есть считалось, что любой контакт с иностранцем – это уже вербовка иностранной разведкой. К сожалению, у нас до сих пор миллионы людей в этой паранойе живут.
Почему-то у американского общества не возникает никаких подозрений, когда посол России в США встречается с местной оппозицией. Точно также и посол США в России встречается с оппозицией российской. Кроме того, до того, как он встретился с нами, он виделся с Лавровым, Ивановым, Нарышкиным и Шуваловым. Это нормальная работа, когда посол в стране пребывания работает со всем политическим классом этой страны для понимания ситуации, а мы используем эти встречи для того, чтобы та сторона понимала, что происходит в России с нашей точки зрения.
Я встречаюсь регулярно со шведским послом, датским, литовским. Недавно позвонил посол Сингапура. Американский посол, немецкий, английский. Я – политик, и это часть моей политической работы – влиять на другие государства. Это не они на меня влияют, это я на них влияю, я им вкладываю в головы свое представление о том, куда идет Россия. У меня огромный круг общения среди политиков зарубежных стран. Я в Европе и Америке массу политиков знаю, в Китай езжу каждый год. С американским послом я знаком с тех пор, когда он работал в Москве в 90-е годы в Центре Карнеги молодым исследователем, а я был тогда молодой депутат. Мы с ним всегда встречаемся, когда он бывает в Москве или я бываю в Вашингтоне. Это просто нормально. А у нас сейчас из этого делают не пойми что. Если человек больной на всю голову… Я - не доктор, я бы рад ему помочь, я бы таблетку какую дал тому, кто верит, что мы на содержании. Я – не доктор, и сумасшедшим, а у нас их, к сожалению миллионы, я ничем помочь не могу, поэтому встречался, встречаюсь и буду встречаться.
Полная версия онлайн интервью Владимира Рыжкова