Примерное время чтения: 7 минут
3262

Человек уникальной биографии

Евгений Примаков.
Евгений Примаков. www.russianlook.com

Непревзойдённый эксперт по Арабскому Востоку, экономист, журналист, разведчик, дипломат, политик — вот далеко не полный перечень профессий, в которых работал, да и по сей день работает академик Евгений Примаков. И в каждой — с невероятным успехом.

О некоторых мгновениях его биографии вспоминает бывший сотрудник Института востоковедения АН СССР (ИВАН), журналист Дмитрий Макаров

В Институт востоковедения Примаков пришёл директором в 1977 г. Было ему тогда «всего-навсего» 48 лет, он уже имел бурную биографию, успев поработать научным сотрудником в ИМЭМО, потом на Гостелерадио, где дошёл до должности главного редактора вещания на арабские страны. Далее собкором «Правды» на Ближнем Востоке, а потом снова ушёл в науку.

В ИВАН он пришёл уже член-корром Академии наук и вполне мог почивать на лаврах. Во времена застоя такие институты обычно представляли собой сонное царство. Таким же был и Институт востоковедения до Примакова. Но с его приходом всё резко изменилось. Посыпались конференции, семинары, симпозиумы. Примаков сидел на всех, выступал сам и очень откровенно, но главным образом слушал и отбирал. Отбирал людей, у которых работали головы, которые умели хорошо анализировать и излагать свои мысли вслух и на бумаге.

Этих людей стали назначать на должности, о которых ещё недавно по разным причинам не могли и мечтать. Ну, например, молодость. Не достигнув сорока – пятидесяти лет, о звании старшего научного сотрудника можно было и не мечтать. Или, например, если у тебя или у твоих близких родственников были проблемы с биографией. Есть проблемы — сиди себе мэ-нэ-эсом (младшим научным сотрудником) и радуйся, что ты не дворник, а научный работник, и на работу приходишь всего-то два раза в неделю.

Немного освоившись, Максимыч, так его называли за глаза, а ещё Примус, ввёл совершенно новый для института метод ведения научной работы: ситуационный анализ. Ставилась тема, всегда остро актуальная. Ну, скажем, такая: «Политика СССР в отношении Египта после убийства президента Анвара Садата». Заранее приглашались высокие гости — спецы по Египту из МИД, министерства обороны, КГБ, других научно-исследовательских институтов и даже из Международного отдела ЦК. Приглашённые говорили откровенно, ничего не стесняясь. Их выступления протоколировались, и на этой основе сотрудники ИВАН без ссылки на выступавших составляли докладную записку, которая шла в ЦК и другие «компетентные органы». В ней, помимо анализа ситуации, обязательно были ещё и конкретные предложения о том, что нужно предпринять советскому государству в данной ситуации. Те сотрудники Института востоковедения, которые готовили окончательный вариант докладной записки, в случае одобрения её без проблем повышались в должности. Впоследствии эти люди, блестящие аналитики, уйдя из института, с благословения Евгения Максимовича становились послами, замминистра и другими высокопоставленными государственными деятелями.

Евгений Примаков
Евгений Примаков. Фото: www.russianlook.com

Межрегиональная депутатская...

Прошло совсем немного лет, а ситуация в стране стала резко меняться. На дворе уже 1989 год, и Евгений Максимович — депутат Верховного Совета СССР и председатель Совета Союза, одной из палат советского парламента. Говорили тогда, что он друг Михаила Горбачёва и сторонник радикальных реформ в СССР. Но так ли это?

...Сентябрь 1989 года. Москва. В Доме кино проходит вторая конференция Межрегиональной депутатской группы. В ней участвуют Б. Ельцин, А. Сахаров, Г. Попов и ещё более двухсот народных депутатов. Зал переполнен. 

Я, журналист АиФ, немного опоздав, сажусь на стул между сценой и залом, где сидят сторонники первой советской легальной парламентской оппозиции. 

Ведущим собрания избирают Гавриила Попова и назначают регламент: выступления участников должны длиться не более десяти минут. Фактический организатор конференции Борис Ельцин сидит в первом ряду партера, прямо напротив сидящего на сцене Гавриила Попова. Мимикой Борис Николаевич показывает своё отношение к каждому выступающему, и в соответствии с этим Гавриил Харитонович комментирует это выступление. 

...Неожиданно в зале появляется ещё один гость, совсем нежданный: Евгений Максимович Примаков, который скромно садится где-то на заднем ряду. В зале шок: враг прокрался в ряды оппозиции. Однако Примаков сидел спокойно, внимательно слушал всех выступающих, и многие из тех, кто сидел в зале, наверное, подумали, что он просто пришёл разведать обстановку и доложить начальству. Но неожиданно для всех Примаков попросил слова. Взойдя на трибуну, он стал комментировать выступления предыдущих ораторов: «Мы не против оппозиции, мы за то, чтобы вместе с вами искать пути решения каждой проблемы, стоящей перед государством». Говорил Примаков, как всегда, спокойно, веско, он заявил, что страну действительно надо реформировать и сделать это власть и оппозиция должны мирно, путём диалога...

Слушая Евгения Максимовича, интересно было наблюдать за реакцией Ельцина. На лице у него была написана откровенная злоба и раздражение. Как только Примаков встал на трибуну, он взглянул на часы, и когда десять минут истекли, расставил колени и, чтобы, кроме председателя Попова, никто не видел, спрятал между ними руку и сделал ею смахивающий жест. Мол, гони его в шею. И Гавриил Харитонович картинно встал со стула. Это означало, что выступающий должен закругляться.

...Когда конференция закончилась и все стали выходить из зала, я чудом сумел прорваться к Примакову, чтобы взять у него интервью. Но вместо бодрого, оживлённого человека, каким он был на трибуне, увидел человека смертельно уставшего. Глаза его были полузакрыты, он шёл как наощупь. Говорить он просто не мог.

Прошло совсем немного времени, и программа межрегионалов стала воплощаться в жизнь именно благодаря поддержке Примакова. Была отменена 6-я статья советской Конституции о руководящей роли КПСС, принят новый демократический закон о печати, закон о земле и собственности и многие другие. 

Мужество, которое Примаков проявил на конференции МДГ, он в своей жизни проявлял не раз. Чего стоят, например, его поездки в иракский Курдистан в шестидесятые годы, когда там шла война. Или согласие занять пост премьер-министра России после дефолта в августе 1998 года, когда народ власть люто возненавидел, но кому-то надо было поднимать с колен разорённую страну. Несмотря на всю «нелюбовь» Ельцина к Примакову, обойтись без него он не мог. И Примаков поднял страну, пробыв на этом посту всего восемь месяцев. 

Здоровья Вам, Евгений Максимович, и ещё много славных дел!

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах