Примерное время чтения: 29 минут
2504

Что делать, если настроение на нуле? Психолог о правилах борьбы с осенней д

Фото: www.globallookpress.com

В конференции участвуют: Собчик Екатерина Юрьевна

Для одних осень — пора романтичная, для других в дождях и промозглой погоде нет ни капли романтики. Не зря Пушкин назвал это время года унылым. Хмурое небо, грязь и слякоть навевают скуку и печаль. Большинство из нас поддаются настроению природы и погружаются в осеннюю депрессию.

Как спастись от сезонной хандры? Этот вопрос мы решили адресовать психологу ПКБ № 12 Екатерине Собчик.  

Ответы:
Собчик Екатерина Юрьевна 07:26 27/10/2012
Ведущий конференции: Друзья, добрый день! Мы находимся в пресс-центре «Аргументы и факты». Меня зовут Наталья Кожина. Сегодня на ваши вопросы отвечает заведующая отделением психологической реабилитации городского Центра пограничных состояний ПКБ № 12 Екатерина Юрьевна Собчик. Собчик Екатерина Юрьевна: Здравствуйте. Ведущий конференции: Екатерина Юрьевна, хочу сказать про Ваш героизм. Не только осенняя депрессия многих из нас коснулась. Еще ходит грипп, и Екатерина Юрьевна как настоящий герой все-таки пришла к нам в студию (смеются). Екатерина Юрьевна, давайте разберемся с понятием «осенняя депрессия». Мы много об этом говорим, но каждую осень все ходят с печальным видом и говорят об осенней депрессии. Вообще есть такое понятие? Собчик Екатерина Юрьевна: С чего все началось? Началось все с большой психиатрии, потому что действительно ряд психических расстройств отличаются весенними и осенними обострениями. Почему-то модно говорить только об осенней депрессии, а есть еще и весенняя, когда у людей, психически нездоровых происходят обострения и усиливается депрессивная симптоматика. Вот, собственно, и вся история. Все остальное мы себе начинаем приписывать. Безусловно, начало осени вызывает у нас состояние, которое можно назвать словом «хандра», потому что закончились короткие летние каникулы, закончился длинный день, начинает рано темнеть, мы понимаем, что впереди у нас 9 месяцев серого неба, отсутствия ярких красок, дискомфорт, связанный с дурной погодой, и мы начинаем немного хандрить. Считается чуть ли не хорошим тоном, завести себе эту осеннюю депрессию завести и как-то себя в нее погрузить. Это уже во многом индуцированная проблема. То есть, безусловно, наличие короткого светового дня кое-что меняет в нашем организме, по-другому выстраивается гормональный фон, но это не является признаком какой-то болезни, это не является расстройством. Это всего-навсего смена сезонного состояния. Звери меняют шкурку: белочка летом рыжая, осенью становится серой. Вот и мы становимся осенью погрустнее. Надо себе помогать. Почему, как только наступает осень, мы начинаем носить темную одежду? Вы посмотрите на нашу сезонную верхнюю одежду. Это кошмар какой-то? Почему никто не носит белые полушубки? Почему надо обязательно серенькое или коричневое? Коричневый цвет, как известно, цвет физиологического и психологического дискомфорта. Нося такие вещи, мы усиливаем свое состояние и другим отравляем жизнь, потому что они на нас смотрят в этом унылом одеянии. В скандинавских странах не очень модно говорить об осенней депрессии, хотя у них тоже темно и холодно, но они носят свои веселые, прикольные шапочки с ушками, заматываются какими-то пестрыми шарфами, надевают безумного цвета перчатки или варежки и радуются жизни. А мы, видя, как все вокруг уныло, еще и усиливаем эту унылость. Во многом мы сами можем себе создавать настроение. Носите более яркие вещи, ешьте шоколад, ешьте сухофрукты и орехи, радуйте себя яркими, приятными вещами, просто доставляйте себе удовольствие. Иногда самый небольшой пустяк создает ощущение мелкой радости. Например, купите себе красивое, приятное постельное белье. Когда вы заныриваете в кровать с этим приятным бельем, вы себя чувствуете совершенно иначе. Ведущий конференции: Вопрос в том, как осенью из этой прекрасной кровати, которую Вы сейчас описали, вылезти. Собчик Екатерина Юрьевна: Очень многое зависит от установок, которые мы себе даем. Вот мы себе даем установку, что надо встать, идти, это так ужасно, как дотянуть до конца этот день. Представьте себе, например, такую вещь. Вы – безработная. Вам никуда не надо вставать, можете валяться целый день в кровати, но у Вас нет денег и Вы никому не нужны. Уверяю Вас, когда в декабре месяце, в самое темное время, придется встать в 7 утра и ехать на работу, Вы будете думать: «Какое счастье! Я еду на работу. Я сделаю много хороших интересных дел, я проживу интересный день». Это первый момент. Второй момент. Наверное, надо как-то выстраивать щадящим образом режим, чтобы высыпаться. Если вы пораньше ложитесь спать, и не сидите до 2-х ночи, вам проще будет проснуться утром. Можно принимать витамины. Есть такой препарат «Супрадин», в растворимом виде у него апельсиновый вкус, он оранжевого цвета. Вы этот «бодрячок» утром выпиваете и у вас уже получше настроение, больше сил. Надо самому себе объяснять положительные стороны своей жизни, потому что самое последнее дело – горевать по поводу того, что мы живем в таком климате. Он есть. Если для вас это совсем невыносимо, можете переехать на юг, там вам будет полегче. Ведущий конференции: То есть надо уметь радоваться тому, что есть? Собчик Екатерина Юрьевна: Да, уметь радоваться и делать на этом акцент. Вещь банальная, но, тем не менее,: что имеем – не храним, потерявши – плачем. Я Вам недаром рассказала про безработицу. У меня был такой опыт в жизни. Я была какое-то время без работы, притом, что я не бедствовала, у меня были какие-то сбережения, но ощущение, что ты, оказывается, не нужен, очень сильно понижает самооценку и создает депрессивное состояние. С этим очень трудно бороться. И когда ты, наконец обретаешь опять свой социальный статус, когда становишься нормальным человеком, нужным окружающим, это очень начинаешь ценить. Ведущий конференции: Екатерина Юрьевна, можно я Вас верну к рассказам о цветах? Мы вполне можем отталкиваться от одежды, от того, что нас окружает, просто создавая яркие цвета? Какие цвета? Собчик Екатерина Юрьевна: Я у себя на кухне повесила оранжевые занавески. Причем, я никогда не думала, что до такого дойду. Я делала ремонт, все в интеллигентном синем цвете. И когда в магазине мой взгляд упал на апельсинового цвета шторы, я поняла, что это то, что надо. Яркое, безумное по сути, пятно. Эти вещи действительно помогают создавать настроение. Могу сказать, что и в ванную я повесила совершенно безумного цвета занавеску. Она выглядит так, как будто по ней стекают краски самых разных цветов. Тем не менее, это яркое пятно как-то вздергивает и радует. Мы, как Мюнхгаузены, должны сами себя вытаскивать за волосы из болота своего уныния. Известно, что стакан может быть наполовину полным и наполовину пустым, всегда можно найти повод для уныния, их сколько угодно у нас. И пусть осень будет самой большой неприятностью в нашей жизни. Вот мы говорим – осенняя депрессия. А обратите внимание на такую вещь. Мы 10 лет проводим в школе, 5 лет – в институте. Для большинства людей новый год субъективно начинается в сентябре: новый учебный год, новый рабочий год, потому что, как правило, и отпуск у нас летом, поэтому осень по сути дела – это время воплощения каких-то новых планов, то есть начинается очередной год и вы можете себе что-то планировать, придумывать, воплощать, то есть это очень продуктивное время, я уже не говорю о том, что по статистике очень большое количество романов начинается именно осенью, потому что в это время момент происходит компенсаторный эндокринный всплеск и начинается активный поиск. Иногда это продолжение летнего романа, его закрепление и развитие, а иногда буквально старт, который происходит в это романтическое осеннее время, когда можно гулять, шурша листьями, и целоваться в парке.
Вопрос:Анна Владимировна 15:14 22/10/2012
Добрый день, осенью страдают от эмоциональных перегрузок и наши дети (особенно школьники) - становятся плаксивыми, обидчивыми. Как можно помочь ребятам?
Ответы:
Собчик Екатерина Юрьевна 07:32 27/10/2012
Школа у нас совершенно беспощадная, это правда. Детям действительно очень тяжело. Их надо щадить, жалеть, создавать им, можно сказать, оранжерейные условия, особенно в начале учебного года, когда они врабатываются. Любому человеку трудно три месяца ничего не делать, прыгать, радоваться жизни, а потом сразу - за уроки. Это для детей очень тяжелый период. Так что все то же самое – кормить витаминами, создавать положительный эмоциональный фон дома, не устраивать экзекуцию из делания уроков, пусть лучше получит двойку или тройку. Не должно быть репрессий. Все-таки школа у нас достаточно репрессивная, не свободная школа. Нельзя сравнить с западными школами, где ученик ведет себя безобразно. У них там такая свобода, что любой ученик может одернуть учителя, любой ученик требует уважения к своим правам, и это становится уже огромной проблемой. По-моему, в Норвегии возникла такая проблема. Очень резко падает качество образования, дети говорит, что если им задали две задачи, это слишком много; то есть для них школа становится скорее институтом социальной адаптации, институтом обучения отстаивания своих гражданских прав, но не тем местом, где они получают знания. А у нас знания вбивают, при этом понятно, что добровольно знания никто не получает, мы всегда стремимся идти по пути наименьшего сопротивления. То есть обучение – это определенная форма насилия, а учитывая специфику нашего менталитета: отсутствие уважения к личности, то дети действительно оказываются в очень сложной ситуации, в ситуации давления, в ситуации фрустрации, в ситуации подавления воли. Поэтому хотя бы дома им надо создавать другие условия, чтобы ребенок чувствовал любовь и уважение, чтобы у него радости какие-то были, чтобы он мог детскость свою ощутить.
AIF.RU Ведущий конференций 07:33 27/10/2012
Это совет не только на осень.
Собчик Екатерина Юрьевна 07:33 27/10/2012
Да, это совет на жизнь, просто осень как переломный момент. Потом понятно – втягиваются все, адаптируются, увлекаются отношениями, которые в классе формируются, и уже становится не так тяжело. А первые 2-3 недели в школе – это тяжело.
Вопрос:Evgeeeniz 18:04 22/10/2012
Здравствуйте. Осенью очень тяжело поднять себя с кровати и заставить радоваться жизни. Стараюсь есть больше овощей и делать зарядку, но время на пределе - я работаю и учусь. Как еще подбодрить организм и, главное, мозг?
Вопрос:Карлик нос 19:59 22/10/2012
помогают ли при депрессиях яркие цвета??
Вопрос:Нати 09:57 23/10/2012
В каких случаях оправданно принятие антидепрессантов?
Ответы:
Собчик Екатерина Юрьевна 07:34 27/10/2012
В тех случаях, когда вам это посоветовал врач. Никакой самодеятельности. Есть антидепрессанты, которые рекомендуют при достаточно тяжелых заболеваниях. Если человек психически болен, это даже некий критерий для нас, то он и переносит их нормально, а чем вы здоровее, тем тяжелее будете переносить эти препараты. Наши препараты – тяжелые, они создают ощущение ваты в голове, неустойчивого состояния, сухость во рту и пр. Есть мягкие антидепрессанты, легкие, но все равно это должно быть по показаниям врача и под контролем, потому что нельзя получить рецепт, выпить упаковку в течение месяца и считать, что ты излечился. Обычно через 2-3 дня должен быть контрольный визит к врачу, чтобы врач расспросил, как вы себя чувствуете на этих препаратах, откорректировал дозировку и т.д.
AIF.RU Ведущий конференций 07:34 27/10/2012
Есть в аптеках некоторые препараты, не хочу называть их конкретно, они действительно как-то воздействуют?
Собчик Екатерина Юрьевна 07:34 27/10/2012
Если вы в это верите, то да (смеется).
AIF.RU Ведущий конференций 07:35 27/10/2012
Самое главное – это заниматься самовнушением, настраиваться.
Собчик Екатерина Юрьевна 07:35 27/10/2012
Надо делать разницу. Поскольку я в данном случае представляю Центр пограничных состояний, хочу сказать очень серьезную вещь. Друзья мои! Есть разница между плохим настроением и болезнью. Мы привыкли словом депрессия называть все, что угодно. Настоящая клиническая депрессия – это заболевание, требующее внимательного лечения. В этот момент человек действительно страдает. Страдает его интеллектуальная функция, ему действительно тяжело что-то делать, падает работоспособность. Это болезнь. И есть хандра, плохое настроение. Можно себя потешить, можно погоревать, но потом надо себя вытаскивать.
Вопрос:йцуйц 11:08 23/10/2012
Что полезнее пить осенью: кофе, чай или простую воду? Но холодно ведь, водой не согреешься!
Вопрос:Лора11 12:31 23/10/2012
Здравствуйте. У меня настроение плохое еще и от того, что я постоянно мерзну. Как бы тепло я не оделась через полчас меня начинает пробивать холод.
Вопрос:Ритуля Х 15:35 23/10/2012
Как можно помочь человеку, который потерял работу и уже год находится в поисках? Состояние депрессии началось месяца три назад.
Вопрос:Мимо шла 15:36 23/10/2012
Екатерина Юрьевна, там наши мудрые специалисты случайно к любви не прибавали еще каких- нибудь интересных психологических заболеваний?:)))
Вопрос:Звездочка 16:12 24/10/2012
Психологи тоже подвержены депрессиям?
Вопрос:Анфиса я 16:15 24/10/2012
Екатерина Юрьевна, вы могли бы посоветовать техники, которые помогают побороть волнение? Перед выступлением и просто в момент общения с людьми. Заранее спасибо.
Вопрос:Мама Новгород 16:21 24/10/2012
Екатерина Юрьевна, у меня у ребенка депрессия не по поводу осени, а по поводу неразделенной любви. Мальчику 16 лет, положительный во всех отношения, нас с отцом не расстраивает, но вот влюбился неудачно и теперь на глазах таит, осунулся, ничего ему не хочется, как помочь?
Вопрос:Андрей 81 16:27 24/10/2012
Екатерина, меня назначили на руководящую должность, я получил пост о котором давно мечтал, все чудесно, если бы не сильные переживания, которые мне не дают спокойно спать и есть, все мысли только о работе, я чувствую, что отдаляюсь от супруги, но ничего не могу сделать с этим, силы есть только на работу, прошло всего два месяца, а я чувствую, как мне, безумно, тяжело, помогите, пожалуйста!
Ответы:
Собчик Екатерина Юрьевна 07:44 27/10/2012
Чем же я могу Вам помочь? Потерпите! Любая новая деятельность требует адаптации. Вы просто этот период адаптации еще не прошли. Когда Вы вникните, наработаете какие-то стереотипы поведения, когда у Вас будет определенный алгоритм принятия решений и т.д., Вы войдете в это русло, работа уже не будет требовать такого огромного напряжения, именно эмоционального. Понятно, что если Вы – руководитель, нагрузки будут большие, но психовать так Вы уже не будете по этому поводу. Жене, наверное, надо объяснить, чтобы она правильно поняла, что Вы сейчас действительно нуждаетесь в поддержке, что Вам тяжело и у Вас период именно адаптации, чтобы она Вас как-то поддержала. Ну, а Вы должны понимать, что все-таки должны к ней вернуть, она будет Вас ждать. Есть еще один нюанс, но, опять же, нужна консультация психолога. Нужно разобраться с особенностями Вашей личности. Есть ведь люди, которые вообще не годятся для того, чтобы быть начальниками, и вполне возможно, что это так. Мечтать-то Вы мечтали, а вот оно случилось и Вы, что называется, не тянете именно эмоционально. Это ни в коем случае не основание считать себя каким-то лузером. Можно быть прекрасным специалистом, но не быть начальником. Это разные вещи. Начальствование требует и принятия жестких решений, и специфического отношения к подчиненным. Не каждый это готов сделать. Вполне возможно, что это Вам не подходит. Я думаю, что через год Вы это поймете сами, если раньше не обратитесь к кому-то за консультацией.
AIF.RU Ведущий конференций 07:45 27/10/2012
Процесс адаптации сколько длится? Я знаю, что адаптация к новой работе занимает 3 месяца.
Собчик Екатерина Юрьевна 07:45 27/10/2012
От 3-х месяцев до полугода. Люди все разные. Есть люди более адаптивные, есть - менее. Кто-то в силу своей инертности медленнее приспосабливается, а кто, наоборот, быстро входит в новую среду. Поэтому я бы сказала, что примерно через полгода можно почувствовать результат. Если его не будет, тогда надо думать о том, что именно роль начальника – не ваша социальная роль.
Вопрос:Дианочка 16:31 24/10/2012
Екатерина Юрьевна, у кого-то депрессия проявляется в "уходе в себя", а у меня в агрессии по отношению к окружающим, я просто ненавижу всех, люди меня раздражают, хочется бить посуду, по самому дурацкому поводу:( записалась в зал бокса, чтобы всю энергию оставлять на тренировке, но не помогает:( и такие вспышки агрессии у меня могут проявиться в любое время года, но чаще всего осенью и зимой. Что с этим всем делать?
Ответы:
Собчик Екатерина Юрьевна 07:46 27/10/2012
Это уже требует медикаментозного вмешательства. Здесь советом не поможешь. Если ваши эмоции не управляемы, если ваши эмоции управляют вами и вашей жизнью, это значит, что их надо подлечить. Надо подлечить нервную систему, надо себя успокоить. Когда дело касается эмоций, всегда возникает вопрос насчет гормонов. Очень часто это бывает связано в расстройствами гормонального плана, надо смотреть щитовидку, надпочечники и прочее.
AIF.RU Ведущий конференций 07:47 27/10/2012
Екатерина Юрьевна, спасибо Вам огромное за Вашу консультацию. Резюмируя все, что Вы сказали, давайте еще раз бегло пробежимся. Мы отказываемся от темной одежды…
Собчик Екатерина Юрьевна 07:47 27/10/2012
Носим яркое, окружаем себя приятными вещами, балуем себя милыми сувенирчиками, стараемся, чтобы нас окружала приятная посуда, приятное постельное белье, чтобы на столе были фрукты разноцветные, чтобы на столе был шоколад и конфеты в ярких обертках. Для многих важны тактильные ощущения, кому-то хорошо иметь четки в руках и их перебирать, кому-то приятно иметь упругий мягкий шарик, его пружинить и таким способом себя успокаивать. То есть стараться всеми возможными способами создать для себя максимальную зону комфорта и избегать тех ситуаций, которые на вас плохо действуют. Если есть какое-то дело, которое можно отложить, лучше отложите. Например, поход в налоговую инспекцию. Если время терпит, отложите этот поход. Или конфликтные отношения с тещей, не ходите к теще пока, общайтесь с ней в письменном виде, не по телефону, потому что интонации, с одной стороны, сильно выдают, а с другой стороны, сильно заводят.
AIF.RU Ведущий конференций 07:48 27/10/2012
Спасибо еще раз! Я надеюсь, что мы с Вами подняли настроение, дали рекомендации, которые могут использовать наши читатели для того, чтобы осень не была такой грустной. Несмотря на то, что за окном может быть и дождь, и снег, и слякоть, все равно, друзья, есть масса способов поднять себе настроение. Какие-то слова напоследок скажите?
Собчик Екатерина Юрьевна 07:48 27/10/2012
Во-первых, хочу сказать, что осень всегда заканчивается и наступает зима, а зимой снег, снежная баба, лыжи, коньки и много всяких удовольствий: и сидение у камина, и шашлыки на снегу. Вас ждет короткий период унылости, когда пропадают яркие краски осени, осыпаются литья и все становится серым, неуютным, а потом это межсезонье проходит и жизнь идет дальше. А уж после зимы будет обязательно весна.
AIF.RU Ведущий конференций 07:48 27/10/2012
А после весны – лето, которого мы так ждем! Спасибо, Екатерина Юрьевна! Друзья, спасибо, что были с нами и задавали свои вопросы! Всего доброго!
Вопрос:Артистка 10:28 25/10/2012
Мой муж нашел прекрасный способ борьбы с депрессией, как только у нас начались проблемы в отношениях, он стал играть в компьютерные игры или зависать в соцсетях, по началу меня это не смущала, даже радовало, потому что он хоть чем-то начал увлекаться и даже повеселел, ссор не было потому что он был ЗАНЯТ. Но сейчас я понимаю, что мы превратились в два чужих человека, компьютер заменил моему мужу все, в том числе и меня. Можно ли спасти наши отношения?
Вопрос:Нина Константиновна 10:32 25/10/2012
Екатерина Юрьевна, как найти смысл жизни после 50-ти, когда муж ушел к другой, дети разъехались и любимая работа перестала быть уж такой любимой, превратилась в рутину?
Ответы:
Собчик Екатерина Юрьевна 07:42 27/10/2012
Здесь можно вовсю тешить свой эгоизм. Все, что Вы себе не позволяли до 50 лет, потому что принадлежали семье, мужу, ребенку. Именно после 50 лет многие женщины находят самые неожиданные удовольствия в жизни, потому что не отягощены страстями, гормоны не гонят в обязательную влюбленность. Можно ходить в бассейн, можно ходить танцевать. Сейчас стало очень популярно именно пожилым женщинам ходить на танцы, это очень полезно с точки зрения физиологии, опорно-двигательного аппарата, это хорошо с эмоциональной точки зрения. Вы можете начать ходить в театры, запоем читать литературу, валяться на диване с книжкой и никто не будет требовать ужин. Вы должны научиться получать удовольствие от такой эгоистической жизни. Кто-то находит удовольствие в разведении цветов, если есть сад, кто-то занимается животными. Мир огромен и в нем всегда можно найти какое-то применение.
AIF.RU Ведущий конференций 07:43 27/10/2012
Главное, наверное, это установке. В этом письме установка на конец жизни.
Собчик Екатерина Юрьевна 07:43 27/10/2012
Конечно. Установка на конец жизни, а у Вас впереди еще лет 30-40. Представляете, сколько еще лет жизни, которую Вы можете перечеркнуть и превратить в унылое, жалкое существование. Это просто другое качество жизни. Если человек относительно здоров, то это время очень интересно по-своему, пенсионный возраст. Конечно, если есть хронические болезни, они накладывают определенные ограничения. Тем не менее человек все равно может найти для себя какую-то нишу, в которой он может себя проявлять.
Вопрос:Галина Москва 10:33 25/10/2012
Как можно поднять себе самооценку? Спасибо.
Вопрос:Несмеяна 10:36 25/10/2012
Часто плачу, по поводу и без, просто накатывает грусть и хочется плакать, это нормально или проявление какой-то психической неуравновешенности? В неделею могу плакать раза по три или четыре:(((((
Ответы:
Собчик Екатерина Юрьевна 07:41 27/10/2012
Это не совсем нормально. Повышенная плаксивость и эмоциональная лабильность – это признак неустойчивости психики и здесь нужна как раз терапия, я имею ввиду лечение. Здесь нужно попить какие-то препараты. Можно попробовать попить валерьянку, пустырник, что не требует врачебного вмешательства. Имеет значение возраст, потому что причины могут быть разные. Причина может быть гормональная, надо смотреть щитовидку. Может быть причина, связанная с гинекологией, потому что если возраст после 40 лет, то при климаксе часто такое бывает. На один вопрос мы можем дать самые разные ответы, в зависимости от информации о человеке.
Вопрос:Анастасия П 10:40 25/10/2012
Екатерина, очень рада снова видеть Вас на АиФ. Вопрос такой, работа не нравится, поменять пока нет возможности, хотя я нахожусь в постоянном поиске, вот и сижу уже четыре года, периодически на этом фоне возникают депрессии или просто плохое настроение, как быть?
Вопрос:ХХХ 10:44 25/10/2012
Здравствуйте,мне 30 лет,я не замужем.И меня никто туда не звали ни разу.Живу с родителями,очень застенчивая,и к тому же внешность у меня не самая выдающаяся:невысокий рост,полноватая,нос картошкой...Не вижу возможности построить личную жизнь,а одной быть так надоело...
Ответы:
Собчик Екатерина Юрьевна 07:38 27/10/2012
Наверное, Вам нужна помощь. Самой трудно с этим справиться. Первое над чем надо подумать, - это перестать жить с родителями. Это очень серьезный барьер и это очень опасный путь, тем более, что уже 30 лет. В 40 Вы уже вообще ничего не сможете сделать. К сожалению, у нас родительско-детские отношения таким образом складываются, что родители не очень охотно отпускают своих детей. Многие родители, несмотря на то , что они говорят: желаю, чтобы ты вышла замуж, беспокоюсь, что у тебя ничего не складывается, где-то в глубине души чувствуют удовлетворенность от такой ситуации – моя доченька при мне, материнский эгоизм часто так проявляется. Поэтому жить надо отдельно. Это первое. Что касается внешности, сейчас столько передач на тему эту тему: «Модный приговор» или «Снимите это немедленно». Совершенно очевидно, что любую внешность можно обыграть, весь вопрос в том, чтобы найти свой стиль. И с полнотой, и с небольшим ростом можно быть очень эффектной, если набраться храбрости. Я так понимаю, что основная проблема – это набраться храбрости. Обратитесь к психологам, они Вас поддержат.
AIF.RU Ведущий конференций 07:39 27/10/2012
Скоро у нас будет как в Америке – у каждого свой психоаналитик.
Собчик Екатерина Юрьевна 07:39 27/10/2012
А это нормально. Дело в том, что на протяжении жизни практический каждый человек в какой-то момент нуждается в терапии, потому что нужен взгляд со стороны на ситуацию. Иногда какое-то совершенно немудрящее слово может перевернуть отношение либо к ситуации, либо к самому себе. На какие-то вещи мы просто не можем трезво посмотреть, у каждого из нас есть так называемое слепое пятно, то есть мы себя не видим адекватно, мы себя оцениваем не так, как нас оценивают окружающие люди. Поэтому эта так называемая супервизия (это когда кто-то со стороны на вас смотрит и со стороны оценивает вашу ситуацию) – это нормально, в этом нет ничего дурного. Самое дурное дело, когда у человека есть реальная проблема, а кто-то, сидя в студии, за 3 секунды, не видя человека, пытается эту проблему разрешить.
AIF.RU Ведущий конференций 07:40 27/10/2012
Согласна, что не так много у нас информации о человеке, ни возраст, ни профессия…
Собчик Екатерина Юрьевна 07:40 27/10/2012
Конечно. Вот в письме – робкая, а может быть она не такая и робкая, может быть, она на самом деле нахальная, мы же этого не знаем, а может быть она больная или наоборот, у нее все прекрасно, но она говорит неправду. Заочные консультации – это дело неблагодарное.
Вопрос:Рената Спб 10:50 25/10/2012
Уже три года люблю безответно одного молодого человека, он мне дал понять, что мне ничего не светит, но я не знаю, что делать с чувствами, пыталась найти новый объект обожания, хожу на свидания, пытаюсь жить без него, но так сложно, не уже ли так и будет всю мою оставшуюся жизнь? Мне 33 года, есть дочка от первого брака.
Ответы:
Собчик Екатерина Юрьевна 07:37 27/10/2012
Ни одно состояние, ни одно чувство не является застывшим. В любом случае что-то меняется. Если вы – однолюб, вполне возможно, что вы это чувство пронесете через всю свою жизнь, но острота пропадет, это не будет так болезненно. Вы будете к этому относится как к неотъемлемой части своей жизни и это не будет вам мешать. Если вы – не однолюб и способны переключиться, значит просто еще не настало время. Время настанет, вы однажды проснетесь и почувствуете, что свободны и сможете полюбить другого человека.
AIF.RU Ведущий конференций 07:37 27/10/2012
Я знаю людей, которые с тоской в глазах говорили, что любили в течение 20 лет, так и не вышла замуж…
Собчик Екатерина Юрьевна 07:37 27/10/2012
И такое бывает. Мы склонны иной раз мифологизировать свою жизнь. Это разные вещи: не вышла замуж и любила 20 лет, и они совершенно не обязательно должны быть связаны. Иной раз это хорошее оправдание тому, что жизнь не сложилась, потому что я этого Петю Пупкина всю жизнь любила, а он мне ее испортил. Это во многом миф.
Вопрос:Альфиюша_80 14:39 25/10/2012
Добрый день, прошу помочь: 1. Как перестать себя жалеть? 2. Как решиться изменить течение своей жизни? 3. Как перестать критиковать себя (самой уж тошно)? 4. Как побороть страх неудачи? Спасибо большое
Ответы:
Собчик Екатерина Юрьевна 07:36 27/10/2012
Я не буду давать такую консультацию в эфире. Это было бы слишком самонадеянно. Приходите в наш Центр, пожалуйста. Это все вопросы к психотерапевту и к психологу. У нас работает очень сильный коллектив психологов, они могут поработать с вами индивидуально или в групповой форме и со всеми проблемами разберутся.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах