Примерное время чтения: 6 минут
199

Вячеслав Костиков: «Правая оппозиция превращается в призрак»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. Сенсация. Летнее солнце продлевает жизнь 15/07/2009

Однако двухтомный «плач о российской демократии» ожидаемого впечатления на американского лидера не произвёл. По сути дела, в завуалированной форме Б. Обама даже пожурил жалобщиков, указав им на то, что и у США есть свои нерешённые проблемы. И давать лидерам России уроки демократии, как это любила делать администрация Дж. Буша, он не намерен.

Смена тональности свидетельствует о том, что в США разглядели реальное место российской правой оппозиции в политике. Если «перезагрузка» реально состоится, то в ближайшие годы отношения Белого дома с российскими правыми будут напоминать ритуал возложения венков к Мавзолею дедушки Ленина. Разумеется, венков с либеральными розами.

Знать место

Удивляться такому повороту не приходится. Удивляться нужно другому: почему американская администрация так долго принимала малочисленную и, по сути, маргинальную группу «несогласных» за реальную оппозицию. Ведь факты свидетельствуют о другом. При теоретически возможном электоральном ресурсе правых в России - 12-15% (а при большом воображении - и 20%), реально «каспаро-немцовцы» на выборах не набирают даже того минимума, который позволил бы им войти в Государственную думу.

Манифестации правых, демонстративно устраиваемые на Пушкинской площади, способны собрать пару сотен человек. Жалобы на то, что «гэбистская власть» не даёт им возможности развернуться, никак не подтверждаются социологами. Все последние годы опросы выявляют драматическое сужение политического пространства правых. Среди фамилий политиков, которым симпатизирует население, фамилии «непримиримых» не фигурируют.

А ведь ещё с десяток лет назад правые были реальной силой. Первое правительство Ельцина - Гайдара было буквально нашпиговано либералами. Первым вице-премьером был Г. Бурбулис, министром иностранных дел - А. Козырев, министром внешних экономических связей - П. Авен, министром экономики - А. Нечаев, председателем Госкомитета по имуществу - А. Чубайс, министром труда - А. Шохин, министром печати - М. Полторанин - все по тем временам либералы чистейшего разлива.

Сегодня большинство лиц из бывшей команды Е. Гайдара занимают видные и весьма хлебные места в частных экономических или общественных структурах, все активно взаимодействуют с властью. И большинство, как чёрт ладана, избегает ассоциировать себя с «каспаро-немцовцами».

Без берегов

Между тем на дискуссионных площадках Москвы не утихают споры о том, жива или мертва в России праволиберальная идея. А если жива, то почему те, кого называют правыми, так немощны и от немощи так беспомощно шумливы? Почему некогда яркие и популярные личности донашивают костюмы, пошитые ещё во времена Б. Н. Ельцина? Почему вся их политика, если её очистить от либерально-демократической риторики, сводится, в сущности, к лозунгу «свободу Ходорковскому»? Да, Ходорковский очень хорош. Умён, не лишён мужества, достоинства и за годы сопротивления приобрёл столь ценимый в России ореол «любимого узника власти». Но можно ли всю правую политику сводить к вызволению «хорошего Ходорковского» и к проклятиям «режима Путина»?

Ведь если судить по существу, а не по обидам, между экономической платформой правых и реальной политикой власти принципиальных разночтений не имеется. Усилив в последнее десятилетие внимание к социальной защите населения, Кремль и Белый дом в своей стратегии продолжают либеральную политику, заложенную ещё правительством Е. Гайдара.

Мало того: эта политика по ряду фундаментальных признаков более правая и более либеральная, чем экономическая политика ведущих европейских стран. В России уже многие годы сохраняется плоская шкала налогов (то есть богатые и бедные платят в казну одни и те же 13%). В либеральнейшей Англии, между тем, уже давно взимается 40%-ный налог на богатство, а их премьер Гордон Браун предлагает в условиях кризиса увеличить его до 50%. В России нет такого обременительного, как в Европе, налога на наследство. В модельных для наших правых США налог на наследство составляет до 77%, во Франции - до 60%. У нас фактически не контролируется вывод денег за границу. Сквозь пальцы смотрят и на использование офшорных (часто - криминальных) схем ухода от налогов. В России весьма мягкие, в отличие от США, законы, карающие за уклонение от налогов, и совсем смешная кара за строительство финансовых пирамид. Мэдоффу в США за его «схемку» влепили 150 лет заключения, а наши «мавродюшки» и «властилинушки» отделались лёгким испугом.

В условиях кризиса власти США и Европы резко ужесточили контроль за банками, требуют от банкиров раскрыть имена владельцев подозрительных счетов. Наша власть то ли не может, то ли не хочет добиваться подобной прозрачности. Смешно сказать, Центробанк России недавно признался, что не знает, кто является реальным владельцем многих банков. Так сколько же ещё либерализма нужно нашим правым?

Полный «cherkizon»

Ведь наш либеральный фундаментализм и порождённое им управляемое правосудие уже довели Россию до полного «черкизона». Если бы такой «cherkizon» обнаружился в городе Нью-Йорке, то можно быть уверенным - Барак Обама, не оглядываясь на либеральных критиков, в течение нескольких дней назвал бы американскому народу истинных хозяев и покровителей этой клоаки, привлёк бы их к суду, а нажитое преступным путём конфисковал в пользу казны. А у нас?

Можно биться об заклад, что дело затянется на годы. Признаки торможения уже налицо. Заметают исключительно мелких сошек: бесправных китайцев и вьетнамцев, проституток, мелких торговцев.

Слишком ли мы удивимся, если в результате из России вышлют сотню вьетнамцев, выявят десяток мелких барыг, лишат работы дюжину заслуженных проституток?.. А фамилии тех, кто в течение многих лет выстраивал преступные схемы, нелегально проводил товары через таможню, крышевал подпольных владельцев и уводил деньги в офшоры, так и не будут названы. Ведь у них должности, фамилии, капиталы - мама не горюй! Где ты, русский Обама?

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах