Сегодня депутаты Госдумы ратифицировали российско-американский Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ). Законопроект был принят в третьем, окончательном чтении.
За принятие документа проголосовали 316 депутатов. Договор поддержали фракции «Единая Россия» и «Справедливая Россия»; КПРФ и ЛДПР выступили против, передает «Интерфакс». Теперь законопроект будет направлен в Совет Федерации. Ожидается, что сенаторы примут его на своем заседании в ближайшую среду 26 января в рамках ратификации Договора.
Ранее верхняя палата российского парламента заявила, что при выполнении российско-американского договора о сокращении наступательных вооружений Россия должна повышать эффективность своего ядерного потенциала.
Сенаторы также отметили принципиально важное значение «закрепленного в новом договоре признания РФ и США наличия взаимосвязи между стратегическими наступательными вооружениями и стратегическими оборонительными вооружениями, возрастающей важности этой взаимосвязи в процессе сокращения стратегических ядерных вооружений».
Пять поправок и четыре условия
Проект договора СНВ во втором чтении был принят Госдумой 15 января, напоминает BBC. Депутаты одобрили проект договора, внеся в него пять поправок, подготовленных депутатами-единороссами Константином Косачевым, Виктором Заварзиным, Андреем Кокошиным и Анатолием Стародубцевым.
Согласно первой поправке, потенциал средств ядерного сдерживания России должен находиться на уровне, необходимом для обеспечения национальной безопасности, «в том числе путем разработки, испытаний, производства и развертывания новых типов и новых видов стратегических наступательных вооружений, имеющих преимущества в преодолении противоракетной обороны».
Второе дополнение указывает, что действие договора должно распространяться на «боезаряды и средства доставки на любые стратегические наступательные вооружения, а также на любые новые виды наступательных вооружений стратегической дальности».
Еще одна поправка предлагает не предоставлять США телеметрическую информацию о пусках новых типов российских баллистических ракет сухопутного и морского базирования, а в части ракет существующих типов - предоставлять такую информацию «только до момента отделения автономного блока разведения или полезной нагрузки от последней ступени этих ракет».
Две последние поправки упоминают о «сохранении и развитии необходимых научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы и производственных мощностей» и финансирования работ «по безопасной ликвидации и утилизации стратегических наступательных вооружений РФ».
Что касается условий, позволяющих России, по мнению парламентариев, расторгнуть договор, то среди таковых председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев назвал в первую очередь «существенное нарушение США положений договора». Кроме того, он отметил, что «развертывание США, другим государством или группой государств системы ПРО, способной существенно снизить эффективность стратегических ядерных сил РФ», будет иметь те же последствия.
Среди других оснований для выхода России из СНВ – «наращивание США или другими государствами стратегических наступательных вооружений либо принятие ими решений в области военного строительства, а также иные обстоятельства, которые могут создать угрозу национальной безопасности РФ»; «развертывание США или другими государствами вооружений, препятствующих функционированию российской системы предупреждения о ракетном нападении».
История подписания
Нынешний договор между Россией и США о сокращении стратегических наступательных вооружений является седьмым по счету в истории двусторонних отношений СССР и России с США. Работа над ним началась в апреле 2009 года сразу после встречи Дмитрия Медведева и Барака Обамы в Лондоне.
Ключевой позицией России в ходе переговоров стало требование «увязать» подписание договора с отказом от строительства элементов системы ПРО США в Восточной Европе.
17 сентября Барак Обама объявил, что США отказываются от планов размещения стационарной радарной установки в Чехии и ракет-перехватчиков в Польше в пользу усиления уже имеющихся в Западной Европе средств противоракетной обороны и военно-морской группировки в Средиземном море.
Еще одним «камнем преткновения» стал принцип учета ядерных зарядов на баллистических ракетах. В предыдущих договорах за несущей боевое дежурство ракетой записывалось то количество боевых блоков, с которыми она прошла испытания.
На этот раз американская сторона предложила включать в обсуждение лишь те заряды, которые находятся на каждой отдельно взятой ракете в данный момент времени. У России в этой связи возникли опасения, что под действие договора не попадают заряды, находящиеся на хранении. Предложение США означало бы в таком случае, что эти заряды в любое время можно установить на ракеты и привести в боевую готовность.
Как бы то ни было, 24 марта 2010 года было объявлено, что все документы для подписания нового договора готовы и согласованы.
8 апреля того же года президенты России и США подписали договор в Праге.
28 мая документ был внесен Медведевым для рассмотрения в Государственную Думу. Два дня спустя после ратификации договора Сенатом США законопроект прошел обсуждение в Госдуме. За принятие документа в первом чтении проголосовали 350 депутатов, против — 58.
В ходе второго чтения законопроекта о ратификации «за» голосовали 349 депутатов, 57 были «против», двое воздержались.
25 января в истории ратификации договора СНВ-3 нижней палатой российского парламента была поставлена точка.
Договор предполагает уменьшение количества носителей ядерного оружия до 700 единиц, а боеголовок - до 1550 единиц с каждой стороны в течение семи лет - примерно на треть по сравнению с лимитом, установленным Московским договором 2002 года, срок действия которого истек в декабре 2009 года.