Григорьев Игорь Павлович 14:12 20/06/2011
Ведущий конференции: Привет, Друзья! Сегодня я выступаю в необычной для себя роли. Обычно я человек такой пишущий, а сегодня буду говорящий. Мне очень приятно находиться в компании с человеком, которого я для себя позиционирую как отца российской глянцевой журналистики. Игорь Григорьев, который сегодня выступает в роли такого многоликого, разносторонне развитого человека. То есть развился он из журналиста, из простого журналиста, стал продюсером, кинопродюсером. Еще и исполнителем собственных песен. Еще он режиссер, путешественник. Также работал барменом в Праге.
В общем, друзья мои, сегодня может быть масса вопросов на самые разные темы.
Но начнем мы, пожалуй, с самого животрепещущего. Ты запел. И давно вообще это у тебя?
Игорь Григорьев:Я пел. Когда еще был маленьким, по воспоминаниям детства, - это большая компания в мамином деревенском доме. По поводу и без повода. Такая вот в деревне была веселая жизнь.
Ведущий конференции: А где у Вас деревня? В какой области?
Игорь Григорьев:Это под Таганрогом, в Ростовской области, 20 километров от Украины. И вот эти украинские песни, и компании… Я помню, что мои родители все время гуляли в саду с баяном. Они прибивали доску к моему подоконнику, чтобы я не вывалился. И вот я перед доской, для меня окно было как большой телевизор. Я смотрел на коров, свиней, гусей. Ждал, когда вернутся родители. И они приходили с пасеки, с баяном. Все продолжалось уже дома. Меня это адски завораживало. У меня до сих пор, когда я слушаю украинские песни, словно слезы накатываются на глаза. Я вообще считаю, что украинский язык – очень певучий язык. И вообще украинская музыка, мелодии – они самые редкие, гармоничные.
Ведущий конференции:Да. Согласен с тобой. Голос у них более певучий.
Игорь Григорьев: Абсолютно. Видимо, это оттуда. А потом у меня вдруг стал прорезаться голос. И одним из аттракционов мамы, когда к нам приходили гости, это было поставить меня на табурет, чтобы я спел ангельским голоском «Заповедный напев…». И туда, я уходил…
Ведущий конференции:Сейчас уже туда не можешь уйти?
Игорь Григорьев: Нет. Но на самом деле, если бы меня тогда отдали в школу, развили бы историю… Может быть, я бы и мог стать вокалистом. А так, все профукал в путешествиях. И вот как-то с песнями, мелодиями…
Следующий этап был, это когда я уже приехал в Москву. Это был 1987 год.
Ведущий конференции:Однако ты не стал поступать в какое-то музыкальное училище?
Игорь Григорьев: Я был амбициозным аферистом. И я сказал: «Покажите мне в Москве самый крутой институт. Я не знаю какой. Но мне нужен самый крутой». Мне сказали: «МГИМО. Черта с два попадешь». Я сказал: «Окей». И все.
Ну, конечно, я приехал не по музыкальной части. Я приехал просто завоевывать этот город. Мне было все равно. Он мне нравился. Это вот второй этап достижения музыки. Это имеет отношение к тому, кто я сейчас как музыкант есть.
Я приехал в 87 году, с двумя авоськами, деревенский парень. Ко мне подселили двух чехов (людей из Чехословакии). Мы познакомились, а вечером они говорят: «Мы хотим тебе сделать сюрприз». И достают магнитофон, включают мне музыку. Я начал слушать. И я не понимал: нравится мне, не нравится.. Знаешь, что это было? Группа «U2». Я раньше слушал музыку только в деревне. Я слушал то, что показывали по российскому телевидению. В лучшем случае, мелодии и ритмы зарубежной эстрады. Весь остальной набор, как бы понятно, это песня 73, 74, 75, 76 и, что самой собой разумеется, песня-2011. Это для меня было как откровение. И вот, придя из земли, из украинской песни, из народной, душевной песни, я вдруг стал слушать и вникать в совершенно другую музыку. И потом, конечно, все это дошло до какого-то апофеоза. Когда я стал этим серьезно заниматься, всякие там трип-хопы, степы, и… то, что мы делали. Мне так кажется, что у меня какая-то привилегированная позиция, в смысле, что я одной ногой из самобытности, откуда я и был, а другой ногой я сознательно сам вступил в новую культуру, чем, собственно, и был 90-й «ОМ». Что мы и делали – приносили сюда западную культуру.
Ведущий конференции:Ну да. «ОМ» – это не только журнал. Вокруг него было много креативных людей. Это была какая-то жизнь.
Игорь Григорьев: Лаборатория. Все мы общались. Все были друг другу милы. Потом это уже не происходило. «Кто там будет, Григорьев? Боже мой, он еще жив?».
И вот эти две ноги сошлись в моем сердце. И когда я пытаюсь сказать, что за музыку я пишу, исполняю, мне трудно это описать. Проще сказать, как это выглядит. Это такая роса, которую я собрал в детстве. И вот, кстати, один из вопросов здесь был о том, чем я горжусь в своей жизни? Я мало чем горжусь в своей жизни. Много бы в своей жизни поменял. Но вот чем я действительно горжусь, так это тем, что смог сохранить ту росу. Ее можно называть по-разному: детскость, ребячество, искренность, еще чем-то. Но я называю ее росой, той самой деревенской росой, которая вот сейчас дает о себе знать в разных моих песнях, мелодиях, гармонии, мелодике. Но при этом они у меня звучат. Фирменно звучат.
Ведущий конференции:Скажи, пожалуйста, ты все-таки к себе как к исполнителю относишься серьезно или это кич?
Игорь Григорьев: Нет. Это не кич. К себе я отношусь серьезно. Я хотел сказать, что я к жизни отношусь несерьезно.
Ведуший конференции:То есть идешь играючи по ней?
Игорь Григорьве: Да, конечно. Можно что-то перезапустить. Мне кажется, что вообще так легче жить. Ты просто взял и в сторону стиля, жанра сместил. Ну как сказать кич? Если сказать о первом клипе, который я снял «Сны моей весны», то это можно отнести к этому жанру. Но на самом деле это глубокое культурное произведение, с огромным количеством кодов. Я не думаю, что в Киче они проявляются. Просто по форме это шутка. Это ирония. Это и есть мое отношение к жизни. Все могут смотреть. Но не все способны видеть. Как реагируют люди, способные видеть. Поэтому сказать, что это какой-то веселый, легкий кич – я не могу. Потому что это довольно грустное произведение, песня.
Ведущий конференции:Скажи, пожалуйста, про тебя где-то написали, что ты пришел на эстраду как застрельщик русскоязычной попсы.
Игорь Григорьев: Это я так ляпнул в «Афише», причем они уже вырезали из контекста. Я уже сам себя ругаю. Русская попса застрелила сама себя. Можно, конечно, добить. Но это как-то не по-гусарски. Последнее время – это была роскошная похоронная церемония. То, что мы называем попсой. Где отличные, пышные похороны самих себя.
Другое дело, кто идет следом. Этот вопрос меня очень интересует. Про себя я вообще не говорю. У меня совсем отдельная дорога. Но я хочу узнать, кто за мной. Я смотрю, вот Украина, ридна Украина, дает сейчас уголь стране. На Украине больше живой энергии. Это совершенно точно. Хрупкая грань. Когда ты садишься в самолет и через 2-3 часа выходишь в аэропорту в другом городе, выходишь на Украине, там даже листики по-другому колышутся. И люди совсем другие.