Примерное время чтения: 6 минут
39547

Массовый психоз, или Почему Швеция так и не нашла российскую субмарину

Сюжет Поиски подводной лодки у берегов Швеции

Начиная с 18 октября в территориальных водах Швеции военные силы страны искали некую неопознанную подводную лодку. Первоначально ряд СМИ сообщил о том, что судно принадлежит России, но эта информация, как и доказательства реального существования будто бы замеченной субмарины, так и не подтвердилась. Сегодня поиски таинственной подлодки остановили, вместе с тем Швеция заявила о прекращении военного сотрудничества с Россией. Кому было выгодно появление «российской угрозы» возле Стокгольма, АиФ.ru рассказал главный редактор журнала «Национальная оборона» — Игорь Коротченко.

Наталья Кожина, АиФ.ru: Игорь Юрьевич, сегодня прошла информация о том, что Швеция прекращает поиски иностранной подводной лодки, которая заплыла в их территориальные воды. Как вы считаете, эта лодка существовала, или это просто некий политический ход?

Игорь Коротченко: Это из серии «А был ли мальчик?». Так вот «мальчика» не было, не было и этой мифической аварийной российской подводной лодки. К сожалению, Швеция просто страдает коллективным психозом, связанным с тем, что обществу на протяжении десятилетий внушали, что российские, а до этого советские лодки непрерывно вели шпионаж в их территориальных водах. При этом никаких подтверждений этому никогда не было. Находили то какой-то буй, то рваный сапог, а чаще всего вообще ничего не находили.

В современном обществе есть два примера коллективного воздействия на массовое сознание. Новейший феномен — это то, что происходит на Украине, когда массовое сознание поражено ненавистью к России, там многие считают, что «москали» виноваты во всех внутриукраинских проблемах. Точно такое же искажённое восприятие — по поводу русских подводных лодок — существует во всех слоях общества в Швеции. Но я могу сказать, что шведские военно-морские силы — одни из лучших на Балтике. Если бы какой-то подводный объект действительно нарушил границу страны, то он был бы однозначно выявлен, появились бы реальные доказательства.

— Поиски закончились ничем, как вы думаете, будут ли какие-то извинения со стороны Швеции?

— Никаких извинений нет и не будет, до сих пор говорится о том, что иностранной лодке удалось уплыть так же незаметно, как она и подплыла, а главное — общество в это верит.

— Для чего нужно было раздувать всю эту историю?

— Чтобы выбить повышенный военный бюджет или чтобы это было оправданием разрыва военных связей с Россией. Швеция — нейтральная страна, хотя она активно пытается взаимодействовать с НАТО, поэтому я не понимаю, какая ей необходимость разрывать сотрудничество там, где оно могло быть.

Например, в прежние времена шведские военные атташе, прежде чем получать назначения на должность в посольство Швеции в Москве, учились в Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил России. Это было стремление Швеции наладить контакт.

Сегодня мы можем говорить о том, что политические отношения между нами плохие, определённую роль в этом играет министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт. Этот человек ненавидит Россию, он делает всё, чтобы испортить общий климат отношений.

Ещё один важный момент: шведская разведка после распада Советского Союза несколько десятилетий искала в странах Балтии и России бывших офицеров Балтийского флота, которые могли быть причастны к подводным операциям против Швеции. Но не нашли никого. О чём это говорит? О том, что на государственном или военном уровне просто не существовало осмысленной политики ведения подводного шпионажа против Швеции.

Что там разведывать? Когда говорят, что в районе Стокгольма отмечалась подводная активность России, я не понимаю, зачем это нужно нашей стране. Стокгольм — международный гражданский морской порт, там интенсивное судоходство, что там разведывать?

— Игорь Юрьевич, военное сотрудничество со Швецией строилось только на обмене кадрами?

— Нет, оно носило многосторонний характер. На каждый год составлялся план военного сотрудничества, где чётко прописано, что конкретно два военных ведомства — Минобороны РФ и Швеции — будут делать. Я не знаю, что именно планировалось на 2015 год, но на сегодняшний момент становится ясно, что мы пришли к полному разрыву отношений. Фактически так бывает между странами, которые рассматривают друг друга как военных противников. При этом хочу подчеркнуть, что мы Швецию в этом ключе не рассматриваем. Но шведы, разрывая отношения, показывают, что видят в России будущего агрессора. Таким образом, на политическом уровне эта страна присоединилась к политике НАТО по разрыву сотрудничества.

Учитывая курс Швеции на интеграцию в Альянс, идёт обработка шведского населения, тех самых избирателей, которые будут выбирать между нейтральным статусом или членством в НАТО.

— Швеция ведёт шпионаж против России?

— Да, и весьма активно. Было несколько громких случаев, которые просочились в прессу. В частности, в 90-х годах шведская военная разведка MUST завербовала офицера Ленинградской военно-морской базы. Он передал шведскому связнику, который прибыл в Санкт-Петербург, фотоплёнку с отснятыми документами под грифом «секретно» и «совершенно секретно». Операция MUST была пресечена Федеральной службой безопасности России. Из-за этого международного скандала Швеция впервые признала факт ведения агентурной разведки против нашей страны.

Дальше был эпизод, когда шведы завербовали офицера разведуправления Балтийского флота, капитана 3 ранга Сергея Величко, операция MUST тоже была пресечена контрразведкой ФСБ. Эти два факта говорят о том, что Швеция сама ведёт шпионаж против России.

Были обвинения в адрес шведов в том, что шведский дипломат Туве Гренберг, являвшаяся офицером MUST под прикрытием, поддерживала контакт с представителями российской несистемной оппозиции с целью получения политической информации, модерации и финансирования их действий.

«Кроткие и безобидные» шведы ведут не только активную агентурную разведку, но и электронную. Швеция — один из важных партнёров Агентства национальной безопасности США, через неё проходит целый ряд линий связи и интернет-трафика, в том числе с территории РФ.

Такой вот парадокс: сами шпионят, а шведское общество уверено, что Россия — монстр, который только и делает, что засылает подводные лодки в их территориальные воды .

Оцените материал
Оставить комментарий (6)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах