Две России
Екатерина Барова, «АиФ»: По данным ВЦИОМ, Владимир Путин опять стал первым в рейтинге «Политик года». Но при этом существует мнение, что он перестал быть «президентом всех россиян». Это так?
Валерий Фёдоров: Перемена случилась ещё в 2012 г. Раньше у Путина получалось избираться президентом всех россиян: он был и либерал, и консерватор, и патриот... Вроде и советский человек, и в то же время европейски ориентированный. Но в президентство Медведева ситуация изменилась. Тот задал новую повестку: модернизация, «Сколково», борьба с коррупцией и т. д. Ожидания европеизированной части общества резко возросли. Когда же было решено, что на выборы пойдёт Путин, а не Медведев, эта публика оскорбилась. И властью тогда был выбран, на мой взгляд, очень прагматичный подход: да, эта небольшая, но такая продвинутая, говорливая и вечно недовольная аудитория уже не наша, но для победы она и не нужна. Всё равно большинство страны - другое.
- Можно ли утверждать, что сейчас есть как бы две России: реальная, большинство которой по-прежнему за Путина, и виртуальная, интернетовская - те самые недовольные блогеры в социальных сетях и им сочувствующие?
- У соцсетей в России огромная аудитория - мы мировые лидеры по продолжительности «сидения в Сети». Но прежде всего это неполитические «Одноклассники» и «ВКонтакте»: болтовня, кошечки, всякие приколы, знакомства и т. д. А если говорить о блогерах, то это племя взросло благодаря медведевской модернизации.
Тогда ещё все чиновники бросились свои блоги заводить. Но это была довольно-таки искусственная конструкция. Поэтому все блогеры, которые на политические темы пишут, широко известны в очень узких кругах. Когда мы проводим общероссийский опрос, выясняется, что их никто не знает. А самый известный блогер для россиян, как ни удивительно, - Путин, у которого нет ни одного блога, есть только официальный сайт Кремля.
- Тем не менее в 2011 г. в соцсетях удалось собрать множество людей на акции протеста.
- Тогда был чёткий лозунг: «Верните народу честные выборы!» Дело в том, что у россиян очень мало требований к политике и вообще они не очень-то ею увлекаются. Но всё-таки выбирать президента, депутатов, губернаторов и мэров мы хотим сами и желательно честно. И вот тогда наша оппозиция чётко уловила этот запрос, смогла вывести десятки тысяч человек в Москве. Но уже весной 2012-го им показали: вот вам новые выборы, и они очень честные. Вот веб-камеры, наблюдатели, урны стеклянные. Были 3 параллельных подсчёта голосов: все отдали победу Путину.
Уж лучше кризис?
- Согласно вашим индексам социального самочувствия россиян мы вполне удовлетворены жизнью (63%). А 76% вообще считают себя счастливыми людьми. Значит ли это, что кризис, который нам предрекают не первый месяц, люди пока не ощутили?
- Да, рейтинг социального самочувствия рекордно высокий. Но надо понимать, что это две разные вещи: удовлетворённость сегодняшним днём и ожидания на будущее. Сейчас главная проблема в том, что нет перспективы. Даже в конце 2008 г. была перспектива. Да, пугающая - то есть всем было понятно, что сейчас будет безработица, кризис и т. д. Но, с другой стороны, мы к кризисам-то привыкли, знаем, что они приходят и уходят. А сейчас такая вязкая, «болотистая» ситуация, когда нет ни падения, ни роста. И это психологически очень тяжело. Для россиян важный пароль - «стабильность». Но стабильность для нас - это когда сегодня лучше, чем вчера, а завтра будет лучше, чем сегодня. Вот такой стабильности сейчас нет. Поэтому, если мы хотим взаимной любви между народом и властью, последней надо заново раскрутить экономический моторчик, который стал давать сбои.
- А как общество отреагировало на нашу многомиллиардную помощь Украине и как вообще смотрит на события у соседей?
- Украина - «отрезанный ломоть» для большого числа россиян. Столько было уже треволнений, ожиданий, что вот мы поможем и они наконец будут с нами... Но опять конфликты, опять проблемы, опять они «виляют хвостом». Итог - разочарование. Майданы россияне воспринимают как чудачества, а попытку украинцев вступить в ЕС - просто как бред сивой кобылы. Но и на то, что мы им денег даём, смотрят критически. Считают, что деньги лучше потратить на себя, любимых.
Валить не пора
- У ВЦИОМ есть проект «Россия удивляет», который опровергает мифы о россиянах. Какие из них удалось развенчать?
- Совсем без мифов, без стереотипов человек обойтись не может. Но сейчас мифы о России слишком жёстко входят в противоречие с тем, что происходит. Поэтому миссия нашего проекта - рассказать, что жизнь в России несколько другая, чем принято считать в некоторых СМИ или на Западе. Никаких специальных исследований мы не проводили, просто взяли с коллегами и собрали всё то, что и так известно в кругу профессионалов. И, если внимательно посмотреть наши данные, понимаешь, что не всё так плохо в стране, валить не пора, можно ещё и тут найти для себя жизнь. Россия - не страна, где нищие учителя гнобят замученных учеников, это не страна, которая сидит на «нефтяной игле» и без неё ничего не может. Это не страна, где голодные солдаты просят подаяния на улицах... Да, многое из этого было, но сегодня Россия уже другая.
- Судя по вашим исследованиям, чего народ ждёт от власти в ближайшем будущем?
- Россия - страна пессимистов. Мы давно уже носим «чёрные очки». Причём, когда друг у друга спрашиваем: «Как жизнь?», - то в ответ обычно слышим: «Да нормально, как-то крутимся-вертимся». А если речь заходит о стране, то всё у нас «ужас да кошмар». Но надо понимать, что ворчание и брюзжание будет всегда. Более того, чем лучше мы будем жить, тем больше ворчания будет! Аппетит приходит во время еды. И в этом ключевая проблема 2014 г. Мы привыкли, что год от года жизнь улучшается, а сейчас темпы улучшения замедлились, и такое впечатление, что будут замедляться и дальше. И вот пока власть не найдёт рецепт, как эти темпы вновь ускорить, обстановка в обществе будет напрягаться, будет расти недовольство, которое может выплёскиваться по совершенно разным поводам. Если удастся перезапустить экономику, тогда есть шанс, что к следующим федеральным выборам в 2016 г. власть подойдёт в хорошей форме и сможет удержаться на своих позициях. Если нет, тогда выборы-2016 по накалу и драматизму могут превзойти 2011 г.