Бойко Юрий Павлович 11:26 17/12/2011
Ведущий конференции: Друзья, добрый день! Мы с вами находимся в пресс-центре «Аргументы и факты». Меня зовут Наталья Кожина и у нас с вами всего 30 минут для того, чтобы задать свои вопросы главному психотерапевту Департамента здравоохранения г. Москвы, заслуженному врачу России Бойко Юрию Павловичу. Юрий Павлович, здравствуйте!
Бойко Юрий: Здравствуйте!
Ведущий конференции: У нас с Вами сегодня очень интересная тема, которая звучит как «Опасные тренинги. Можно ли защититься от лжепсихологов». Мне хотелось бы узнать о масштабах этой проблемы, как много у нас таких неквалифицированных специалистов?
Бойко Юрий: К сожалению, в нашей стране достаточно много лиц, которые позиционируют себя как специалистов в области психологической помощи, психологического воздействия, которые могут помочь населению в решении психологических проблем, в решении проблем, связанных со здоровьем. В рамках Программы развития здравоохранения в Москве созданы Центры психологической помощи, созданы службы медико-психологической, психотерапевтической помощи населению, где действительно оказывается высокопрофессиональная помощь.
Ведущий конференции: Это была альтернатива?
Бойко Юрий: Нет, это изначально была такая позиция. В условиях роста невротизации населения в период проводимых реформ в стране с начала 90-х годов получила качественное развитие психотерапевтическая и медико-психологическая службы. Естественно данные службы превентивно отвергают возможности лжепсихологической помощи, потому что данная помощь осуществляется на бюджетной основе, т.е. бесплатно, поэтому лжепсихологам не интересно находится в данном поле, т.к. их основная задача – это экономические интересы. Как мы говорим: поставить человека в длительную психологическую зависимость связано с экономическими интересами.
Ведущий конференции: А люди куда охотнее идут? Я понимаю, что для нас определяющий фактор – сколько мы платим за услуги, но мне кажется, может быть я ошибаюсь, что нет глубокого доверия к государственным психологам.
Бойко Юрий: Тут я с Вами не соглашусь. Доверие достаточно высокое. Показателем является возросшая посещаемость психологов и врачей-психотерапевтов. Посещаемость возросла в десятки раз, население обращается в медико-психологические и психотерапевтические кабинеты, которые располагаются в основном в лечебно-профилактических учреждениях г. Москвы, но надо помнить, что в Москве созданы также психологические службы в других департаментах г. Москвы, они также осуществляют помощь населению на бюджетно-безвозмездной основе.
Ведущий конференции: И еще больше психологов, мне кажется, которые оказывают эту помощь на не безвозмездной основе. Мы сейчас говорим о большом спектре услуг.
Бойко Юрий: Имеет место и наличие коммерческих структур, где работают профессиональные психологи и профессиональные психотерапевты, которые оказывают помощь на платной основе. Это тоже абсолютно нормальная ситуация.
Ведущий конференции: Мне нравится, что Вы подчеркнули «профессиональная помощь», потому что может сложиться впечатление, что Вы больше агитируете за государственные учреждения, чтобы люди туда шли.
Бойко Юрий: Я агитирую за профессионализм в оказании психотерапевтической и медико-психологической помощи, потому что если мы обращаемся в коммерческие структуры, то должны попросить дипломы об образовании, документы, подтверждающие правовые моменты образования данной структуры, потому что, как правило, структуры и лица, которые осуществляют помощь в длительных, будем так говорить, корыстных интересах, не имеют правовых основ, функционируют незаконно. Они используют механизмы интернета, личной рекламы, поэтому надо относиться очень осторожно к данной рекламной компании. Если человек приходит в такую организацию, он должен прежде всего выяснить, какие специалисты тут работают, какое у них образование.
Ведущий конференции: А люди, которые проводят тренинги? Сейчас же очень модно проводить разнообразные тренинги: стать более раскованным, найти вторую половину, чего только нет. Как в этом сегменте рынка не ошибиться? Эти тренинги как-то лицензируются или достаточно того, что ты - психолог и можешь проводить тренинги?
Бойко Юрий: В настоящий момент, к сожалению, отменено лицензирование психологов. Прошлые 10 лет имело место лицензирование психологов и мы, работники государственного сектора, считаем, что необходимо проводить лицензирование психологов. Отмена лицензирования этого вида работ позволяет лжеспециалистам активно развивать свою деятельность, потому что усложняется механизм контроля за ними и механизм превентивного нормирования их деятельности. Я считаю, что это одна из основных проблем, которую сегодня необходимо решать. Вторая проблема – это снижение самосохранительного поведения населения страны, потому что нельзя верить первичной информации, которая приходит в газетах, через интернет, необходимо навести справки, выяснить, что за специалист, какого уровня, руководствоваться не только его декларативными заявлениями, существует много аспектов, по которым можно выяснить уровень профессионализма. Можно обращаться и в государственную структуру. В Москве существует государственный оргметодотдел по психологии и психотерапии, можно обратиться в городскую психотерапевтическую поликлинику, которая также оказывает помощь населению уже в течение 20 лет, и что очень важно, на бесплатной основе. В Москве существует только в рамках Департамента здравоохранения 263 кабинета медико-психологической и психотерапевтической помощи, которые располагаются в лечебно-профилактических организациях, где также помощь оказывается бесплатно. Зачем же ходить к лжеспециалистам, когда можно прийти к хорошо подготовленным специалистам, которые, кстати, могут порекомендовать, если есть желание консультироваться только на платной основе, к кому из специалистов стоит обратиться. Мы же знаем в принципе много профессионалов, которые работают в коммерческих структурах.
Ведущий конференции: Скажите, пожалуйста, для получения прав на вождение необходимо брать справку о том, что не состоишь на учете в психдиспансере. Если я обращаюсь за психологической помощью в госструктуру, меня ставят на учет, можно ли потом получить ту же справку на права?
Бойко Юрий: У Вас еще советское видение этой проблемы (смеется). Сегодня такого нет. Даже если вы обращаетесь к психиатру, или к психотерапевту, или к психологу, вас не обязательно ставят на учет, сегодня даже понятия «учет» нет, есть «наблюдение». Почему мы говорим, что не надо бояться ни психиатра, ни психотерапевта, ни психолога? При разовом обращении ни о каких формах учета и речи быть не может. Если вы говорите об учете, то речь идет о пациентах в тяжелом состоянии, которые находятся в стадии психоза или на стационарном лечении, естественно они уже находятся под диспансерным наблюдением у врача-психиатра в психоневрологическом диспансере, а обращение к психотерапевту или психологу амбулаторно никого не смутит, такого уже давно нет.
Ведущий конференции: Но мне кажется, что такое предвзятое отношение еще есть.
Бойко Юрий: Конечно, это фактор инерционного мышления.
Ведущий конференции: Юрий Павлович, а чем для нас может обернуться поход к неквалифицированному психологу?
Бойко Юрий: Последствия могут быть достаточно серьезными. Во-первых, непрофессионал может привести человека к кризисным ситуациям. Во-вторых, может дать и дает, как правило, непрофессиональную консультацию, непрофессиональное решение, он дает свое субъективное видение, и что самое страшное, значительный вред для душевного здоровья человека.
Ведущий конференции: Бывают ситуации, когда ты уходишь от психолога, и сам не осознаешь, что тебе навредили. Как понять, что тебе причинили вред?
Бойко Юрий: Конечно, возможны и объективные, и субъективные ощущения, но самое лучшее – это обратиться к профессиональному специалисту. Даже если вы побывали, очень многим я это советую, у психолога коммерческой направленности, обратитесь к психологу государственного учреждения, хотя бы для консультации, как он отреагирует, посоветуйтесь.
Ведущий конференции: А есть в Москве центры, которые работают с «жертвами», людьми, которые пострадали от действий лжепсихологов?
Бойко Юрий: Мы не ставим целью работать именно с людьми, ставшими жертвами лжепсихологов, но если говорить о лжепсихологах, иногда это может быть и форма психологического насилия. Есть психологи во многих департаментах: образования, комитета по делам семейной и молодежной политики, здравоохранения, НИИ психиатрии, где работают высококлассные специалисты в области психиатрии, психотерапии, психологии. Есть и внешние факторы, надо прислушиваться к близким. Если близкие замечают какие-то изменения в поведении, в деятельности, конечно в таком случае надо, пока не поздно, обратиться к специалисту хотя бы для контроля. Бояться этого не надо.
Ведущий конференции: Юрий Павлович, вред может быть разный. 26 ноября произошел вообще вопиющий случай, когда женщина впала в кому после тренинга. Может быть Вам известны какие-то случаи, когда люди получали какую-то компенсацию за моральный вред или на нанесенный здоровью вред?
Бойко Юрий: Я лично не слышал о таких случаях, потому что вся направленность лжеспециалиста – выманить некую сумму денег у человека, поэтому я думаю, что они потом просто исчезают. У нас порой СМИ дают повод, чтобы они появлялись на горизонте, к сожалению. Очень часто последнее время мы слышим передачи о людях с разными особыми способностями. К этому надо относиться философски и критически, и даже с чувством юмора.