Договор о разделе доходов от экспорта в Европу нефтепродуктов (нефть - российская, нефтеперерабатывающие заводы - белорусские) существовал ещё с 1995 г., но не исполнялся белорусской стороной. Российский бюджет терял миллиарды долларов. В итоге удалось договориться с Минском о справедливом разделе экспортных доходов - с помощью пошлин на поставляемую в Беларусь нефть. Однако в начале 2010 г. А. Лукашенко снова попытался подзаработать на российском «чёрном золоте». Он сослался на подписанный в конце прошлого года договор о таможенном союзе между Россией, Беларусью и Казахстаном и заявил, что внутри союза никаких барьеров из пошлин быть не может. В Москве в ответ напомнили, что договаривались обсуждать нефтяную тему отдельно от договорённостей по таможенному союзу. В частности, Минску было предложено без пошлин покупать около 6 млн тонн нефти, необходимых республике для внутреннего потребления. Но в Беларуси, по нашим сведениям, рассчитывали получить как минимум 12 млн тонн. Как и предполагал «АиФ» (см. № 2 за 2010 г.), бескомпромиссные заявления Минска были лишь попыткой поторговаться. На прошлой неделе вице-премьер РФ И. Сечин отчитался перед Д. Медведевым об урегулировании нефтяных споров: «Документ, который мы подписали, в первую очередь соответствует интересам российских компаний, участвующих в поставках на этом направлении». Объём «дешёвой» нефти для внутреннего потребления Беларуси не увеличится. В свою очередь, в Минске также рассказали о достижениях: плата за транзит российской нефти в Европу (около 21 млн тонн) вырастет на 11%.
Как рассказал «АиФ» В. Жарихин, замдиректора Института стран СНГ, Москве удалось отбиться от «шантажа» и необоснованных требований Минска. Кстати, на прошлой неделе были согласованы и условия совместной работы в электроэнергетике на 2010 г. Как обращает внимание Жарихин, коммерческие переговоры в электроэнергетике традиционно идут без эмоций, которые возникают при обсуждении более чувствительных поставок нефти и газа. Напомним, что Беларусь покупает российскую электроэнергию (до 5,5 млрд кВт-ч), а также пропускает её транзитом в страны Балтии и Калининградскую область.