Калина Исаак Иосифович 18:28 04/03/2013
Ведущий конференции: Здравствуйте! Мы находимся в пресс-центре «Аргументы и факты». Меня зовут Бычкова Екатерина, я - редактор «АиФ. Москвы». А в гостях у нас сегодня Исаак Иосифович Калина, глава Департамента образования города Москвы.
И начнем мы, Исаак Иосифович, с электронной записи в первый класс. Насколько она удобна, на Ваш взгляд, какие преимущества дает, и как вы боретесь с трудностями, с которыми сталкиваются родители при записи?
Калина Исаак Иосифович: Добрый день. Рассказывать только про электронную запись было бы неправильно, потому что сущность заданного вопроса гораздо глубже. Дело в том, что было бы бесполезно вводить какую-либо электронную запись в первые классы школ, если бы перед этим предварительно не решались гораздо более сложные и важные задачи. А именно: когда 100-200 школ удовлетворяют образовательные потребности, тогда все равно будет так, как было 3-4 года назад, когда 1 апреля вы, уважаемые журналисты, бегали по Москве, снимали костры перед школами, в которые стремились москвичи и которых было мало. А остальные учебные заведения были или казались москвичам неприемлемыми. Поэтому правительством Москвы была утверждена государственная программа развития образования в городе, главной задачей которой стало не только создание передовых школ, которые в Москве были, есть и будут, а подтянуть, выровнять по ним все остальные школы города.
Для этого было выровнено по высшей планке, во-первых, финансирование школ. Мы с вами прекрасно понимаем, что когда одна школа получает 150 тысяч в год на ученика, а другая – 50 тысяч, то у той, которая получает 50 тысяч, рождается чувство самооправдания: «А чего вы от нас хотите?» И тогда в лице этой школы мы получаем учебное заведение, не нужное москвичам. А задача была, чтобы каждая школа Москвы стала нужной московской семье. С 1 апреля 2011 года (сначала в пилотном режиме в определённом количестве школ, сейчас уже в подавляющем большинстве учебных заведений Москвы) финансирование идёт за учеником в равной для всех школ города сумме. Поэтому никаких оправданий, что мы хуже, потому что мы - беднее, сегодня нет ни у кого.
Во-вторых, было проведено огромное количество ремонтов. В первую очередь мы вкладывали деньги в ремонты тех школ, которые были хуже по своим условиям. У нас даже родился такой неофициальный термин «финансирование на выравнивание условий». Более того, было поставлено огромное количество компьютерной техники, опять же для выравнивания по высшей планке условий. Прошло массовое повышение квалификации учителей, были ужесточены требования по аттестации педагогов и по аккредитации школ. В начале 2011 года была лишена аккредитации школа № 874. Это послужило мощным толчком к тому, что окружные управления стали гораздо жёстче относиться к аккредитации школ. Школа в Москве должна быть такая, чтобы она была нужна москвичам.
Вся эта огромная работа по выравниванию условий создала систему, в которой уже не только передовая часть московских школ удовлетворяет москвичей. Сегодня нет в Москве микрорайона, в котором не было бы школы, которая входит в первые 300 по рейтингу, или в этой школе обязательно есть победители или призеры городского уровня всероссийской олимпиады. В этом году уже 571 школа (почти половина московских школ) работают на таком уровне, что их ученики становятся победителями и призерами городских олимпиад. Это не цель школы, но это очень хороший показатель того, какая учебная атмосфера создана. Резко выросла доля школ, которые готовят победителей заключительного тура Всероссийской олимпиады. Два года назад это было 74 школы, сейчас 126 школ. Расширение числа школ, соответствующих требованиям москвичей, появление таких школ в каждом микрорайоне (под микрорайоном мы понимаем естественные границы). Если посмотреть на карту Москвы, то она делит автомобильными широкими дорогами, железной дорогой делит город примерно на 600 микрорайонов. Сегодня наша задача (и мы все ближе и ближе к её решению), чтобы в каждом микрорайоне были школы, которые обеспечивают ученику выбор профиля, что это качественный выбор. Если ты выбрал профиль математики, то сможешь очень хорошо сдать ЕГЭ, участвовать на достаточно высоком уровне в олимпиадах. Если ты выбрал профиль история, то это опять же тебе обеспечит и высокий результат ЕГЭ, и участие в олимпиаде на высоком уровне. Можно говорить много слов, но все измеряется цифрами. Очень интересный показатель – количество школ, в которых дети набирают, например, 200 баллов по 3-м предметам на ЕГЭ. Это очень хороший показатель. Хотя в рейтинг мы завели еще более высокий показатель – 220 баллов. Все время растет доля школ, в которых дети показывают такие результаты.
