Примерное время чтения: 32 минуты
883

Как избежать эмоционального выгорания на работе. Онлайн с психологом

В конференции участвуют: Хныкина Анна Владимировна

Эмоциональное выгорание знакомо почти каждому из нас, просто не все отдают себе отчёт в том, что отсутствие интереса  к работе, нежелание выполнять привычные и некогда нравившиеся вам функции — это первые признаки того, что нужно обратить внимание на своё психологическое здорове. В случае, когда каждое утро начинается с размышлений на тему: «Как же мне не хочется идти в офис», лучше не затягивать, иначе вы рискуете попасть в тяжёлое состояние, из которого вам поможет выйти только специалист.
Как бороться с эмоциональным выгоранием, каковы его первые признаки, можно ли защитить себя от пессимистичного настроения коллег, как работодатель может помочь настроиться своим подчинённым на получение качественного результата? Об этом и многом другом мы поговорили с психологом, руководителем психологического центра «СоДействие» Анной Хныкиной. 

Ответы:
Хныкина Анна Владимировна 10:33 18/09/2013
Ведущий конференции: Друзья, здравствуйте! Сегодня на ваши вопросы ответит психолог, руководитель психологического центра «СоДействие» Анна Хныкина. Анна, здравствуйте! Хныкина Анна Владимировна: Здравствуйте!
Вопрос:Борщёв 10:15 17/09/2013
Мне кажется, что проблема "эмоционального выгорания" волнует жителей столицы и менеджеров, что-то я не слышал о таком от работников завода. Так может быть этим недугом страдают только те, кто перекладывает бумажки с места на место?
Ответы:
Хныкина Анна Владимировна 10:44 18/09/2013
Проблема эмоционального выгорания относится к депрессивным состояниям, а депрессия - это болезнь Героев и Поэтов. Этому заболеванию действительно не подвержены категории, которые читатель обозначил «работниками завода». Поэтому да, это правда. Правда, кстати, и то, что «перекладывальщики бумажек» тоже не являются обычно ни Героями, ни Поэтами. Чем выше твои жизненные притязания, тем больше у тебя шансов попасть в категорию людей, которые от этого страдают.
AIF.RU Ведущий конференций 10:45 18/09/2013
А есть какая-то категория профессий, которая наиболее подвержена эмоциональному выгоранию?
Хныкина Анна Владимировна 10:45 18/09/2013
В первую очередь это творческие профессии: актёры, режиссёры, художники, творцы. Человеку, который «без идеи» за станком постоянно одно и то же делает, эмоциональное выгорание не грозит. Если человек не претендует на большее, если его устраивает ограниченный набор действий, он знает, что он должен, он знает, что он делает, он видит свой результат - он такой, какой надо, ни больше и ни меньше, никакой депрессии на почве труда не будет.
AIF.RU Ведущий конференций 10:45 18/09/2013
А какое определение вы могли бы дать эмоциональному выгоранию? Мы все оперируем этим понятием, но думаю, что большинство из нас разные вещи подразумевает под ним. И чем характеризуется эмоциональное выгорание?
Хныкина Анна Владимировна 10:45 18/09/2013
На примере работы проще всего объяснить это понятие, хотя выгорание может быть не только там. Это усталость от безрезультатности своих действий. Человек вкладывается-вкладывается, ему кажется: ну, ладно, сейчас не получается, я ещё больше вложу. И ещё вкладывает. А результат не пришёл или пришёл, но маленький. И тогда ты чувствуешь в первую очередь бессилие и то, что ты как бы растратился - время потерял, силы ушли, а результата нет. Это глубокая опустошённость, пожалуй, эта формулировка больше всего подходит для определения этого понятия.
Вопрос:Вероника - юрист 11:33 17/09/2013
Устроилась на новую работу, работаю уже полгода, но не чувствую того драйва, который был у меня на старой работе, хотя зп больше, коллектив хороший, с чем это может быть связано?
Ответы:
Хныкина Анна Владимировна 10:46 18/09/2013
Я бы здесь обозначила, что важна всё-таки не зарплата, а конкретно результат деятельности. Зарплата – это вознаграждение за труд, и одно только это не стимулирует. Вознаграждение за труд стимулирует на каком-то начальном этапе карьеры, скажем, до 25 лет, а потом у человека включаются другие механизмы, цель и смысл жизни меняются. В районе 20 лет мы выбираем, с кем мы будем и как будем жить, примерно в 30 лет мы выбираем, чем мы будем заниматься. Ни в 15, ни в 17 лет, когда мы выбираем, куда поступить, а только к 30 годам мы выбираем дело своей жизни, которое мы дальше будем претворять. После института ты становишься помощником юриста, «бумажки перекладываешь», ведёшь какие-то документальные дела и к 30 годам понимаешь, «адвокат ты или нотариус», то есть что именно в юриспруденции больше всего доставляет тебе удовольствие, лучше получается, и чем именно ты бы хотел заниматься. Примерно в этом возрасте ты определяешься, начинаешь это продвигать и находить в этом более чёткие интересные точки для своего развития. Стимулирует как раз радость от собственного внутреннего роста и от того, что именно ты сделал. А зарплата, как само собой разумеющееся, потихоньку капает, но такой радости, как поначалу, в 20 лет, уже не доставляет. Нужно стремиться к получению профессионального результата и личностного роста. Бывает выгорание от того, что у тебя однообразная работа, тебе надоело. Тогда хочется чего-то большего, и нужно обратить внимание, куда ты будешь расти. Зарплата – это размер твоего достоинства на этой работе, а размер твоего удовлетворения – это то, что ты сделал. Грубо говоря, строитель получает деньги и строит дом, он видит этот дом и знает, что он его сделал. Деньги - отдельно, радость от процесса и материализованное видение результатов своего труда – отдельно. Взрослому человеку, зрелой личности, помимо денег, требуется что-то ещё.
Вопрос:Виктория1989 11:44 17/09/2013
Не сошлась характером с новым руководителем. Каждый день похож на какой-то кошмар. Как перестать реагировать на ее замечания, обстрагироваться от нее? Может быть есть специальные психологические упражнения, которые помогут не переживать?
Ответы:
Хныкина Анна Владимировна 10:46 18/09/2013
Как объяснить себе, как принять то, что делать надо не то, что тебе кажется, а то, что говорит руководитель? Или: как стать руководителем самой, чтобы больше с такими вещами не сталкиваться? Понятно, что у каждого сотрудника своё видение процесса. Но если каждый сотрудник будет самостоятельно принимать на месте решения, то никакая компания работать не будет. Нужно что-то для себя понять во внутренней иерархии. Видимо, девушка уже созрела, чтобы быть руководителем, но почему-то не может это воплотить в свою жизнь. То есть, если слушаться ты уже не можешь или чувствуешь себя на том же уровне, почему тогда у тебя нижестоящая должность? Где-то здесь нужно чинить. Если ты уже слишком взрослая, нужно сделать так, чтобы твоя должность соответствовала твоим амбициям, твоему уровню мышления и профессионального роста. Если всё-таки есть ещё чему учиться, то необходимо уметь слушать старших, иначе личного роста не будет и эмоциональное выгорание не за горами.
AIF.RU Ведущий конференций 10:47 18/09/2013
Понятно, что старших надо слушать, но вопрос в том, как это преподносится. Можно подойти и спокойно указать на ошибки, а можно открыть дверь ногой и ту же самую информацию преподнести по-другому, наорав на сотрудника.
Хныкина Анна Владимировна 10:47 18/09/2013
В любой ситуации, которая у нас возникает, мы не можем переделать другого человека. Мы можем переделать только себя или своё отношение. Исходя из этого, девушке нужно либо менять место работы, либо менять своё отношение к этому. Возможно, это происходит из-за того, что она действительно уже не может подчиняться в принципе. Другая девушка на её месте сказала бы, что это – начальница, ей можно. Здесь важно именно отношение девушки. «Почему это она со мной так разговаривает?» Потому что она – директор, а ты ещё нет. Не нравится – ищи другую работу, потому как ещё вышестоящее руководство почему-то эту грубиянку-начальницу ценит и не увольняет. Может быть, вы уже переросли свою должность, и вам самой уже нужно на тех же позициях находиться? Можно менять своё отношение к начальнице. Скорее всего, здесь несоответствие внутреннего и внешнего - «Со мной не слишком подобающе разговаривают!». Для этого нужно другое место в иерархии занять, а для этого нужно повзрослеть внутренне или профессионально. Почему-то вы ещё не там и вас это оскорбляет.
Вопрос:Настя 7718 11:51 17/09/2013
Что делать, чтобы на работу хотелось идти с радостью. Работа нравится, коллеги хорошие, а вот директор оставляет желать лучшего. Из-за него весь рабочий процесс становится ненавистным. Не обращать внимания я на него не могу. Может быть уволиться? Но никто не даст гарантии, что на новом месте будет нормальный руководитель...
Ответы:
Хныкина Анна Владимировна 10:47 18/09/2013
Здесь тоже вопрос подчинения и власти, потому что коллеги нравятся, нравится работа, но существует начальник, который выдвигает свои определённые требования к ожидаемым результатам. С этим ничего невозможно сделать, потому что работа – это работа, это не кафе и не клуб, где с кем хочешь, с тем и сидишь. Это сегодня с тобой в одной комнате сидят подруги, а завтра ты можешь прийти и увидеть, что директор подружек убрал и посадил других, а тебе сказал: «Я решил, что так лучше. С этими людьми тебе будет лучше работать». Что тут сделаешь? Это работа, здесь мы не можем выбирать, с кем сидим, с кем дружим, с кем нет.
AIF.RU Ведущий конференций 10:48 18/09/2013
А есть какие-то упражнения, чтобы понизить свою восприимчивость к негативу, который идёт со стороны начальства?
Хныкина Анна Владимировна 10:48 18/09/2013
Лучшее упражнение – это занять своё место в иерархии. Поймите, что если есть люди выше, то ваша судьба – их слушаться, и свой рабочий процесс подстраивать под их ожидания и их требования, потому что им решать, как должно быть и как это должно быть исполнено. Мы недавно заказывали в нашем Центре наклейки на окна. Я попросила администратора поискать типографию, где это можно сделать. В одной сказали, что печатают. Но сначала приедет их замерщик, потом мы с их дизайнером обсудим стиль, а потом приедет накатчик, который их клеит. Таким образом, стоимость печати увеличивается в 3 раза. Мне же нужны просто наклейки, у нас есть фирменный стиль и свой дизайнер, мне не нужно ни с кем уже советоваться, но там людям кажется, что мы должны делать так, как хотят они. Пока я тут у себя начальник и я выбираю подрядчиков, я просто отказалась от их услуг и нашла других. Но если бы это был мой начальник, как бы мне ни казалось, что это не лучший вариант, я должна вписываться в те требования, которых от меня ждут. Это законы работы системы. Я была бы вынуждена послушаться, что приедет этот дизайнер с накатчиком, и они будут делать так, как они считают нужным. Иерархия придумана для того, чтобы верхние ступени руководили нижними. Они уже прошли свой путь снизу, они знают, как работает процесс, у них есть свои основания для того, чтобы принимать решения, а на личное люди в бизнесе стараются не обращать внимание. Они видят суть. Не нравится тебе, как кто-то говорит, и бог с ним, значит, это не твой партнёр, ты просто не будешь с ним работать, потому что он – самодур, ему что-то всё время кажется, мы тратим много лишних денег, времени, а оно того не стоит, просто идём дальше, не зацикливаясь, кто хороший, кто плохой… Но пока ты находишься на нижних ступеньках, у тебя нет такой возможности выбора, и с этим надо мириться. Когда внутри возникает чувство, что я не могу воспринимать своеволие своего начальства, - это вопрос власти, кто главный, а кто подчинённый. Это значит, что, если тебе внизу не очень хорошо, надо что-то делать с твоей жизнью, чтобы подняться выше: доучиться или опыта набраться, перейти в другую организацию, если здесь не повышают. Вот и все упражнения.
Вопрос:Анжела Москва 11:54 17/09/2013
Я думаю о работе постоянно, много работаю, но понимаю, что это неправильно. Каждая маленькая ошибочка превращается в какую то большую проблему - так я себя накручиваю. Что делать, может быть какие-то книги почитать, на тренинги походить, чтобы работа превратилась просто в работу? сделал ее и забыл, не переживать из-за нее так сильно
Ответы:
Хныкина Анна Владимировна 10:48 18/09/2013
Видимо, в жизни нет альтернативы. Вот грубый пример. Скажем, у женщины есть и работа, и семья с четырьмя детьми. Обычно у неё нет возможности думать о работе дома. Четверо детей делают своё дело: они постоянно отвлекают, задают свои миллионы вопросов, просят есть-пить и требуют смотреть с ними мультики и одновременно рисовать. Не хочешь, а будешь переключаться. Другими словами: видимо, остальная, не рабочая часть жизни пустует. Поэтому работа так поглощает вас. Начните развивать нерабочие, личные сектора своей жизни.
AIF.RU Ведущий конференций 10:49 18/09/2013
Когда ты очень переживаешь какие-то проблемы на работе и несёшь всё это домой, это тоже не очень хорошо.
Хныкина Анна Владимировна 10:49 18/09/2013
Да, рабочие проблемы нужно оставлять на работе и не тащить их домой. Здесь есть прекрасная техника, простейшая, но потрясающая. Уходя с работы, закрыв за собой дверь, выходим на улицу и делаем движение, как будто вытираем ноги. Всё, что я вынесла оттуда, я оставляю там и дальше иду спокойно домой. Это очень хорошая штука, она помогает оставлять всё в 6 часов на работе и не думать об этом вечером. Обычно люди-творцы, которые живут процессом, сами себе его создают и чем-то горят, как правило, 24 часа в сутки помешаны на работе, они даже сны видят про это. Нельзя работать с таким перебором, важно переключаться. Помимо того, что существуют близкие, которые хотят нас видеть и ждут, так же важно беречь свой мозг и душу от хронической усталости от одного и того же процесса. Это очень важно, поэтому переключаться необходимо.
Вопрос:Хлоя 11:54 17/09/2013
Здравствуйте, как часто надо менять работу, чтобы она не надоела?
Ответы:
Хныкина Анна Владимировна 10:50 18/09/2013
Специалисты в этой области говорят, что раз в 4-5 лет надо менять локацию. На одном и том же рабочем месте, в одном и том же коллективе замыливается взгляд на вещи, он становится привычным, стабильным и предсказуемым. Когда ты переходишь в новый коллектив (и желательно что-то получше для себя уже присматривать: с другой зарплатой, с другой позицией в системе), ты привносишь новый взгляд на процессы. Пусть ты теми же продажами занимаешься, но уже что-то другое продаёшь. Другие люди, другая позиция. Это нужно делать, потому что необходимо разнообразие, чтобы выгорание не произошло. Нельзя сидеть на одном и том же месте. Или надо в одной и той же организации менять должность.
Вопрос:Vitrio 12:21 17/09/2013
Можно ли назвать выгоранием состояние , когда работа нравится, но прежних си л отдаться работе уже нет?
Ответы:
Хныкина Анна Владимировна 10:51 18/09/2013
Это, скорее, не эмоциональное выгорание, а усталость, которая очень легко побеждается отпуском. Я бы спросила этого человека, как давно он не отдыхал. Есть очень много вещей, которые легко проходят, если позволить себе отдохнуть хотя бы пару недель.
Вопрос:Александра П 12:34 17/09/2013
Анна, в моем коллективе работает 27 человек, с некоторыми из сотрудников я, что называется "рука об руку" работаю уже 5 лет, раньше мне казалось, что самой лучшей мотивацией для них может быть лояльное отношение и хорошие премии, но в последнее время замечаю, что все это уже не работает, и некоторые из работников подумывают о смене работы, одна сотрудница сказала мне это прямо, что делать в сложившейся ситуации, некоторых людей очень жалко терять, потому что найти достойную замену, действительно, сложно. Заранее спасибо.
Ответы:
Хныкина Анна Владимировна 10:51 18/09/2013
Это то, о чём я говорила. Взрослые люди рано или поздно приходят к тому, что просто деньги – это неинтересно. Интересно за эти деньги ещё что-то увлекательное и важное делать. Мне, как работодателю, встречались люди, которые говорили: «Зарплата мне не важна, мне хочется делать что-то интересное, чувствовать свою нужность, сопричастность, чувствовать, что мы делаем что-то общее». Вот за этим ещё люди приходят на работу. Как правило, это состоятельные активные молодые женщины. У них деньги – не мотивация. У них мотивация – процесс. Здесь будет больше успеха, в деньгах в том числе. Странно, что руководитель держится за этих людей. Великие кадровики всегда говорили, что незаменимых нет. Есть некоторые таланты, дорогие сердцу, но если у человека свой путь и он перерос это место, то его ничем не удержишь. Руководитель должен смотреть на кадры, как на ресурсы: они исчерпаемы, с одной стороны, но с другой, существуют и другие, более богатые источники. Если какой-то ценный сотрудник изъявляет волю уйти, не стоит его держать. Ничего хорошего из этого не получится. У каждого человека, несмотря на то, что он для нас - ресурс в данном случае, свой путь. Если он захочет – он уйдёт. Это как мужчина, не удержишь руками.
Вопрос:Азер 14:06 17/09/2013
Работаю более 6 лет на одной позиции..не раз беседовал об этом с начальником.он обещал повысить в будущем. У меня сложилось такое психологическое состояние,что не осталось ни капли интереса к работе,хотя моя работа мне нравиться.как быть в такой ситуации?
Ответы:
Хныкина Анна Владимировна 10:52 18/09/2013
Если есть потенциал для роста, если человек чувствует себя в силах - надо менять работу, надо менять организацию, где к нему будут относиться иначе, где его будут ценить. Если здесь вас не ценят, возможно, вас будут ценить в другом месте. Но прежде чем заявлять, что ты уходишь, я бы посоветовала найти себе тыл, куда ты уйдёшь, и посмотреть. Иногда нам кажется, что мы стоим больше. Есть смысл походить по собеседованиям и посмотреть, как на тебя реагируют в других местах. Может быть, что-то с внутренним, или стоит повысить квалификацию, или человек перерос «механическое дело» и ему нужно уже какое-то другое профессиональное развитие. Надо подумать, а что бы ты хотел делать. Мне встречается много людей, которым не нравится то, что у них есть, только из-за того, что они не знают, чего именно хотят. Надо прояснить свои цели, ожидания и интересы. Бывает так, что человек действительно засиделся, что он не получает того, что ему нужно. Бывает так, что он просто гробит свой потенциал, который не реализует. Но бывает ещё и так, чаще, чем что-либо другое, что люди сами не знают, чего они хотят, и им не нравится всё подряд. Так что, это ещё и вопрос к самому себе.
Вопрос:София Казань 14:09 17/09/2013
Мой муж работает на одном месте уже десять лет, он блестящий руководитель, но у него есть очень плохая привычка- приносить работу в дом. Все выходные он на телефоне и в рабочей почте. В те редкие минуты, когда он не общается по своим делам, он рассказывает мне о работе, в нашей семье эмоциональное выгорание у меня, а не у него! Я пыталась разговаривать с ним на эту тему, но успеха не добилась:(
Ответы:
Хныкина Анна Владимировна 10:55 18/09/2013
Муж, вероятно, человек весьма увлечённый, творческий. Скорее всего, у него в жизни ничего не изменится, и это хорошо, потому что, если у него что-то изменится, вы сразу на себе это ощутите. Я ему желаю крепкого здоровья и творческого долголетия. Девушкам, которые в подобных браках живут, я искренне желаю найти себя тоже. К сожалению или к счастью, большинство мужчин домашний ежедневный труд не ценят. Нет смысла убивать всё время в это. Если не хочется работать или строить карьеру, нужно найти какое-то хобби - тоже что-то творческое. Любые творческие увлечения прогоняют скуку, снимают вину (потому что часто бывает так, что, когда ты «ничем не занят», ты себя чувствуешь каким-то виноватым). Эта виноватость за то, что я не приношу пользу никому, или я вот тут стараюсь-стараюсь, убираюсь, всё мою, а это никто не ценит, тоже ведёт к выгоранию, потому что ты как будто постоянно делаешь бесполезную работу, которая никогда не кончается. При этом сама ты знаешь, насколько это ценно и полезно, но, поскольку никто не благодарит тебя, ощущение такое, что не ценят или, иначе говоря, обесценивают. Это ужасно обидно. Такие вещи прекрасно снимаются различными творческими увлечениями: рисованием, вышиванием, шитьём, то есть созданием любого продукта в творческом выражении. Мы не знаем, работает эта женщина или нет, но точно знаем, что она ничем не увлечена, она поглощена своим собственным вниманием к мужчине. Если бы она была увлечена чем-то подобным образом, она бы прекрасно его понимала, у неё бы тоже глаза горели, когда он ей про себя рассказывал, её бы не обижало, что он в этот момент не уделяет ей внимания, потому что на самом деле он с ней об этом говорит, он с ней хочет делиться своим. Это ей не интересно про него слушать. Я думаю, что ей тоже нужно найти какое-то увлечение для себя.
Вопрос:Дарья Некрасова 14:41 17/09/2013
Почему мысли о смене работы посещают осенью и весной?
Ответы:
Хныкина Анна Владимировна 10:53 18/09/2013
Осенью и весной в связи со сменой сезона происходят гормональные изменения в организме людей, поэтому многие из нас погружаются в депрессивное состояние. Поэтому же возникают мысли о том, что нужно что-то поменять: работу или семью. Бороться с этим практически невозможно, потому что, если уж накатывает, то накатывает, но важно понимать эту сезонную особенность и за собой присматривать. Может быть, я просто устала, и мне кажется, что всё надоело? Или может быть, всё гораздо серьёзнее, и это депрессивное состояние, которое приходит каждые полгода, с каждым разом всё усугубляется и усугубляется? Это тревожный симптом. То есть, вообще, нужно за собой в эти периоды приглядывать, потому что в них стандартно плохо большому количеству людей. Весной это проходит после майских праздников, если это сезонное обострение. Осеннее состояние обычно потяжелее. Часто оно нас погружает, как в зимнюю спячку. С наступлением осени нам становится плохо на некоторое время, пока опять не настанет весна. В целом, это нормально, что по весне и по осени на нас начинает давить.
Вопрос:????? 15:24 17/09/2013
Спасаясь от эмоционального напряжения и нелюбимой работы, я пошла в волонтеры, помогаю детям из детских домов в одном из фондов, первое время я чувствовала свою нужность и меня это отвлекало от плохих мыслей, но в какой-то момент мне стало сложно, я начала привязываться к детям, переживать вместе с ними их одиночество и сейчас после каждого своего визита в детский дом я чувствую только одно- опустошенность. Все усугубляет моя настоящая работа, я продавец в продовольственном магазине. Что делать, отказаться от волонтерства я тоже не могу...
Ответы:
Хныкина Анна Владимировна 10:56 18/09/2013
Я бы спросила, а что с семьёй у этой женщины, нет ли там одиночества в принципе. Что касается такого рода волонтёрства: с тяжёлыми больными, с детьми-сиротами - это прямой путь к выгоранию. На тяжёлые виды волонтёрства есть определённые виды ограничения по времени, чтобы люди не впадали в эти состояния, чтобы они сами не погружались настолько, что их самих надо спасать. Так же в работе с зависимыми: в реабилитации тоже есть определённые ограничения – 7-8 лет, больше в этой сфере нельзя работать. Именно по причине неизбежного выгорания. Потому что безнадёжные ситуации (а таких в этих заведениях можно сказать большинство) – это всегда труд впустую, там находятся люди, в данном случае – дети с большим количеством потребностей, которые ты одна не можешь обслужить. И когда ты им помогаешь, духовно вкладываешься в них, они берут и ждут дальше, ещё, ещё и ещё. Когда через какое-то время ты оказываешься не готов давать больше, они очень обижаются и говорят: «Нас все предают, вот и ты тоже». Поэтому я предлагаю или какое-то другое волонтёрство взять, или сменить одно волонтёрство на другое. Другой момент: неужели нет близких, которые нуждаются в твоей помощи? Обычно, всегда есть кто-то рядом из реально существующих близких людей, кому тоже нужна твоя помощь и поддержка. Почему туда не пойти? В опасных видах волонтёрства не стоит долго задерживаться, потому что это ведёт к депрессии и меланхолии.
Вопрос:Студентка 16:25 17/09/2013
Здравствуйте, как понять в какой сфере мне лучше всего работать, может быть, есть какие-то тесты для этого?
Ответы:
Хныкина Анна Владимировна 11:01 18/09/2013
Существуют профориентационные тесты, их часто детям в школе дают. Можно ими воспользоваться. Но поскольку будущее - многовариантно, на фоне тех склонностей, которые могут выявить тесты, жизнь выведет всё равно лучше. Практика показывает следующее. Какой бы вуз вы ни закончили, мало кто работает по профессии, которую там получил. В этом нет ничего ужасного, потому что, я повторяюсь, мы приходим своими ногами к тому делу, которое нам нравится и которое мы будем развивать только к 30 годам. Думаю, что здесь лошадей гнать не надо, нужно дать себе время, нужно слушать себя, набираться опыта... Этот период от 20 до 30 лет вас раскроет в любом случае, если вы только не будете бездельничать. Нужно просто не упираться в то, что первая полученная работа – единственная на всю жизнь. Нет, дело не в этом. Нужно слушать себя и идти той дорогой, куда просит сердце, не бояться этого делать, и тогда вы не ошибётесь. Я – против скуки и механики, я – за то, чтобы каждый человек делал то, что ему нравится. И тогда у нас всех всё будет получаться прекрасно, и мы не будем гореть на работе, не получая результатов, если будем слушать зов своего сердца и делать то, что нравится.
Вопрос:ЮК 17:00 17/09/2013
У меня очень нервная работа, завязанная на других людях (event-менеджер), если кто-то вовремя не выполнил поставленную задачу, по голове получаю я. Чувствую, что устала, но ничего другого я не умею и возраст уже не тот, чтобы менять профессию и снова начинать с нуля. Как научиться более отстранено относится к работе? В последнее время началась бессонница и нервы совсем сдают.
Ответы:
Хныкина Анна Владимировна 11:00 18/09/2013
Надо разделить ответственность, чтобы не только вы отвечали за результат. Чтобы заказчики знали, что есть договор с компанией или на каждую отдельную операцию (в event можно заключать отдельный договор с артистом, отдельный – с ведущим), а подрядчики по договору должны нести убытки в случае ненадлежащего исполнения услуг. То есть ответственность нужно делегировать, и тогда будет ясно и понятно, кто на каком этапе за что отвечает, и на тебя не будут валить всё и сразу. Когда эта цепочка станет очевидной, тебя будут ценить за то, как ты красиво это всё сшиваешь в одно. Если что-то пошло не так, а в таких сферах, где завязано очень много людей, такое часто бывает, потому что каждый отдельно взятый человек может испортить работу всей цепочки. Поэтому здесь важно и делегировать, и прощать себя заранее за «невсемогущество». Это действительно очень тяжело, если ты не умеешь проще относиться к ситуации. Нужно исключить «спасательский» момент, исключить, что «это я здесь всё делаю». Нет, или ты делаешь всё одна, и тащишь на себе всё одна, и отвечаешь за всё одна и тогда неизбежно сгоришь рано или поздно, или спокойно это всё делегируешь и понимаешь, что здесь ты отвечаешь, а там уже не ты. Получится – прекрасно, не получится – выберем в следующий раз другого подрядчика.
Вопрос:Анютка Мск 17:31 17/09/2013
Как защитить себя от пессимистов и лентяев на работе - я от этого очень выгораю....и как уже перестать работать по 15 часов в сутки ?:((((
Ответы:
Хныкина Анна Владимировна 10:58 18/09/2013
Перестать работать по 15 часов очень просто - ставим себе будильник на конец рабочего дня. Как только он прозвенел, встаём и уходим. Вытираем ноги за дверью. Пессимистов выслушивать не надо, потому что вы им – не мама и не бабушка, и даже не психотерапевт, это в вашу работу не входит. Эти люди могут поныть в другом месте, но почему-то идут к вам. Лентяев увольняем, зачем платить им зарплату за ту работу, которую делаешь вместо них, и поэтому сидишь по 15 часов. Если ты – не начальник и уволить их не можешь, то надо выстраивать вокруг себя «заборы» и настойчиво не брать на себя чужую работу. Не нужно помогать таким людям удержаться на месте, задержать их в организации. Это - работа, это - не личная жизнь. Когда вокруг тебя такие люди, 8 часов ты выслушиваешь пессимиста, а оставшиеся 7 вынуждена делать работу за себя и за того парня, который сам уже в клуб пошёл и хорошо себя чувствует. И завтра он себя будет нормально чувствовать, а ты будешь работать по 15 часов. Надо что-то менять в отношении к людям и к себе.
Вопрос:Микки М 19:00 17/09/2013
Я работаю два года менеджером в туристическом агентстве. Очень сильно расстраиваюсь, когда что-то получается не так, рабочий процесс - дело непредсказуемое, и всякий раз любую неудачу воспринимаю, как личную трагедию, очень хотелось бы научиться быть более стойкой к неудачам, можно ли этому научиться? Спасибо
Вопрос:Марина-Маруся 19:54 17/09/2013
Анна, как часто бывает выгорание у психологов? Сама будущий психолог.
Ответы:
Хныкина Анна Владимировна 09:42 19/09/2013
Существует много тонкостей в нашей работе, и для того, чтобы избежать сложных моментов, в том числе и этот, психологи обязательно проходят личную терапию или анализ, супервизию (разбор сложных случаев под присмотром более старших и опытных коллег) и интервизорские группы по обмену опытом. Это делают все, кто практикует.
AIF.RU Ведущий конференций 09:43 19/09/2013
Время нашей пресс-конференции, к сожалению, подошло к концу. Спасибо большое, Анна. Друзья, спасибо, что задавали свои вопросы. Всего доброго.
Вопрос:Сергей В 22:06 17/09/2013
Всю жизнь много работал с частыми переработками на руководящей должности. К сожалению, весной пропустил первые и последующие признаки эмоционального выгорания. Попал в депрессивное состояние. Летом уволился с работы. Сейчас пытаюсь восстановиться. Какой специалист может помочь мне выйти из тяжелого состояния?

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах