Примерное время чтения: 20 минут
160006

Владимир Соловьев: «Наступивший год будет тяжелейшим»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 1-2. Лилипуты в стране великанов 06/01/2015
Владимир Соловьёв.
Владимир Соловьёв. www.globallookpress.com

Напряжение копилось давно

- Помните, как летом прошлого года жёстко отреагировал Барак Обама, когда Россия не дала разрешение на бомбардировку Сирии? – задается вопросом Соловьев. - Тогда он отменил двустороннюю встречу в Питере. Повод для санкций они бы нашли. Это напряжение копилось давно. Я не сторонник теории заговора... Просто появляется некий региональный центр, который начинает вызывать раздражение. И его пытаются придушить. Если помните, в 77-м американцы ввели санкции против ЮАР, в 1989-м против Китая за события на площади Тяньаньмэнь, в 2006-м против Ирана за разработку ядерной программы… Потом появился санкционный список по делу Магнитского. Я понимаю, что гибель Магнитского - это трагедия. И надо отметить – это не единичный случай. Но вы меня простите, а что пытки в Гуантанамо принципиально лучше? Получается, что позволено Юпитеру, не позволено быку. Я не оправдываю преступления, которые совершают наши чиновники всех мастей. Но когда кто-то пытается нам читать мораль, хочется сказать: забрались на амвон, манишку, что ли, оденьте. Чтобы хоть как-то соответствовать. Нельзя же учить всех нравственности, при этом самим нарушать всё, что можно. Американская политика последних лет – это провал за провалом. Неужели практика не показала, что демократию на штыках не принести? И то, что сейчас происходит на Украине, ничего общего с демократией не имеет. Меня удивляет, когда украинцы (талантливый и замечательный народ) не смотрят на то, что принесла попытка насильственной демократизации другим странам. Я не беру даже разгромленный югославский анклав. 10 лет американцы строили демократию в Ираке, и что получили? ИГИЛ, с которым сейчас не знают, что делать.

Новороссии нужен единый центр

Владимир Полупанов, «АиФ»: Какая судьба, на твой взгляд, ждет ЛНР и ДНР?

Владимир Соловьёв: У них несколько сценариев. Я не понимаю, почему они до сих пор существуют в таком виде? Это же шизофрения, когда два крайне небольших анклава не могут создать единую армию, единую структуру управления. Это что, территория анархии? Если они собираются устраивать жизнь, то должны показать пример мирной жизни, как это сейчас происходит в Крыму. Развитие Крыма показывает всей остальной Украине, как могло бы быть. Поэтому ДНР и ЛНР в первую очередь должны подумать о мирных жителях. Все власти, которые там есть, должны понять, что необходимо создание единой армии, единого штаба, полицейской структуры, экономического центра, правительства. Они обязаны построить достойную жизнь для мирных граждан, а не для полевых командиров. Вот когда мирные граждане Новороссии заживут так, что им будут завидовать жители Украины, тогда о чем-то можно говорить.

Но при этом наш президент ведь регулярно говорит, что это их дело, как они будут жить. И я не понимаю упрямства как украинцев, так и европейцев, которые сами, живя по федеративному принципу, не имея никаких проблем с наличием большого количества государственных языков, так тупо упираются и говорят: «Нет, не дождетесь. Не будет вам федерализации». А в Германии есть. В Швейцарии - 4 языка государственных. И кому это мешает? Чем страшна федерализация и другой государственный язык? Вместо того, чтобы идти на разговор с людьми и пытаться договориться, в Киеве заявляют: «Они там в Новороссии все - бандиты». При этом понятно, что если они сменят риторику, очередной Майдан их снесёт. Просто у них у всех очень шаткие позиции. Очевидно, что Яценюк с Порошенко ненавидят друг друга. Идет вечная борьба Авакова и Коломойского. Там же всё понятно.

 

- А мне лично  ничего не понятно.

- Понятно, что одни олигархические  группировки времен Ющенко сменили часть зажравшейся олигархической  группировки Януковича. Но по  сути, на Украине как были у власти олигархи, так они и остались. Народ, как был отделен, так и остался отделен от управления страной, от богатств и всего прочего. Если объективно применить люстрационные законы, то кто из нынешних правителей Украины будет на своем месте? В том или ином виде они все «отличились».

- Сколько, по-твоему, продержится нынешняя власть  в Киеве?

- Ну, во-первых, это их личное  дело. Во-вторых, зависит от миллиона  обстоятельств. Особых оснований для оптимизма я не вижу. Боюсь, что в течение долгого времени мы будем с ужасом наблюдать за происходящим на Украине. Главная проблема в том, что в Украине денег нет. И нет возможности их получать. Украина слишком большая страна, чтобы жить на подаяния от украинцев, проживающих за территорией страны. Чтобы привести страну к европейскому уровню, надо вложить сумасшедшие деньги, речь идет о триллионах. Таких денег особенно в условиях рецессии в Европе нет. Не удивлюсь, если в этом году американцы подпишут прямое соглашение с Украиной – откроют военную базу, поставят летальное оружие. Американцы сознательно пошли на очень жесткое ухудшение отношений с Россией: никаких переговоров. Они не скрывают, что их цель любой ценой добиться свержения Путина. Поэтому меня гораздо больше интересует вопрос: что будет у нас. В конце года президент зачитал очередное послание Федеральному собранию. И что дальше? У меня простейший вопрос ко всем тем людям, которые в зале радостно аплодировали президенту: а что мешало воплощать ряд этих идей до того?

А где уволенные?

- Я читал где-то, что только 40% из всех поручений президента выполняется. И то частично.

- О чем и речь. А где фамилии уволенных? Кто будет исполнять эти наказы? Старик Хоттабыч? Значит, есть проблема исполнительской дисциплины. Почему? Может быть, очень громоздкая структура управления страной. Может быть, в этой вертикали слишком много чиновников, и приказы не проходят? Говорят, задушили малый и средний бизнес. Кто? Марсиане? Кто обложил такими налогами, что ни вдохнуть, ни продохнуть? Кто насылает проверки? Откуда они приходят? С Сатурна? Ведь это же все делают наши чиновники, которые сидели в зале и аплодировали, дико довольные. Если запретить им сейчас не приходить в коммерческие компании с проверкой, то жить они тогда на что будут?

Мне кажется, что мы столкнулись с совершенно этапом развития страны, когда надо переходить на иные рельсы, в том числе экономического развития. Надо забыть про нефть, вообще, перестать сходить с ума на эту тему. Необходимо провести аудит страны, чтобы понять, где и в чем должно быть импортозамещение. Выделить приоритеты и главные направления. Куда направить государственные деньги. Я бы вообще отменил все налоги на малый и средний бизнес на ближайшие несколько лет. Главное, чтобы люди могли подняться, зарабатывать и создавать рабочие места. В условиях нестабильности, должна быть совершенно другая кредитная политика. А у нас изначально все построено на каких-то разрозненных принципах. Левая рука не знает, что делает правая. Мы говорим о некоем единоначалии, но оно не прослеживается.

- Мы прекрасно подготовили Сочи к Олимпиаде. А что, по-твоему, мешает нам постепенно так отстраивать всю страну?

- А зачем? Если есть нефть и газ. Причём нефть замечательно продается сырцом. И мало кому в голову приходит мысль поставить заводы по глубокой переработке, чтобы добавленную стоимость оставлять в стране. А на фига?! Дешевле продать, а потом спонсировать «Зенит» и прочее. Забавляться. Несколько лет назад Алексей Миллер нам сказал: «Сланцевая революция? Да фигня полная. Нефть будет стоить 250 доллар за баррель». Ну, и где? Нас с нефтяного рынка выгоняют. А у нас есть ответный план? Надеюсь, президент это понимает. А правительство? Читаю биографии некоторых министров и задаю все время простой вопрос: почему этот человек занимает эту должность? Я ничего против каждого из них не имею. Они прекрасные люди, наверно. Но из каких соображений они министры именно этого направления? Они выдающиеся профессионалы именно в этой области? Кто-то, возможно да. А очень многие нет.

- Столь резкая девальвация рубля в конце прошлого года – это что, «паника», «спекуляция» или его реальная стоимость?

- С одной стороны цена рубля абсолютно спекулятивная. С другой, чтобы был откат назад, нужно, чтобы было, куда откатиться. Что можно адекватное купить на рубли, если вся страна живет на импорте? Разве можно землю легко купить? Ее очень мало, и поэтому она очень дорогая. Государство отдало на рынок ничтожный процент земли. Гигантская территория, а земли на продажу фиг найдешь. Ну дайте людям возможность почувствовать себя хозяевами своей страны, пусть купят землю. Ко мне на программу приходил Михаил Прохоров и высказывал прекрасные идеи на эту тему. Что, кто-то услышал Прохорова? Нет. Надо чтобы была возможность не доллары покупать, а на что-то тратить рубли внутри страны. .

- От санкций, по-твоему, один вред? Нет никаких позитивных моментов?

- От санкций даже теоретически  не может быть позитивных моментов. Разве что побудительный мотив. А так, у нас вместо реального импортозамещения импорт из одной страны меняется на импорт из другой страны. Это шизофрения, а не импортозамещение. А чтобы реально заработало импортозамещение, нужно посмотреть, а может ли это сделать бизнес. Когда у нас попытались импортозаместить мясо, то оно стало хуже и дороже. Так же как сыр и все прочее. С какой пьяной радости оно будет дешевле? У фермера кредит дорогущий, он ничему не верит, расшириться ему тяжело. Требуется серьезно вложиться. И он уверен, что государство его все равно обманет. Какое импортозамещение может быть в условиях, когда ЦБ поднял ключевую ставку до 17,5%? Если в сельском хозяйстве почти все импортное – корма, добавки и прочее, все не наше. А кто-нибудь считал до того, как объявить котрсанкции, к чему это приведет? У нас урожай высокий в прошлом году. И что дальше? Мы знаем, как его дальше обработать, хранить. У нас в этом и проблема. Идею сверху бросают, и она как круги по воде расходится, а вглубь не идет. В России если ты хочешь что-то сделать, делай сам. И пока ты все не отследишь до самого низа, ничего не работает. У нас народ гениальный на придумки. В какой-то момент придумали такую помощь сельскому хозяйству – за каждый распаханный гектар из бюджета платили деньги. Что народ делал?

- Распахивали и  ничего не сеяли?

- Да. А зачем? Тебе же деньги платят за распаханную землю. У людей ориентиры в голове вообще другие. Посмотри на страны, где произошли гигантские экономические реформы. Китайское, сингапурское, чилийское чудо. Тот же самый план Маршала в Германии в конце 40- годов. При его реализации с демократией, вежливо говоря, было очень плохо. Все проходило при жесточайшем контроле и дисциплине. Но при этом было колоссальное развитие демократических институтов экономики, которое подразумевает: что все равны перед законом. Одинаковые правила игры в бизнесе для всех. А у нас что, в бизнесе одинаковые правила игры для всех? ХА-ХА-ХА. Если мы хотим, чтобы  у нас было лучше с экономикой, давайте возьмем самый простой вариант. Рассмотрим все государственные траты. ОНФ говорит: посмотрите, за какие деньги строится очередное здание Пенсионного фонда. Все сказали: да, некрасиво получилось. И кого сняли? Кого посадили или отправили в отставку? Кто сам заявление написал? Поэтому мне кажется, если государство начнет с того, что резко сократит собственные расходы и резко повысит их эффективность, все можно преодолеть. Машины себе можно не обновлять, строить можно не в мраморе, откаты можно сократить до минимума. Госзаказы раздавать не своим компаниям, которые на конкурсах, конечно, побеждают. А тем, которые реально предлагают лучшее сопоставление цены и качества. У нас те же госкорпорации разве эффективно управляются? И зачем им хоккейные и футбольные клубы? Если кто-то хочет содержать спортивные клубы из своих сумасшедших зарплат, я за них только рад. Но я не понимаю, почему это должно быть включено в затраты госкорпораций. С личных денег – пожалуйста. Как, например, Сергей Галицкий, который из своих личных денег содержит ФК «Краснодар». Но когда речь идет о государственных компаниях, наверно, это не очень корректно. И, может быть, в условиях тяжелейшего кризиса вспомнить, что ряд талантливейших управленцев в разное время отказались от высоких зарплат и сказали, что пока кризис, будем работать за символические деньги. За 1 доллар работали: руководитель корпорации Chrysler Ли Якокка, глава Apple Стив Джобс, губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер, мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг. Почему нашим руководителям не перенять этот опыт?

- А бонусы топ-менеджеров  наших госкорпораций в конце  прошлого года по-прежнему доходили до миллионов долларов.

- Конечно. А какие сейчас можно  платить бонусы, когда такая ситуация  в экономике? Насколько морально  сейчас вообще получать такие  деньги, если у тебя упали все  показатели? Стыдно в этот момент жировать. Государство должно показать пример рачительности и скромности. И тогда ему поверят.

Нужно расширять позитивный опыт

- Не сгущаешь ли ты  краски? Есть какие-нибудь позитивные  вещи?

- Конечно, есть и позитивные моменты. Ко мне приходил недавно на эфир заместитель гендиректора  концерна КРЭТ Игорь Насенков ( с 2009 года они работают в структуре РОСТЕХа). Пришла новая команда управленцев, которая переломила ситуацию в такой консервативной области как ВПК. Взяли ряд предприятий и сделали их прибыльными. Мало того, что они делают колоссальные вещи (например, в 30 раз повышают живучесть самолета в бою), при этом они реально занимаются импортозамещением. И станки сами делают. До 100% еще, конечно, далеко. Они обслуживают самолет, где уже 47% нашей радиоэлектроники. Сейчас частный капитал пошел в концерн «Калашников».  Великий брэнд с мировым именем был банкротом. И его реанимировали. Те же Артамонов в Калуге, Савченко в Белгороде, Груздев в Туле, Алексей Островский в Смоленской (где тяжелейшая ситуация) области изо всех сил стараются делать что-то позитивное в вверенных им регионах.. Посмотри, что Рамзан Кадыров сделал в Чечне. Говорят: «Конечно, а сколько ему дали денег». Но давайте вспомним, а сколько лет Чечню утюжили авиацией и артиллерией. Есть же колоссальные позитивные сдвиги. И позитивный опыт надо расширять.

- Возможно ли что-то  подобное тому, что произошло  на Украине, в России? Некая российская  весна?

- Попытки очевидно будут. Но такого рода явления происходят в странах со слабой властью. Чтобы этого не произошло, власть должна быть разумной и сильной. Иногда мы, журналисты, встречаемся с Путиным. И я не стесняюсь высказывать свою точку зрения достаточно жестко. И всегда говорю простую вещь президенту: «Надо говорить людям, чего вы от них хотите. Куда мы идем? Будет тяжело – понимаю. Долго? Скажите». Я, кстати, не исключаю возможности, что в какой-то момент времени президент придет к выводу, что необходимо в этих условиях изменить структуру управления страной. Вплоть до объединения администраций, чтобы упростить прохождение команды. Такой переход к американской модели управления, где де-факто президент является главой исполнительной власти, а премьер-министр как должность не очень присутствует. Может быть, гораздо было бы эффективнее, если бы администрация президента и Белого дома работали как единое целое и не выдавали бы разные указания. В ту же Думу иногда приходят какие-то экономические инициативы, читая которые я вообще не понимаю, есть ли у нас единая экономическая политика. Нет единства и четкости.

- Может, просто и у этих людей нет четкого понимания, что делать в этой ситуации?

- Но это же самое страшное. Поэтому и должно быть упрощение. Чтобы решения сначала вырабатывались, а потом передавались на рассмотрение. А то как получается, президент говорит: будем понижать налоги. А чего же Дума за неделю до этого проголосовала за повышение налогов? Это шутки такие? А главное – до сих пор неверие в возможности малого и среднего бизнеса. Все время – держать и не пущать.

Необходимо выработать жесточайший пошаговый план перестройки российской экономики на новые рельсы. Мы должны слезть с трех игл, две из которых связаны между собой. Первая – это ресурсная, вторая – долларовая и третья, тесно к ней примыкающая – импортозамещение.

Соскочить с трех игл

- Тяжелая задача. Как соскочить с долларовой иглы?

- Конечно, это очень тяжело. От доллара ты отказываешься тогда, когда твоя валюта становится сильной. А твоя валюта сильная, когда у тебя есть что-то еще, кроме нефти. Для этого нужна экономика. А мы превратились в менную лавку, торговую точку, где продаем нефть, а на вырученные доллары покупаем все остальное и завозим в страну. Это не экономика.

- В США сегодня проходят массовые акции протеста против полицейского произвола. Возможно ли в США насильственное смещение власти на этой почве?

- Но заметь, никто из демонстрантов не требует политического изменения в стране. Да, у них есть проблемы. Межрасовые и всякие другие. Да, летят бутылки с зажигательной смесью. Но есть и культура выходить на митинги. И никто не требует смены политического строя. Поэтому рассчитывать, что Америка взорвется как на Майдане – наивно. Можно отшутиться: мы понимаем, почему в Америке невозможен майдан, потому что там нет американского посольства. Но если говорить серьезно, Америка по-другому устроена. Гораздо надежнее, чем многие другие страны. Нам все время говорят, что американская экономика дышит на ладан. Но можно немного этого ладана завезти в Россию, пусть наши чуть-чуть подышат. Важно, когда ты чего-то анализируешь, себе не врать. Неправильно считать, что американцы - идиоты. Надо просто понять, что мы имеем дело с внешним проявлением США, внутренняя Америка совсем другая. Если бы принципы, которые американцы исповедуют внутри своей страны, применялись бы во внешней политике, это была бы самая обожаемая страна на земле. Просто они, к сожалению, во внешней политике руководствуются совсем другими принципами. Потому что традиционно у них изоляционистское отношение к другим, островная психология. Обычного американцы вообще не волнует все, что происходит за пределами его страны. Американцы – нация, которая живет внутрь себя, а не наружу. Мы – наружу.

- Антироссийская резолюция, принятая в Сенате в конце прошлого года, о чем говорит?

- Де-факто это объявление холодной войны. И не должно быть никаких иллюзий - они доведут это дело до конца. Почему я и говорю, что надо быть готовым к тому, что американцы поставят в Украине летальное оружие и в любой момент могут подписать все договоры о нахождении там своей военной базы. А это постоянная зона напряженности и возможного конфликта. Ничего хорошего нам это не сулит.

– С уходом Обамы не будет никакой «перезагрузки» в отношениях между нашими странами? Ничего не поменяется?

- В лучшую сторону ничего  не поменяется. Нет оснований.

- И Европа к нам  лицом не повернется?

- Тоже не вижу для этого поводов. Да, европейцам в течение энного количества времени необходимы будут поставки нашего газа, так же как и нам необходима валюта, которая от них поступает. Но энергозависимость от нас они будут пытаться всячески нивелировать. Надо понимать, что поставщиков сейчас все больше и больше. Америка выходит на этот рынок. Понятно, что нужно создавать инфраструктуру для работы с сжиженным газом, но все равно рано или поздно появится масса альтернативных источников.

- То есть наступивший  год будет тяжелым?

- Да, это будет тяжелейший год, год работы.  Временного запаса уже нет. Надо действовать. Нужно работать, а не собирать совещания на тему, что мы будем делать, чтобы начать работать. Год пролетит быстро, но если сразу вожжи не собрать, лошадка может понести. Хотя год овцы, а не лошади. Но овцой совсем не хотелось бы быть.

Оцените материал
Оставить комментарий (99)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах