О своем решении помиловать экс-главу ЮКОСа Михаила Ходорковского Владимир Путин заявил сразу после окончания большой пресс-конференции по итогам 2013 года. Путин добавил, что соответствующий указ будет подписан в ближайшее время. По словам президента, заключенный сам написал прошение о помиловании. Между тем ни Ходорковский, ни его адвокаты этого пока не подтвердили. Срок Ходорковского по второму делу ЮКОСа истекает в августе 2014 года, однако недавно в этом месяце стало известно, что против него заведено третье дело, которое грозит ему продлением срока заключения. АиФ.ru спросил у экспертов, значат эти, казалось бы, противоречивые факты.
Политолог Дмитрий Орешкин считает, что пока рано комментировать факт помилования, а главное – сам факт обращения Ходорковского к президенту с такой просьбой.
«Мне за этим видится довольно прозрачная пиар-конструкция, - говорит эксперт. – Путин сделал заявление, но ни сам Ходорковский, ни его адвокат об этом не заявляли». По словам Орешкина, есть хорошо известная технология пиар-кампаний, когда публично говорится о том, что кто-то сделал некое заявление. «Возможно, что и сейчас мы имеем дело с этой технологией, - предполагает он. – В этом случае Ходорковский вынужден либо подтвердить слова Путина – и тогда, возможно, у него появляется шанс выйти на свободу; или отказаться от этого – и тогда он получает, например, на оставшееся время срока большие трудности в режиме содержания или даже третий срок».
«Представьте себя на месте Ходорковского, - продолжает Орешкин. – Ты сидишь, перед тобой перспектива третьего срока. И тут вдруг первое лицо говорит, что ты обратился с просьбой о помиловании». По мнению политолога, заключенному потребовалось бы очень большое усилие воли, чтобы сказать: нет, я не обращался. «Если он признает, что он готов попросить о помиловании, это значит, что все 10 лет он сидел зря, ведь он говорил, что вины не признает», - добавляет Орешкин.
«Путин выбрал удачный момент»
Эксперт Московского центра Карнеги Николай Петров с этим не согласен. Он отмечает, что в заявлении о помиловании не надо обязательно признавать свою вину. «Но независимо от того, как на самом деле складывались события, - говорит он, - ясно, что Путин сейчас празднует победу по ряду направлений, в первую очередь во внешней политике». По мнению эксперта, на этом фоне любые шаги президента, в том числе помилование Ходорковского, не могут восприниматься как проявление слабости или уступка чьему-то давлению, но, наоборот, выглядят как проявление силы. И в этом смысле, отмечает Петров, Путин выбрал удачный момент для помилования российского «заключенного номер один».
«Еще недавно казалось, что Путин себя исчерпал, что политические протесты ослабляют режим и что, возможно, скоро что-то изменится, - поясняет он. – Но сейчас, мне кажется, Путин наконец-то чувствует, что пока у него все получается». Учитывая это, эксперт отмечает, что инициатива вполне могла бы исходить и от Ходорковского.
Третье дело против Ходорковского, о котором стало известно в этом месяце, по мнению эксперта, имеет прямое отношение к сегодняшнему заявлению о помиловании. «Все эти утечки информации, связанные с третьим делом, а также история с Гуриевым (ректор РЭШ Сергей Гуриев, проводивший экспертизу по делу Ходорковского уехал во Францию, опасаясь уголовного преследования. – прим.ред.) – все это создавало морально-психологический фон».
На этом фоне Путин, по словам политолога, выступил чудотворцем и сделал то, чего в данной ситуации от него никто не ждал.«Путин не может отпустить Ходорковского, пока тот не признает, что верховный лидер вправе карать и миловать, - говорит Петров. - Иначе он наносит психологический ущерб всей системе власти. Одно дело жестко наказать, а потом помиловать, когда тебя просят о пощаде, и совсем другое – отпустить человека, который так не признал твоего права его наказывать и сохранил свою независимость. Это немного дворовая психология, но так поступает вожак, право которого быть вожаком никто не оспаривает».