Теперь, когда городская система не разделена на полюсные вещи: 200 сильных и огромное количество слабых школ, когда произошло подтягивание к уровню лучших всех школ, появилась возможность предложить московским семьям выбирать школу в своем микрорайоне.
Ведущий конференции: А привычка, а «сарафанное радио»?
Калина Исаак Иосифович: Вот для этого я сегодня здесь, чтобы люди осваивали новые привычки и пользовались информацией, а не слухами. Поэтому появилась возможность предложить московским семьям выбирать школу в своем микрорайоне. После этого появился приказ о закреплении, строго в соответствии с федеральным законом, территорий, то есть домов определенного микрорайона за определенными школами. Причем, если в 2011 году мы закрепляли каждый дом только за одной школой, то опыт 2012 года нам показал, что это не совсем хорошо, что мы можем расширить выбор москвича. И в этом году все школы микрорайона закрепляются за тем домом, в котором живет гражданин, и он уже может выбирать из нескольких школ закрепленного за ним микрорайона. Это резко повысило выбираемость основной школы, будем называть эту школу основной. Если в прошлом году у нас примерно 32% выбрали точно ту школу, которая за ними закреплена, то в этом году уже 64%. Я думаю, что этот показатель был бы намного выше, если бы все москвичи жили по месту фактической регистрации.
Сегодня электронная система записи подавляющему количеству москвичей очень удобна. Мы это видели и по прошлому году, но в этом году это более наглядно видно, что люди спокойно смотрят перечень школ, который закреплен за их домом. Есть микрорайоны, где есть до 5 школ на выбор. Он выбирает ту, которая его интересует, регистрируется, дальше к нему обращается школа с предложением прийти познакомиться. Он знакомится со школой, с программой школы, с коллективом и принимает решение. Если его эта школа устраивает, то он сдает заявление и его зачисляют. Буквально в декабре уже было зачислено достаточно большое количество человек. Сейчас уже более 50 тысяч первоклассников зачислены в школы.
Если же ни одна из школ микрорайона родителя не устраивает, что вызывает большое удивление, я все время говорю, что надо больше верить в способности своего ребенка, чем в способность какой-то школы сделать из ребенка что-то другое, что он есть. У каждого ребенка есть способности, только они разного вида. Главное – помочь вместе со школой определить, какой вид одаренности у ребенка, к чему эта одаренность, и дальше, еще раз повторю, в каждом микрорайоне есть возможность развивать этот вид одаренности, получить общее качественное образование.
Если же ни одна из школ микрорайона родителя не устраивает, то он может по месту фактического проживания зарегистрироваться в школу, которая ему нужна, но она будет уже так называемой дополнительной в список. По федеральному порядку принимать по долнительному списку мы имеем право только с 1 августа, но на заседании правительства я докладывал ситуацию, и Собянин поручил нам рассмотреть каждую школу и принять все меры к тому, чтобы еще до 1 августа максимально возможно удовлетворить выбор московских семей и дать возможность зачислить уже ребенка в школу. Поэтому такую работу сегодня директора школ, департаменты образования месте с нами уже ведут. Думаю, что уже в марте мы обязательно откроем в большую часть московских школ возможность зачисления и из дополнительного списка, в первую очередь детей из тех семей, которые зарегистрированы в другом районе, но фактически проживают в микрорайоне данной школы, куда они записались по допсписку. Думаю, что весной подавляющее количество москвичей зачислит своих детей в те школы, которые они для себя выбрали. В каждом микрорайоне, ограниченном естественными границами, есть сегодня что выбирать. И это, наверное, главный результат тех двух лет, которые прошли по реализации программы. Я уверен, что рисковать временем, здоровьем, безопасностью своего ребенка для того, чтобы найти для первоклассника какую-то особенную школу, которая только одна сможет работать с вашим ребенком, это родительское недоверие своему ребенку. Я уверен, что в вашем микрорайоне есть школа, в которой ваш ребенок сможет успешно развивать свои способности и добиваться высоких результатов. Рисковать безопасностью, вынуждая первоклассника, пусть и вместе с вами в машине, не имеет смысла. Надеюсь, что большинство московских школ окажутся востребованными у московских семей, а для московских школ востребованность московскими семьями – главный показатель качества их работы. Сегодня все московские школы понимают, что никаких самооправданий не существует. Финансирование выровнено, все условия выровнены, все возможности для того, чтобы работать не хуже других, есть, поэтому сегодня московские школы борятся за ученика из московской семьи. Те, кто в этой конкуренции проигрывают, понимают последствия таких проигрышей.