Общение без фокусов
«Первым учителем» стал Алексей Шапошников, председатель Московской городской думы, член Московского регионального оргкомитета по проведению праймериз. Он выдал рецепты политического успеха, ведь и сам он прошёл уже несколько предвыборных кампаний. Возможно, кто-то из кандидатов ждал каких-то фокусов, скрытых технологий и рассчитывал, что теперь партия обеспечит ему помещения, агитационную продукцию и штаб. Таких ждало разочарование: всё, о чём говорил Шапошников, было посвящено общению с людьми, работе кандидата и его штаба, нестандартному мышлению и безукоризненным вежливости и выдержке, - как ни крути, а стрессов у кандидатов хватает.
«Нет более древней технологии ведения избирательной кампании, чем встреча с избирателями. Мой опыт говорит именно об этом, - поделился Алексей Валерьевич. - На встречи ходят люди самые активные, и, если вы их вдохновите, начнётся цепная реакция, как минимум в этом дворе. Сколько встреч нужно проводить? Как можно больше, порядка трёх - пяти в день. Они дают самый позитивный эффект, сработают лучше, чем статья в газете или телереклама. Чем ближе выборы, тем больше встречайтесь».
Председатель Мосгордумы привёл конкретные примеры: где «ловить» потенциального избирателя, как начинать беседу, какие вопросы местные жители могут задавать кандидату в зависимости от того, в каком месте проходит встреча. Например, молодые мамы с колясками, прогуливающиеся по набережной
Яузы, просят установить туалеты вдоль «променада», а вот если встретить их во дворе, наверняка речь пойдёт о исписанных граффити стенах подъездов, собаках, которых нерадивые владельцы пускают на детскую площадку, и сломанных качелях. Совсем другой разговор будет в местном совете ветеранов или инвалидов, и т. д. Все эти нюансы становятся очевидны только с опытом, считает Алексей Шапошников.
Зачем вам Дума?
После своеобразной лекции посыпались вопросы от «А можно с вами сфотографироваться?» до «Что делать, если на встрече с жителями кто-то начинает вести себя агрессивно?». Тонкости работы предвыборного штаба кандидата, его общения в социальных сетях и то, как отвечать на вопрос потенциального избирателя, если ответ неочевиден, - ничего опытный столичный политик не скрыл от «новобранцев». Но были у него вопросы и к ним самим. И самый главный из них: «Зачем вы идёте в Думу?» Многое из того, что он услышал, его не устроило, - возможно, кандидаты сами не сформулировали для себя подобное заявление. Шапошников призвал их подумать. И не только об этом: «Смоделируйте ситуацию: вот вы пришли к местным ветеранам. Что вы им скажете? О чём поговорите с ними?»
«Общение с горожанами хорошо тем, что так можно узнать, чего ждут от кандидата люди, - уверен председатель Мосгордумы. - Используйте это, корректируйте свою программу, пусть она полностью отвечает запросам избирателей».
✓ По итогам праймериз будет сформирован список кандидатов в депутаты от партии на выборах в Госдуму в сентябре.