Китай в среду сделал жёсткое заявление Вашингтону из-за позиции США по вопросу Южно-Китайского моря. Напомним, что во вторник третейский суд в Гааге постановил, что Китай не имеет никаких оснований притязать на Южно-Китайское море в пределах так называемой «девятипунктурной линии». Официальный представитель Госдепа США Джон Кирби после этого решения отметил, что теперь отказ Пекина от исполнения обязательств перед судом будет считаться нарушением международного права.
«Мы советуем Америке серьёзно подумать над своими словами и поступками, а также перестать продвигать незаконное решение и перестать провоцировать инциденты в Южно-Китайском море», — заявил официальный представитель МИДа Китая Лу Кан, не признав решение Гаагского суда.
Здесь нужно понять, что этот суд формально вели Филиппины (инициировали иск — прим. ред.), а фактически — США, которые сколачивают антикитайскую коалицию в Юго-Восточной Азии и пытаются максимально изолировать Китай. Они хотят подчинить его себе и получить контроль над китайской экономикой, не допустив, чтобы в перспективе это государство бросило вызов глобальному господству Америки. Хотя на самом деле в случае этого судебного иска Китай прав, заявляя, что не в компетенции Гааги прочерчивать границы между странами. Вопрос границы всегда был предметом двусторонних переговоров государств, иногда при чьём-то посредничестве, но он никогда не являлся предметом международного арбитража.
Поэтому конфликт является во многом искусственным, навязанным США, которые всячески подстрекают другие государства по поводу раздела этой территории. Для Китая эти острова, конечно, имеют большое значение, потому что позволяют претендовать на нефтегазовые месторождения, которые есть в этом регионе. Думаю, что если бы американцы не вмешивались, то китайцы давно уже создали бы какой-нибудь консорциум и совместно с другими странами совместно добывали бы эти ресурсы.
В более широком смысле мы видим столкновение молодой державы Китая со старым империалистическим хищником, которым в данном случае выступают США, стремящиеся любыми возможными способами сохранить своё доминирование в мире. Думаю, что в перспективе напряжённость в отношениях этих стран будет только нарастать. США продолжит окружать Китай своими военными базами, политическими союзниками, чтобы не допустить создания антиамериканской коалиции во главе с КНДР. Китайцы, в свою очередь, будут наращивать своё экономическое и военное преимущество, а также активно искать союзников, таких как Россия или даже Индия, с которой они пытаются помириться.
Можно сказать, что более крупное столкновение между Китаем и США ещё впереди. Оно неминуемо, так как Китай для США — стратегический враг, как и США для Китая.
Если говорить о внутриполитической устойчивости Китая, то она весьма высока. Китайская экономика продолжает расти, хотя, может быть, и не так быстро, как раньше. Кроме того, Китай сменил стратегию своего развития, которая раньше строилась на том, чтобы за счёт очень недорогой рабочей силы стать массовой фабрикой дешёвых товаров. Сейчас они развивают сверхтехнологичные производства, делая ставку на высокие технологии и западные рынки сбыта. Сегодня китайцы перешли к новой модели, когда основой развития экономики является не внешний спрос на мировых рынках, а внутренний спрос.
Если говорить о внешней политике, то она у Китая слабая. Сегодня ему нужно её по-новому формировать и сделать более эффективной, пока это удаётся сделать с большим трудом. Причина в том, на мой взгляд, что у Китая слабая дипломатическая школа. Кроме того, в своей истории Китай не имеет опыта взаимодействия на равных: он был либо полной сверхдержавой, либо (с XIX века) сталкивался с агрессией других государств, которые его в итоге растерзали. Сейчас Китай пытается наладить отношения со всеми странами, которые не дружат с США, а также выстроить линию на то, чтобы внешняя политика не мешала развитию экономики.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции