Нейман Лейла Борисовна 09:50 30/11/2011
Ведущий конференции: Здравствуйте! Мы находимся в пресс-центре «Аргументы и факты». Меня зовут Наталья Кожина и у нас с вами всего 30 минут для того, чтобы задать свои вопросы Лейле Нейман, управляющему партнеру компании «Сенешаль Нейман». Лейла, здравствуйте! Спасибо огромное, что пришли к нам в гости.
Нейман Лейла: Здравствуйте!
Ведущий конференции: У нас сегодня непростая тема «Авторское право в интернете». И перед тем, как мы приступим к вопросам наших читателей, я хотела у Вас спросить, насколько хорошо сочетаются эти понятия «авторское право» и «интернет», или мы все-таки говорим о том, что авторское право законодательно не достаточно хорошо реализовано в веб-пространстве?
Нейман Лейла: Российское законодательство полностью гармонизировано с международным, поэтому сказать, что у нас есть пробелы в законодательстве я не могу, на сегодняшний день в России существуют все возможности для легального регулирования использования объектов авторского права в интернете. Однако интернет является специфической сферой использования в силу своей технологической и социальной природы и защищать и охранять что-либо в данной среде довольно сложно, в силу того что авторское право охраняет форму произведения – копирайт, право на копию. А физические свойства информации таковы, что процесс копирования информации остановить практически невозможно. Люди будут продолжать делиться информацией друг с другом, пока они существуют и глобальная информационно-коммуникационная сеть только предоставляет еще большие возможности для быстрого распространения информации. И в силу всего вышесказанного я хотела бы обратить Ваше внимание на то что запретительная модель копирайта не очень жизнеспособна сейчас, мы видим это на примере всего мирового сообщества, когда, с одной стороны, так называемый лагерь правообладателей пытается жить по старым правилам игры, в то же самое время лагерь интернетчиков - это различные технические провайдеры, интернет- пользователи, интернет- сервисы устанавливают новые правила игры. Новая модель – это разумный диалог для того, чтобы и пользователи могли получить доступ к контенту, и правообладатели не несли ущерб от того, что их интеллектуальная собственность используется без разрешения и выплаты им какого-либо вознаграждения.
Ведущий конференции: Вы говорите «диалог», у меня ощущение, что этот диалог происходит не один год и тем не менее, как был ущерб от того, что скачиваются фильмы, музыка, книги, так и остается, воз и ныне там.
Нейман Лейла: Это уже вопрос скорее не к юристу, а к бизнесу. Мы видим этот диалог изнутри, находясь меж этих двух лагерей и со своей стороны могу сказать, что не поддерживаю ни «ультраправую» ни «ультралевую» позицию, я ратую за справедливость: и правообладатели должны что-то получать, и пользователи должны иметь доступ к контенту в интернете. В отсутствие хороших легальных сервисов кричать на каждом углу о том, что в интернете безумное количество пиратских ресурсов не видится мне целесообразным. К сожалению, правообладатели довольно тяжело идут на то, чтобы осуществлять легальную дистрибуцию видео или аудио контента в интернете, просят достаточно большие суммы в качестве минимальных гарантированных платежей (роялти). Это делает бизнес интернет-сервисов, на которых можно посмотреть, скачать, прослушать видео или аудио контент достаточно высокозатратным. Да, существуют разные бизнес-модели: рекламная модель распространения контента (YouTube, рутьюб, ivi.ru и др.), когда с правообладателям сервис делится доходами от рекламы, платя за пользование, и пользователям предоставляется доступ к контенту. Таким сервисам нелегко конкурировать с пиратами, которые вообще никому не платят. Совершенно очевидно, что правообладателям стоит быть лояльнее и более гибкими в своей ценовой политике. Это что касается бизнеса, но адресовать такой вопрос следует скорее к владельцам видеохостингов, они могут лучше рассказать о преимуществах и о своих проблемах. С точки зрения права существует механизм, по которому необходимо, чтобы правообладатель получал вознаграждение, не важно от кого, может платить пользователь напрямую, если он покупает какой-то объект в интернете за какую-то фиксированную плату или по подписке, либо за пользователя кто-то другой платит, например, сервис, рекламодатель, бренд. Любые модели возможны. Сейчас, на уровне мирового сообщества, хотят применить так называемую французскую модель интеллектуального налога, чтобы весь контент был как бы условно бесплатным, но при этом каждый житель страны платил некую сумму за право пользования всем контентом.
Ведущий конференции: А какую сумму?
Нейман Лейла: Это некий процент, я затрудняюсь ответить, какой именно. Пока это лишь на уровне обсуждения, потому что основной вопрос заключается в том, каким образом будет осуществляться распределение этих агрегированных сумм между правообладателями?. Механизм не столь прозрачен, и существующая ныне модель коллективного управления правами, применяемая для других способов использования исключительных прав, и то, что законодатель не отнес такую возможность как коллективное управление правами к сфере интернета, доказывает это. Необходимо будет собрать пул правообладателей, которые разрешат использовать свой контент в интернете. Далее некая организация будет собирать роялти со всех интернет-пользователей. И каковы пропорции? Сколько чьего контента посмотрели, почему за этот фильм нужно платить больше, а за этот меньше. Это не просто. Пока не родится какая-то идеальная модель распределения, мне кажется, хаос будет продолжаться, но что-то происходит, потому что индустрия сейчас прекрасно осознает, что время меняется. Основополагающая международная конвенция об авторских правах существует с 19 века, безусловно жизнь претерпела довольно большие изменения, просто право не поспевает за технологиями, но это не значит, что его надо нарушать. Пока есть закон, его надо соблюдать. Просто уровень правосознания общества…
Ведущий конференции: Вот про уровень. Вы как считаете, потребитель должен задуматься о том, какой контент он использует: легальный, нелегальный. Я читала статистические данные, всего 11% опрошенного населения готовы платить, потому что уважает авторов, а в основном все готовы платить, потому что хотят получить качественный контент.
Нейман Лейла: Это мы говорим о каких-то морально-этических аспектах. Дело в том, что контрафактное использование интеллектуальной собственности приравнивается к воровству (не зря же оно называется собственностью), просто у людей в сознании нет такого понимания, мне сложно сказать, появится ли оно когда-нибудь или нет. Может быть такова человеческая природа, и люди никогда этого не поймут, может быть детям в школе надо об этом рассказывать. Может быть надо, чтобы пользователь действительно имел доступ к контенту, а платил за это бизнес. Пользователь ходит в кино, на концерты, читает книжки, смотрит телевизор, то есть существуют модели, где монетизируется контент, только старыми методами, просто это новая среда использования, но в ней хотят получать доходы по-старому. В то же самое время какие-то молодые авторы или частные лица остаются незащищенными, и бизнес остается незащищенным, дело ведь не только в творческих продуктах. Если у вашего бизнеса есть сайт и кто-то копирует полностью ваш контент, он наносит ущерб уже бизнесу, потому что потребитель путается, для него смешивается ваш бренд и некий другой, который не является брендом, но который своровал ваш образ.
4 часть Гражданского кодекса посвящена правовому урегулированию использования интеллектуальной собственности, раньше это было в разрозненных законодательных актах, то есть законодатель поднял значимость данных объектов на более высокий уровень.
Ведущий конференции: Лейла, Вы сказали, что по сути дела, использование незаконного контента приравнивается к воровству, хотя у большинства населения нет такого понимания. Что касается наказания, что применяется для этого?
Нейман Лейла: Гражданская ответственность предусмотрена за нарушение прав интеллектуальной собственности с требованием о выплате компенсации от 10 тысяч до 5 миллионов рублей за каждый факт нарушения. При этом, прошу обратить внимание, что компенсация – это не возмещение ущерба, это просто некая сумма, которую автор или лицо, чьи права нарушены, вправе требовать как во внесудебном порядке, так и в судебном. Другое дело, что судебная практика пока столь многомиллионные суммы не присуждает, но в нижней планке тоже не находится, т.е. есть в практике случаи, когда за нарушение прав на использование музыкальных произведений в интернете в районе 100-200 тысяч рублей, или когда известный товарный знак используется, это могут быть суммы от 500 тысяч до 1 миллиона рублей. Если, например, это какие-то фильмы (телесериалы), которые много раз скачиваются в сети, мы вправе требовать по 5 миллионов за каждый случай использования, суд безусловно эту сумму снижает, но несколько миллионов рублей получить можно в результате судебного процесса.
Ведущий конференции: Я почему об этом спросила, у нас был вопрос от слушателя, который говорил, что ущерб, который возмещается, копеечный.
Нейман Лейла: Это не совсем так. Судебная практика сейчас такова, как я озвучила, и дел достаточно много.