На днях спецпредставителем США на Украине Куртом Волкером было сделано любопытное заявление относительно ввода миротворцев в Донбасс и проведения там выборов. Американец прямо связал эти два события и к тому же упомянул Минские соглашения: мол, пока выборы не проведены, об их выполнении речи идти не может, а условий для их выполнения как не было, так и нет. И миротворческая миссия ООН якобы это все должна исправить.
Курт Волкер пытается ввести нас в заблуждение. Согласно соглашениям, выборы на Донбассе — предпоследний этап, предшествующий передаче границы с РФ под контроль Киева. Этому должны предшествовать: прекращение огня, затем разведение вооруженных сил, обмен военнопленных, следом принятие закона об особом статусе и амнистия участников конфликта с обеих сторон, если они не совершали преступления против человечности. На бумаге все выглядит так, но Волкер пытается облечь украинскую инициативу о введении в Донбасс вооружённого контингента ООН в пацифистскую и псевдозаконническую оболочку. Не выйдет.
Волкер хитрый, но проговаривается. Миссию «голубых касок» в украинском варианте он называет «средством физического контроля территории». То есть говорит то же самое, что и ретивые украинские чиновники вроде Турчинова и Авакова, но упирает на якобы имеющую место законность таких мер. Ни «народные республики», ни Россия с таким вариантом согласиться не могут, и это ещё один аргумент в пользу версии, что обсуждение на самом высоком уровне — в рамках ООН, привлечения данной организации к урегулированию ситуации в регионе — никаких реальных плодов не даст.
Но, даже если Украина каким-то чудом согласится и на отвод войск, и на обмен военнопленными, и на амнистию, ситуация с выборами выглядит наиболее туманно. Рассмотрим её подробнее.
Возьмем за основу крайний вариант: согласие Киева четко и последовательно выполнить Минские соглашения. Каким образом украинские политические партии, не имеющие ни руководства, ни актива на территории Донбасса, собираются участвовать в избирательном процессе? Даже если им дать на адаптацию и укоренение несколько лет, очень сомнительно, что на следующий день после появления офисы «Блока Порошенко» и «Радикальной партии» (да и других украинских общественных объединений) не будут гореть. И наоборот. Как украинская система поступит с организациями ДНР и ЛНР? Они будут запрещены, получат федеральный статус или останутся региональными? Их запрет — это наиболее очевидный вариант, федерализация партий обернется тем, что они распространят своё влияние и на другие регионы, чего украинские власти и в ужасном сне представить не могут, а останься они региональными, по всем правилам западных политических систем они должны получить гарантированные квоты в Раде. Что тоже представить весьма сложно.
Даже если функционерам и активистам украинских партий на Донбассе будет представлена охрана, — буквально к каждому расклейщику плакатов по два телохранителя — на выборах Донбасс не просто будет тянуть электоральную систему в сторону «сепаратизма»: он станет «чёрной дырой», так как популярные украинские партии просто-напросто не будут набирать голоса. Если же «выпилить» Донбасс вовсе из электорального процесса (хотя это будет попранием всех международных норм), то возникает резонный вопрос: а зачем тогда возвращали?
Под «вводом миротворческого контингента», как его понимают Волкер и Порошенко, скрывается банальная «операция по водворению территориальной целостности» Украины по хорватскому сценарию. Благо и в Сербской Краине был контингент ООН, который во время «Бури» ничего не смог сделать. Украинцы же мыслят ввод контингента в Донбасс как возможность предотвратить вмешательство России в конфликт, когда ВСУ начнут закручивать там гайки. Поэтому украинской стороне так неприятна идея Москвы о назначении охраны ООН для сотрудников ОБСЕ: Порошенко хочет гораздо большего участия в процессе ООН, настоящего широкого мандата, который позволил бы ему безбоязненно и без оглядок на действия России учинить настоящую зачистку неподконтрольных территорий. А все разговоры про выборы, которые Украина там и не собирается проводить, — риторическая западня, призванная скрыть истинные намерения.
Выполняйте Минские договорённости и хватит разводить демагогию — вот что хочется пожелать нашим уважаемым украинским партнёрам.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции