Дмитриева Оксана Генриховна 17:48 14/06/2011
По поводу реформы образования, расширения платности, к сожалению, еще раз перехожу к Закону №83, который был принят вопреки позиции нашей партии. Мы больше всех боролись против принятия этого закона и говорили о его пагубных последствиях.
Дело в том, что теперь каждому образовательному учреждению будет финансироваться только какая-то часть услуг в области образования. При этом в школах законодательно стимулируется зарабатывание денег. С одной стороны, школе будут платить за количество учеников. Тем самым в школах, которые расположены в поселках, сельской местности, отдаленных городских районах, где может быть неполный комплект учеников – деньги будут предоставляться четко в соответствии с количеством учеников. Таким образом, будет получаться так, что у таких образовательных учреждений не хватит средств на коммунальные расходы, содержание школы, оборудование. Такие школы могут закрываться, либо пытаться восполнить свои финансовые возможности за счет родителей учащихся.
Далее были приняты Закон «Об изменениях Закона «Об образовании», о внесении поправок в Закон «О высшем послевузовском образовании». Были предложены стандарты, которые вызывали большое общественное возмущение. Было сказано, что у нас ОБЖ, физкультура, Россия в мире, немного русского языка, немного математики и еще несколько предметов по выбору бесплатны, а за все остальное - платите. Получается, что любой старшеклассник по своему профилю может выбрать бесплатно только два предмета, за два остальных он должен платить. Это совершенно недопустимо. Какую бы направленность не выбрал ученик, он не может получить образование бесплатно.
Также, на мой взгляд, произошло снижение качества образования, потому что нет полноценной средней школы. Я считаю, что программа средней школы была достаточно хорошо продумана. В ней было достаточное количество предметов, которые следовало изучать. Именно такой набор предметов дал возможность создать научно-технический потенциал России, который в отдельные годы был сравним с научно-техническим потенциалом других передовых стран, и который фактически уже разрушен. Тем не менее, советская школа с традиционным набором предметов давала достаточно хорошие результаты. Теперь произвольно менять этот набор, на мой взгляд, нет никакого основания.
Моя позиция и позиция нашей партии заключается в том, что и среднее, и высшее образование должны быть полностью бесплатными, за исключением небольшого процента, так как это сделано во всем мире, в том числе и Европе. У нас очень высокая доля платности в высшем образовании, больше 50% студентов учатся на платной основе в государственных вузах. На мой взгляд, это недопустимо, поскольку закрывает вход для получения образования способным талантливым людям, что снижает конкурентоспособность страны.
Поборы в школе во многом вынужденные, я не могу винить в этом администрацию учебных заведений. Их вынуждают к тому, что часть функций, совершенно необходимых, заведомо не оплачивается, например, охрана в школах. Все школы вынуждены охрану в школах обеспечивать самостоятельно. Об этом знают, при этом в смету бюджетных учреждений эти расходы не закладываются. Очень часто благоустройство дворовой территории школы должны осуществлять за счет тех средств, которые собираются с родителей. Мне представляется, что все эти расходы должны финансироваться из государственного и муниципального бюджетов.
В Санкт-Петербурге чрезвычайно низкая зарплата учителей. Она существенно ниже, чем средняя зарплата по городу и зарплата чиновников. В данной ситуации это вина исключительно Санкт-Петербурга, потому что, например, в Москве и городах, в которых финансовые возможности выше, зарплата чиновников составляет, к примеру, 49 тысяч рублей, а средняя зарплата учителей - около 40 тысяч. В Санкт-Петербурге зарплата региональных чиновников 52-56 тысяч рублей, зарплата учителей - 17-20 тысяч. Поэтому не все зависит от финансовых возможностей. Финансовые возможности чуть меньше, чем в Москве, но при этом зарплата чиновников выше, а зарплата учителей в два раза ниже.