Конь Игорь Яковлевич 17:52 12/10/2011
Ведущий конференции: Друзья, доброе утро! В эфире «АиФ-онлайн». Меня зовут Наталья Кожина. У нас в студии сегодня Игорь Яковлевич Конь, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, руководитель отдела детского питания НИИ питания РАМН. Доброе утро, Игорь Яковлевич! Большое спасибо, что пришли к нам на прямой эфир. Прежде чем мы приступим к вопросам наших читателей, я бы хотела узнать у Вас, до какого возраста формируются наши пищевые привычки?
Игорь Конь: Здравствуйте! Трудный вопрос, потому что они меняются на протяжении всей жизни на самом деле, поэтому тут правильнее сказать, что пищевые привычки начинают формироваться еще до того, как ребенок родился. В зависимости от того, что ест мама во время беременности, формируются пристрастия ребенка. А дальше уже в процессе развития ребенок 3-х лет отличается от годовалого, ребенок в 5 лет отличается от 3-хлетнего. Все время происходит смена приоритетов, но формирование привычек – это все-таки очень ранний возраст или до рождения. На вкусовые пристрастия влияет и генетически наследственный фактор, и семейная обстановка (что едят в семье). Если в семье любят жирную пищу, ребенок тоже приучается к жирной пище. Влияние семьи очень важно, мы все время об этом говорим.
Ведущий конференции: То есть будучи в положении, уже можно сформировать привычки своего ребенка?
Игорь Конь: В какой-то степени. Здоровое питание во время беременности, в известной степени, путь к здоровому питанию. Это не значит, что он потом, попав в компанию подростков, не начнет есть фастфуд или пить сладкие газированные напитки, но шанс есть, что будет правильно питаться.
Ведущий конференции: Понятно, что благодаря родителям формируются наши пищевые привычки. Насколько школа или детский сад, но мне бы хотелось сегодня на школе акцентировать внимание, влияет на наши пищевые привычки?
Игорь Конь: В самом общем виде, никто специально этот вопрос не исследовал, так чтобы это было с позиций доказательной медицины, как сейчас говорят, но конечно влияет, хотя в большей степени влияет семья, наследственность. В школе ребенок скорее откажется от чего-то, что он не любит. Большая проблема в детских садах и школах с овощами. Дети не приучены к тому, чтобы в домашних условиях есть овощи, традиций таких нет. Где вы видели, чтобы дома делали морковно-свекольные котлеты. Поэтому школа теоретически может приучать к хорошему, потому что дети прислушиваются в большей степени к тому, что говорят учителя, чем говорят родители. В то же время пример сверстников не всегда положителен.
Ведущий конференции: Вы говорите, что в школе ребенок может отказаться от чего-либо, а насколько в семье должна быть доминанта родителей? Меня, например, в детстве не заставляли есть, но иногда мама требовала, чтобы я ела суп. Надо ли придерживаться такой позиции?
Игорь Конь: Я против жесткой позиции, но в то же время – за настойчивую позицию. Можно предложить, например, при введении прикорма первого года жизни, пробовать новый прикорм, от которого ребенок отказывается, 5-10-15 раз, на 16 раз ребенок сдается и начинает есть. Проявить настойчивость, а не грозить ребенку ремнем, углом.
Ведущий конференции: Именно предложить или небольшую дозу дать?
Игорь Конь: Мы сейчас говорим о более старших детях. Вы привели личный пример. В Вашем примере мама проявляла настойчивость, но не жесткость. Прикорм дают ребенку с ложечки, он лизнул, выплюнул, на следующий день опять дают, и опять, в итоге одни соглашаются, другие нет. Надо, чтобы у мамы терпения хватило, чтобы она согласилась 10 раз это делать, не каждая мама к этому готова.
Ведущий конференции: Игорь Яковлевич, а можно как-то обезопасить своего ребенка или привить ему с детства нелюбовь к сухарикам, чипсам?
Игорь Конь: Очень трудно. Дети любят крайние вкусы. Они любят соленое и сладкое, поскольку не сформированы еще вкусовые ощущения, поэтому дай им свободу, они будут есть пирожные, закусывать селедкой или наоборот. Это я утрирую, конечно. Но эта проблема во всем мире стоит, как отучить ребенка от фастфуда, сладких напитков. Они прислушиваются к тому, что говорят на уроках. Девочки прислушиваются, если говорят: у тебя будет плохая фигура, если будешь есть много сладкого. Мальчикам говорят: если хочешь быть крепким и сильным, надо есть мясо. Но опять же нужна настойчивость, терпение и хитрость в известной степени, чтобы сагитировать ребенка отказаться от чипсов, отказаться от сухариков соленых в пользу молока и морковно-свекольных котлет (смех).
Ведущий конференции: Скажите, пожалуйста, питание, которое сегодня предлагают в школах, насколько разнообразно и полезно?
Игорь Конь: На бумаге оно разнообразно – 100%, полезно на бумаге – 100%, в жизни – по-разному. Это зависит от повара, от директора, от вспомогательного персонала. Даже если привезут самый вкусный борщ холодным, никто его есть не будет, а это связано с транспортировкой. То есть здесь очень много вопросов. Насчет разнообразия. Сейчас в школах 20- или 24-хдневное меню, т.е. фантастическое разнообразие, которое никто дома себе не обеспечивает. А вкусовые - по-разному, ведь готовят в школах по-разному. Некоторые школы готовят, что называется, от сырья. Получили мясо, рыбу, разделали сами, сварили борщ, щи, пожарили рыбу и дали ребенку. Таких школ по России большинство. В крупных городах это иначе организовано. Это крупные базовые столовые, т.е. приготовили и повезли в школы в термосах, в изотермических контейнерах. Разные формы таких школьно-базовых столовых есть. Если это приготовление на месте, то зависит от повара, от степени жульничества персонала. Если это школьно-базовая столовая, то соответственно зависит от директора столовой, от состояния холодильного оборудования, технологического оборудования, от умения поваров, самое главное.
Ведущий конференции: А что тормозит этот процесс? Я перед эфиром читала Ваши интервью в 2008, 2009 годах. Вы говорите там о нехватке финансирования. Сейчас у нас уже 2011 на исходе. Есть ли какое-то движение?
Игорь Конь: Движение есть, в стране постоянно какое-то движение происходит, но это архисложная вещь – воспитать правильный вкус у ребенка, чтобы ребенок получил достаточно пищевых веществ, чтобы это было вкусно и полезно. Это очень сложно. Экспериментальный проект, который начинал Д.А.Медведев, будучи еще вице-премьером, и который до сих пор идет, по улучшению школьного питания, подтолкнул большое количество регионов России к тому, чтобы всерьез заняться школьным питанием. Некоторое, довольно приличное финансирование выделил Центр, регионы добавили, и сделано много хорошего. Построены новые школьные пищеблоки, т.е. движение есть, но опять же очень многофакторный процесс. Директор школы, который обеспокоен тем, чтобы дети хорошо питались, добьется этого так или иначе при любой форме организации.
Ведущий конференции: Когда смотришь зарубежные фильмы, часто показывают, что детям в школу дают еду с собой. Как Вы к этой системе относитесь, насколько это хорошо и возможно ли у нас в России это ввести? Я себе слабо представляю, как ребенок пришел в школу с баночками, сэндвичами и сел спокойно есть.
Игорь Конь: Насчет спокойно действительно, может быть, не очень спокойно, но в принципе родители дают с собой завтраки, особенно если у ребенка не все в порядке с желудком, кишечником. Только вот контейнеры не всегда такие, как в Голландии, к сожалению. В Голландии, да и в других странах, это очень популярно, потому что там не принято организовывать горячее питание в школах, а завтрак берут с собой. Это хуже, чем горячее питание, но это лучше, чем ребенок голодает. Особенно если еда в контейнере правильно подобрана. Если выбор между горячим и холодным, то горячая еда конечно лучше, чем бутербродное питание. Если ребенок плюется и не ест невкусный горячий суп, а это часто бывает, и отказывается от рыбы, потому что он не привык ее есть, то лучше пусть он съест бутерброд с сыром, запьет йогуртом в пакетике с соломинкой и съест яблоко. Это будет лучше.
Ведущий конференции: А какие должны быть перерывы между едой у детей, в идеале?
Игорь Конь: У маленьких детей – это 3-4 часа между приемами пищи, у больших – 4-5 часов между приемами пищи. Не больше, но и не меньше, потому что при интервале в 2 часа, аппетит у ребенка не просыпается и не нужно ему заталкивать искусственно пищу. В этом, кстати, есть одна из проблем завтраков в школе, потому что, с одной стороны, ребенок не должен уходить из дома без еды, а с другой стороны, иногда бывает из-за технических проблем завтрак огранизовывается после первого урока, ребенок не будет есть завтрак. Если ребенок получает еду после первого урока, лучше не кормить его дома. Вернемся к интервалам. Соответственно получается четырех-пятиразовое питание, то есть завтрак, обед, ужин – в обязательном порядке, дальше полдник, поздний ужин (может быть в виде стакана кефира или стакана молока с булочкой перед сном) или второй завтрак. Это зависит от формы обучения, от режима дня и т.д.
Ведущий конференции: А по объему порций, я так понимаю, они возрастные?
Игорь Конь: Да, конечно, возрастные. Суп, например, 200-300 г, гарнир - 100-150г, салат - 60-100г, каши молочные – 150-200г. Это номинально, это не значит, что ребенок все съест. Будет вкусно, он съест, да еще попросит добавки.
Ведущий конференции: Сейчас осень, мы должны больше внимания уделять тому, что мы едим? Пресловутая нехватка витаминов. Что-то нужно делать?
Игорь Конь: Вы правильно сказали, пресловутая. Это было актуально, когда была нехватка продуктов. Сейчас же и зимой, и летом на прилавке можно найти и помидоры, и грейпфрут. Помидоры конечно тепличные, но нельзя сказать, что у них пищевая ценность нулевая. Традиционно мы говорим, что весной начинается авитаминоз, а осенью как раз наоборот. Весеннее недомогание связано не только с питанием, но и с гормональными особенностями, с утомлением организма к весне, тут много факторов, которые объясняют весеннее недомогание.
Ведущий конференции: То есть ничего не нужно вводить? Есть очень много витаминизованных продуктов. Стоит их употреблять?
Игорь Конь: Стоит. Убиваться не надо, трагедии устраивать не надо, но конечно стоит, потому что витаминов и минералов мы получаем недостаточно, того же кальция, того же йода. И если мы будем добавлять их с вкусными продуктами, то это на самом деле лучше, чем с таблетками. Но или-или. Или принимать поливитамины, полиминералы, или вкусные продукты.