Примерное время чтения: 8 минут
17635

Худший лучший министр

Павел Грачев и Джохар Дудаев во время встречи 6 декабря 1994 года.
Павел Грачев и Джохар Дудаев во время встречи 6 декабря 1994 года. / Владимир Сварцевич / Фото автора

Говорят, что президент Борис Ельцин вел долгие тайные переговоры с Грачевым о назначении того министром обороны — он очень хотел видеть в министерском кресле именно его. Грачев долго сопротивлялся назначению, но упрямство Ельцина сломало его. Я увидел Павла Грачева на переговорах с Дудаевым — когда они не договорились, после которых началась Чеченская война. Именно тогда, в 1994 году, и сделан этот кадр. А после он позвал меня на встречу сам. Но обо всем по порядку.

Во время Путча 1991 года Грачев сначала выполнял приказы ГКЧП — под его командованием в столицу вошла преданная ему 106 тульская дивизия ВДВ и взяла под охрану главные объекты Москвы. Но через два дня Павел Сергеевич «одумался» и отдал приказ генерал-майору Лебедю взять по защиту «Белый дом». Так он стал близким соратником Бориса Ельцина. Потом, после его отставки он признался, что зря согласился стать министром обороны в 44 года.

Позже многие назовут его «худшим» из лучших министров обороны. Кандидатура Грачева на пост министра обороны была вполне походящей. Парень из тульской глубинки, выходец из рабоче-крестьянской семьи (отец — слесарь, мать — доярка), служил в Афганистане, неоднократно ранен и контужен. Был любимцем подчиненных, солдаты, с которыми он ходил в атаку, его боготворили. В 1988 году Павел Грачев стал Героем Советского Союза с редкой по тем временам формулировкой в Указе: «за выполнение боевых задач при минимальных потерях личного состава». И вдруг, спустя годы, после опалы, даже сослуживцы перестали с ним здороваться. За ним прочно закрепилась кличка «Паша-Мерседес», когда его имя начали «полоскать» в связи с коррупцией при выводе войск из Германии. Тогда его врагом на всю жизнь стал его ученик, генерал-майор Лебедь, заявивший о причастности Грачева к этому делу, и что на нечестно добытые деньги Грачев купил несколько иномарок. По этому делу Грачева к ответственности не привлекали, но и обвинений он никак не оспаривал. Потом «коррупционная» тень преследовала все его министерские дни. Когда Александр Лебедь стал Секретарем Совбеза, то поставил Ельцину одно условие, что в «отдельных случаях» имеет право отдавать силовым министрам распоряжение, в том числе и министру обороны. Но Ельцин и здесь не сдал своего соратника, и вопреки всему был очень высокого мнения о личных и боевых качествах Грачева, назвав его «лучшим министром обороны в истории России». Грачев — как обсуждали в кулуарах — пообещал «набить морду» Лебедю.

Генерал Александр Лебедь направляется на защиту «Белого дом» 20 августа 1991 года.
Генерал Александр Лебедь направляется на защиту «Белого дом» 20 августа 1991 года. Фото: Владимир Сварцевич

Грачева любили, презирали и ненавидели одновременно. За похвальбу в первую Чеченскую войну, когда он грозился навести конституционный порядок в Чечне за три дня, одним парашютно-десантным полком. Никогда солдатские матери не простят Грачеву слова о том, что «восемнадцатилетние юноши в Чечне погибают в бою с улыбкой». При штурме Грозного в январе 1995 года полегло более 1800 российских солдат и офицеров, а всего в первой чеченской войне погибло свыше 6 тысяч военнослужащих, около 15 тысяч боевиков и более 70 тысяч мирных жителей.

Оставив должность министра обороны, Грачев перестал показываться на людях И вдруг позвонил в «АиФ». На Гоголевский бульвар, где было его рабочее место, как советника Гендиректора «Росвооружения», редакция высадила троих корреспондентов, в том числе и меня. Мы с трудом разместились в маленьком, похожем на солдатскую каптерку, кабинете Грачева. Когда Грачев вошел в кабинет, в воздухе вкусно запахло текилой. Но долгий и откровенный разговор состоялся без алкоголя. Павел Сергеевич явно соскучился по журналистам, говорил образно, живо и не оправдывался, даже когда отвечал на наши нелицеприятные вопросы. Во время беседы, я подарил ему эту фотографию — с последней встречи с Дудаевым 6 декабря 1994 года, сделанную ровно за пять дней до начала первой чеченской войны. Грачев оживился и начал вспоминать, что с Дудаевым он тайно встречался в Чечне 6 раз, но никаких результатов встречи не принесли: «Да, я рисковал жизнью во время этой встречи в Слепцовске, шел ва-банк», — рассказал Павел Сергеевич. Дудаев прилетел в сопровождении батальона охраны. Я прилетел в Моздок с десятком спецназовцев. Идем по живому коридору, боевик кричат: «Аллах акбар!». А я иду, голову вжал в воротник куртки и думаю: «Ну все, Грачев, тут тебя и кончат».

«Когда мы сели за стол переговоров, нас окружила толпа бородачей. Я предложил Дудаеву поговорить один на один. Мы же оба советские офицеры, вместе воевали в Афганистане. А там Джохар Дудаев бил своих братьев-мусульман куда сильней, чем кто-либо. Ведь именно Дудаев был автором знаменитых „ковровых бомбардировок“. Это когда бомбардировщики в особом строю, как будто транспортером, сбрасывали бомбы. Они уничтожали все живое по „зеленке“ от Баграма до Кабула и дальше до входа в Панджшерское ущелье...».

Грачев во время встречи с журналистами «АиФ».
Грачев во время встречи с журналистами «АиФ». Фото: Владимир Сварцевич

Те переговоры Дудаева и Грачева шли почти три часа. Все это время, я стоял у закрытых дверей, надеясь на удачу. Вдруг дверь приоткрылась, выглянул Грачев, попросил сделать фотографию с Дудаевым. На память! Я быстро шмыгнул в комнату. Других журналистов охрана отсекла. Конечно, фотографией я поделился с коллегами, и она в тот же день обошла все газеты мира. И, самое интересное, я стал свидетелем их прощального диалога. Грачев спросил: «Ну что, Джохар, не договорились?» «Нет, Паша, не договорились», — ответил Дудаев. «Тогда будем воевать?» — «Да, Паша, будем воевать!». Они встали, пожали друг другу руки и больше никогда не встречались. А через несколько дней — 11 декабря 1994 года — началась война.

Во время последней встреч я не выдержал и задал Грачеву, который был, кстати, опытным боксером, каверзный вопрос: «Павел Сергеевич, в свое вы обещали, уж извините «набить морду» Лебедю. И что, испугались? Грачев почти зарычал: «Я испугался? Мы же в разных весовых категориях! И в пупок этой оглобле я дышать не буду!» Так закончилась моя последняя встреча с бывшим «лучшим» министром обороны в истории России.

Генерал армии, Герой Советского Союза Павел Грачев умер 23 сентября, в возрасте 64 лет, от острого менингоэнцефалита. О том, как проходило его лечения, медики не говорят до сих пор. Выдвигались самые разные версии смерти о болезни — от инсульта до отравления грибами. У Павла Грачева осталась вдова, двое сыновей, Золотая Звезда Героя Советского Союза, восемь боевых орденов. Но остались и те, кто ему и сейчас благодарен за то, что вернулся живым из Афганистана. Остались в прошлом ошибки, памятник на Новодевичьем кладбище, где также похоронен Борис Ельцин. Теперь у них, наверняка, нет никаких разногласий.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах