Яровая Ирина Анатольевна 15:00 28/11/2012
Хочу еще раз подчеркнуть, что коррупция – это конкретные составы уголовных преступлений. Это могут быть разные виды преступлений, это может быть совокупность преступлений – от хищений и мошенничества до более изощренных форм, когда имеет место конфликт интересов, подставные фирмы и т.д. Сегодня в уголовном праве по 45 составам уже действует такая форма ответственности как конфискация. Возможность расширения этого института должна обсуждаться. Более того, могу сказать, что в рамках деятельности нашего Комитета мы планируем вместе с экспертами и общественными организациями работать над этим вопросом. Совершенно очевидно сегодня должно быть то, что неотвратимость и серьезность наказания и изъятия имущества, в том числе и не в рамках уголовного процесса, это совершенно новая мотивация на невыгодность коррупционных сделок и коррупционного поведения. Я бы сказала, что сейчас мы сделали более прогрессивный шаг, потому что когда мы ведем речь о конфискации, это только уголовные преступления, а в данном случае мы ведем речь о гражданском иске и изъятии имущества в рамках гражданского права. Это более высокий уровень возможности ответственности, потому что доказать наличие состава преступления, тем более за прошедший период, мы прекрасно понимаем, что следствие ограничено безусловными требованиями закона, таким понятием как презумпция невиновности, хотя в любом случае правоохранительные органы должны отработать все позиции, направленные на установление вино, но введение в гражданский процесс нового вида ответственности – это более прогрессивная , более серьезная мера и практика покажет, насколько эффективной она будет.
AIF.RU Ведущий конференций 15:01 28/11/2012
Ирина Анатольевна, работа ведется, но громкие дела о коррупции мы видим только сейчас. Какие реальные изменения произошли сейчас, что эта тема вышла на первый план?
Яровая Ирина Анатольевна 15:01 28/11/2012
Как стратегическая задача в формате национальной безопасности она вышла на первый план не сейчас. Скорее сейчас мы видим уже результаты правильности тех шагов, которые были предприняты ранее. Для того, чтобы решать вопросы о привлечении к уголовной ответственности по таким многоэпизодным преступлениям, когда речь идет об организованной группе, нужно было провести серьезную оперативную работу, после чего у органов следствия была бы возможность зафиксировать это как доказательство. Самый худший вариант – заявить о том, что есть организованная группа, которая совершает преступления и не быть способными доказать вину этих лиц, потому что в таком случае будет и безответственность, и безнаказанность, и совершенно справедливое общественное разочарование. Поэтому органы следствия не имеют права вести себя в такой логике, они должны быть максимально ответственны и в закрытом формате проводить глубокую оперативно-розыскную деятельность на выявление признаков преступления, а также в рамках следствия фиксировать доказательства. Поэтому то, что сейчас мы везде обсуждаем проблему коррупционных преступлений, это уже реализация государственной политики по противодействию коррупции. Сегодня никто не осмелится оспаривать тот факт, что в России эти вопросы решаются публично и открыто. Это очень важный момент. Если говорить о сухой статистике, чтобы было понятно, коррупционные преступления бывают разного уровня, но все они одинаково опасны, даже самое мелкое, на уровне поселка, но для поселка это очень значимое преступление. За прошлый год 9 тысяч уголовных дел рассмотрено судом с вынесением обвинительного приговора. То есть это не единичный формат, это системная работа. Мы должны понимать, что количество уголовных дел, звонкость и цинизм преступлений, которые совершаются по расхищению государственных средств, все-таки должны в обществе вызывать реакцию не только возмущения, но и реакцию личного осмысления, что каждый конкретный человек на своем месте ни в какой форме для себя не допускает ни покупку диплома, ни попытку дать взятку за нарушение ПДД. Что касается эффективного использования бюджетных средств, это важнейшая задача, потому что сегодня мы как государство выделяем беспрецедентно огромные деньги на такие жизненно важные сферы как оборонно-промышленный комплекс, на здравоохранение, на жилищное строительство, и конечно те, кто запускает руку в государственный карман, должны быть самым жестким образом наказаны. Но наша задача – еще и сохранить деньги, чтобы не просто эти деньги украли, а мы потом вынесли приговор и деньги уже не вернутся. Поэтому в рамках совещания, которое мы проводили в Генеральной прокуратуре по вопросам злоупотреблений, например, в сфере ЖКХ, мною сформированное предложение выглядит следующим образом: сегодня нужно направить профессиональный ресурс оперативно-розыскной деятельности не по факту, когда уже есть признаки преступления и когда деньги уже вывели, а на тот период, когда принимаются решения о выборе фирм, которые исполняют заказы. Вдумайтесь, если фирма-однодневка и если оперативные мероприятия прилагать из собранной информации при принятии решения на конкурсе – это совсем другой формат деятельности. Мы сберегаем тогда деньги. Конечно, найдутся псевдо-либералы, которые скажут, что мы хотим, чтобы бизнесу ставили препоны. Нет, мы хотим, чтобы государственный муниципальный заказ исполняли те предприниматели и те фирмы, которые не однодневки и которые создаются не для того, чтобы украсть из государственного бюджета, а которые будут реально работать в общественных интересах. Поэтому здесь это очень важный момент.
Я все-таки полагаю, что и бизнес-сообщество не должно молчать, потому что если они знают, что на территории есть ряд фирм, которые либо в родственных связях с руководителем, либо через подкуп решают свои вопросы, либо вообще есть те, которые обращаются в правоохранительные органы с заведомо ложными доносами, чтобы уничтожить своих конкурентов, почему молчат? Должны появиться наконец в открытом доступе списки, которые формирует само бизнес-сообщество о тех предпринимателях и тех фирмах, которые фактически уже исчерпали лимит доверия и утратили свою репутацию. Это и будет саморегулирование, потому что вопросы этической ответственности в самом корпоративном сегменте тоже очень важны.
AIF.RU Ведущий конференций 15:02 28/11/2012
Вы спросили, почему молчат? Может быть, боятся?
Яровая Ирина Анатольевна 15:02 28/11/2012
Мы сегодня работаем в режиме прямого взаимодействия с региональными СМИ. Мы недавно подводили итоги конкурса с участием региональных телекомпаний по противодействию коррупции. Когда мы говорим об участии бизнес-сообщества, мы же сейчас сделали много правильных шагов, чтобы сформировались саморегулируемые организации. Фактически это открытые общественные площадки для самого бизнеса, у нас есть «Опора России», «Деловая Россия», «ТПП». Это очень серьезные, оправдавшие себя, уважаемые общественные институты. Они тоже уже готовы к этому. Может быть, пока не начали этого делать, но встречаясь на их площадках, они единодушны в понимании того, что так называемый «этический кодекс поведения» для бизнеса не менее актуален, чем для муниципальной службы, потому что побудительным мотивом для коррупционных сделок очень часто является недобросовестная конкуренция в самой бизнес-среде, когда кто-то хочет конкурировать не по принципу цены и качества, не по принципу развития производства, снижения издержек, а по принципу административных привилегий. Поэтому наша общая задача, когда мы говорим о противодействии коррупции, - понимать, что это касается всех сфер жизни без исключения.
AIF.RU Ведущий конференций 15:03 28/11/2012
Не зря же у нас формируется институт омбудсмена по делам предпринимателей, потому что не секрет, что те предприниматели, которые каким-то образом нелояльны властным структурам, оказываются за решеткой…
Яровая Ирина Анатольевна 15:03 28/11/2012
Это скорее миф о том, что бизнес оказывается за решеткой. Анализ и судебная практика подтверждают совершенно обратную ситуацию, потому что сегодня после либерализации уголовного законодательства мы скорее имеем очень лояльное отношение общества, потому что уголовная ответственность – это все-таки оценка государственная, но через призму общественных интересов, поэтому здесь вопрос о другом. Вопрос сегодня заключается в том, что вывод денег из государственной казны осуществляется через коммерческие структуры, которые тоже есть часть бизнеса. Мы должны понимать, что для нас вопросы репутации бизнеса не менее актуальны, чем вопросы репутации на государственной муниципальной службе. Появление омбудсменов – это хорошо. Главное, чтобы этот институт не превратился в институт лоббистский, который будет решать не вполне те задачи. Это во многом зависит от деятельности самих омбудсменов, но, мне кажется, что полномочия омбудсмена по предпринимательству должны быть не преувеличены, там не может быть исключительных полномочий, которые стоят выше суда и выше закона. Полномочия этого омбудсмена должны укладываться в общую логику уполномоченного по правам человека, по правам ребенка. Создавая любой новый институт, мы должны понимать, что этот институт должен работать в рамках закона, в рамках тех институциональных норм, которые существуют и которые гарантируют нашу общую безопасность.
AIF.RU Ведущий конференций 15:03 28/11/2012
Ирина Анатольевна, мы говорили о делах давно минувших дней, но сейчас Сергей Степашин говорит о том, что триллион рублей у нас воруется на госзакупках. Где та горячая точка, когда под угрозой уже существование страны?
Яровая Ирина Анатольевна 15:03 28/11/2012
Горячая точка прежде всего в том, что наш уважаемый коллега Степашин как руководитель Счетной палаты представляет постоянный финансовый орган контроля парламента страны. Счетная палата – это не что-то самостоятельное, это то, что работает по поручению парламента, то, что создано при парламенте, поэтому, я специально обращаю на это внимание, работа Счетной палаты – это фактически исполнение прямых поручений парламента страны, то есть это государственная политика, государственный взгляд на проблему. Я являюсь разработчиком законопроекта о парламентском контроле, я предлагаю, чтобы сегодня результаты проверок Счетной палаты имели более серьезные последствия с точки зрения общественно-правовой оценки, чтобы каждый акт Счетной палаты рассматривался на заседании профильного Комитета, чтобы по материалам, которые направляются в следственные органы, устанавливался контроль парламента и проверки, проводимые следственными органами, также обсуждались на парламентской площадке. Я предлагаю, чтобы материалы Счетной палаты могли становится предметом парламентского расследования. Фактически мы с вами сегодня обсуждаем элемент влияния представительной власти, а парламент – это представительная власть, это представитель, избранный гражданами России, по контролю за противодействием коррупции в том числе. Поэтому те выводы, к которым приходит Счетная палата, это выводы, связанные с прямым поручением граждан России, потому что парламент действует в общественных интересах. Я считаю, что эта работа будет только усиливаться и продолжаться и мы намерены усиливать полномочия Счетной палаты и предлагать на региональном уровне, чтобы региональные Счетные палаты работали в таком же режиме, потому что контроль за использованием денег на региональном и местном уровнях – это задача не менее, а может быть более важная, потому что деньги идут через бюджет на тот уровень и муниципальные заказы, государственные региональные заказы это уже вопросы той компетенции, но это огромные деньги.
AIF.RU Ведущий конференций 15:04 28/11/2012
Ирина Анатольевна, опыт борьбы с коррупцией в какой стране Вы считаете наиболее успешным?
Яровая Ирина Анатольевна 15:04 28/11/2012
Сегодня в разных странах по-разному. Есть разные точки зрения в обществе. От бизнес-среды были предложения о том, что нужно либерализовать ответственность за экономические преступления, а многие экономические преступления – это как раз коррупционные преступления и этот вопрос на самом деле не такой простой. Я – не сторонник либерализации. Я считаю, что за хищение государственных средств нужно сурово наказывать. Я вкладываю в это понятие не 10 лет лишения свободы, а соотносимое с пожизненными сроками, когда речь идет о разворовывании госбюджета. Когда деньги выделяются на оборону страны, например, на то, чтобы повысить качество жизни военнослужащих, когда государство, понимая важность этой задачи как национально значимой, выделяет из бюджета колоссальные средства, и находятся люди, которые видят это иначе и начинают выводить деньги – это преступление. Поэтому еще раз хочу подчеркнуть, к коррупции нужно относиться как к преступлению. Когда мы говорим, что к экономическим преступлениям нужно как-то по-другому относиться, это неправильно, к ним надо относиться как к преступлениям, которые наносят экономический вред нашей стране. Если говорить о другой составляющей противодействия коррупции, которая есть в других странах, а у нас она наиболее слабая, это общественное осуждение, это то, что связано с потерей репутации, с неприятием коррупционного поведения. Здесь нам в ближайшее время нужно приложить колоссальные усилия в систему образования и культуры, потому что создавать модель честного поведения – первостепенная задача. К сожалению, повсеместно тиражировался другой образ, тиражировалась модель вседозволенности, легкости жизни, общества потребления, когда все можно и за это ничего не будет. Это стереотип, который навязан в том числе и через СМИ. Переломить эту тенденцию очень важно. Кстати, вчера мы встречались с ребятами из МГИМО, обсуждали вопросы интернета. Виртуальная реальность, что это такое? Нереальная реальность? Мне кажется, что нам очень важно понимать, что законы общественной морали и нравственности, законы правовые должны быть распространимы на все и вся, что связано с жизнью человека. Только в этом случае человек сохраняет свое достоинство, уважение к себе и к окружающим.
AIF.RU Ведущий конференций 15:05 28/11/2012
Ирина Анатольевна, может быть имеет смысл продумать систему интернет-мониторинга, когда каждый гражданин может сообщить о факте коррупции, имеющимся или прогнозируемом, и соответственно на это как-то отреагировать?
Яровая Ирина Анатольевна 15:05 28/11/2012
Я думаю, что обратная связь очень важна по правоприменению, по законам, потому что если говорить о тех коррупционных лазейках, которые могут возникать в связи с использованием законодательства, то это всегда заметно на практике, когда закон уже принят и начинает работать, потому что изощренность поведения некоторых субъектов, которые пользуются услугами дорогостоящих адвокатов, бесконечна. Вот такая обратная связь очень полезна, потому что она позволит оперативно реагировать и качественно совершенствовать законодательство. Что касается общественного участия, то я за позитивное участие. Сегодня у нас будет встреча с участниками Молодежного антикоррупционного комитета, целью которого будет как раз продвижение и мотивация на позитивное поведение, на то, что быть честным, креативным, умным, успешным, престижно и модно, потому что для молодежи очень важны актуальные тренды современности. Поэтому очень важно, чтобы в сознании молодежи заложились другие векторы развития. Мы с ребятами хотим попробовать предложить модель такого поведения, что если ты успешен, то успешна и твоя страна.
AIF.RU Ведущий конференций 15:06 28/11/2012
Есть интересные методики и из других стран. Создатель «сингапурского чуда» Ли Куан Ю сказал, что для эффективной борьбы с коррупцией нужны 3 условия: 1. Чистая центральная власть. 2. Достойное вознаграждение каждому работающему в стране. 3. Неотвратимость наказания. Как Вы думаете, какое из этих трех условий реализовано у нас в стране?
Яровая Ирина Анатольевна 15:06 28/11/2012
Нет одного универсального средства. Любые средства противодействия преступному поведению имеют успех только в их системном, комплексном взаимодействии, поэтому все три фактора, которые Вы назвали, не являются исчерпывающими. Их оспаривать и обсуждать каждый в отдельности нет смысла – это абсолютная истина, потому что неотвратимость наказания, действие законов – это элементарные необходимые условия безопасности общества вообще. Сюда нужно дополнить целый ряд шагов, которые сегодня предпринимаются в России, которые жизненно необходимы и о которых мы с вами сегодня говорили: это и изменение психологии, и безусловное правоприменение, и вопросы контроля, вопросы общественного внимания, вопросы независимости СМИ, открытости действий власти. Кстати говоря, мы с вами создали электронное правительство, мы сейчас предлагаем создание электронного парламента, то есть формат открытости становится действительно всеобъемлющим. Вопрос только в том, чтобы эта открытость приводила не к тому, что, обсуждая какую-то проблему, мы начинаем бороться со своей страной. Мы должны сохранить нашу страну и решить эти проблемы. Вот в этом задача современного поколения, потому что наши с вами предки имели куда более серьезные проблемы, чем мы: проблемы войны и мира, проблемы сохранения цивилизации и государства, и они с этим справились. Поэтому наша задача сегодня – использовать свой ум, талант, честность и порядочность для успеха России.
AIF.RU Ведущий конференций 15:10 28/11/2012
Ирина Анатольевна, спасибо Вам огромное, что эти 30 минут Вы уделили нашим читателям. Вы нас настроили на более оптимистичный лад. По крайней мере начинали мы в одном настроении, а закончили на оптимистичной ноте.
А мы продолжим наш диалог о борьбе с коррупцией с нашим следующем гостем - политиком, общественным деятелем Сергеем Станкевичем.
Сергей Борисович, мы хотели бы поговорить именно с Вами, потому что многие наши читатели, которые пристально следят за темой коррупционных скандалов, говорят о том, что на самом деле причины коррупции в нашей стране нужно искать глубже и возвращаются во времена 90-ых годов. Именно в 90-ые годы, как все мы помним, Вы были в числе тех людей, которые по сути произвели огромный переворот в нашей стране: провели работу по демократизации общества и превратили нашу страну в большой рынок, где сейчас все свободно продается и покупается, в том числе и вещи, которые казались немыслимыми ранее. Могут продаваться и ум, и честь, и совесть. Этим процессам торговли как раз и присущи явления коррупции. Думали ли Вы об этом, когда готовили почву в конце 80-ых – начале 90-ых для такого рода изменений в нашей стране?
Станкевич Сергей Борисович 15:10 28/11/2012
Тогда никто себе не представлял таким будущее России, было желание построить нормальный цивилизованный капитализм, не коррупционный и не бандитский. Много причин можно назвать, почему этого не произошло, но надо прямо сказать, что никто и не учил ни в школе, ни в академии строить капитализм. Все, что могли сделать те немногие люди, которые на тяжелейшем этапе российской истории оказались у власти, - это создать некие общие рамочные условия, а дальше все огромное население страны в условиях свободы и рыночной экономики начало действовать так, как каждый считал правильным, то есть это было коллективное творчество. Было бы странно считать, что какая-то небольшая группа людей могла подобно волшебному мастеру выстроить все в соответствии с идеальными образцами. Это было коллективное творчество народа, обретшего свободу. Понятно, что наиболее приспособленными в условиях рыночной экономики оказались те, кто имел навыки ранее, это так называемые «цеховики» - люди, которые успели освоить в подполье навыки рыночного поведения, ну и те, кто реально контролировал производственные мощности (директора заводов), а также те, кто реально контролировал территории – главы райкомов партии, советской власти на местах. Вот собственно они и были главными бенефициарами этого процесса. Могло ли быть иначе? Думаю, что в степени, в каких-то деталях и масштабах могла быть разница, но по существу такого рода капитализмом, диким и непричесанным, неизбежно надо было переболеть. Такого рода капитализм не является чем-то исключительным для России, он появлялся во всех странах, становившихся на этот путь. Все страны прошли через этот путь. Другой вопрос, что они прошли его довольно быстро и менее болезненно, чем это приходится делать нам. Вот почему «детская болезнь в капитализме» затянулась, это вопрос гораздо более существенный и интересный.