Готовцев Кирилл Эрикович 17:47 14/02/2011
Ведущий конференции:
Кирилл, имидж Вашего агентства не отпугивает клиентов?
Кирилл Готовцев:
Кого-то отпугивает, кого-то - нет. Это было боевое решение, идея возникла 6 лет назад, когда мы придумали агрессивную историю. Нам тогда казалось, что на рынке есть немного игроков, которым традиционные рекламные агентства скучны. Мы думали о том, что фриками никто не занимается: их на рынке будет мало (20-40 компаний), но зато все наши. Мы тогда огромными глазами смотрели на Чичваркина, читали книжки про бизнес-телефант, на практике это оказалось полной лажей. Нам не удалось найти на рынке странные агентства, в итоге мы работали с «Перекрестком», «Пятеркой».
У нас все хорошо с клиентским листом: 2 клиента из мирового топ-50, 5 клиентов из бренда «полтинника». Отвечая на вопрос, да, кого-то отпугивает, кого-то - нет. Очень забавно, что в какой-то момент очень сильно отпугивало «западников»: мы не подписали 2 немецких контракта.
Ведущий конференции:
Вы написали в своем блоге большую статью про инвесторов и стартапы, она наделала много шума. В ней Вы назвали 5 основных проблем, которые связаны с инвесторами, расскажите о них.
Кирилл Готовцев:
На стартаперском рынке много разных проблем:есть проблемы с инвесторами, со стартаперами, с законодательством, оформлением и т.п. Если мы говорим о проблемах с инвесторами, то она состоит в том, что на рынке почти нет инвесторов. Есть большая толпа людей, которые называют себя инвесторами, но таковыми не являются, не понимают происходящего, у которых большая переоценка собственной значимости. В целом, большой проблемы с этим нет, но, как на любом рынке, огромное количество придурков с обеих сторон. Некоторая проблема состоит в том, что вокруг всего есть «оживляжь», и есть люди, которые «попадаются на удочку», которые считают, что то, что они видят, и есть нормальная инвестиционная ситуация, что инвесторы такими должны быть. Они воспринимают это всерьез, тратят на это силы и время. А меня сильно волнует, что, не дай Бог, хорошие мысли и идеи в этом месте «попадут под раздачу», потому что это гарантированная смерть проекта. Начать проект с инвестором, который на старте предложил 20 тыс. долларов, а взамен потребовал в дальнейшем отписать 51 % акций, 20 тыс. с оборота вернуть – это «убить проект». Такого проекта не будут, какими бы вы гениальными не были. Во-первых, совершенно очевидно, что на следующем шаге этот человек заберет у вас оборотные средства и вынет их. Во-вторых, этот человек, в принципе, не понимает происходящего.
Мысль о том, что инвестиционные деньги отбиваются с экзита, а не с оборота, их не посещает. Инвесторы не обсуждают это дело в рамках разумного. С точки зрения бизнеса надо четко понимать, что есть бизнес, а есть частные люди. Деньги, которые кажутся значимыми частным людям, абсолютно не значимы с точки зрения бизнеса.
Некоторые проблемы обстоят со стартаперами. Стартаперы, как правило, физические лица, люди довольно молодые, без какого-либо опыта в бизнесе, им эти деньги кажутся значимыми. Несколько миллионов рублей – это пара месяцев жизни компании среднего размера. Они этого не понимают. Им кажется, что 2-3 миллиона рублей – это большие деньги, на которые можно что-то сделать. Бесспорно, можно сделать, но совершенно непонятно, зачем брать эти деньги у инвестора и отдавать за это 51%?
После моей статьи довольно большое количество людей приходят и разговаривают. За это время к нам пришло 10 человек, которым деньги не нужны были вообще. Они говорили, что им нужен инвестор. На что я их спрашивал – зачем. На что они отвечают, что просто нужны деньги, чтобы это сделать. Я считаю, что деньги не нужны. Я отвечаю, что,
если у вас есть идея, ее надо попробовать, посмотреть, нужна ли она кому-то, то есть нужен технологический партнер. Посмотрите вокруг на людей, которым нечего делать по вечерам, которые спокойной вложат месяц-другой в эту работы, чтобы потом вам как-то двигаться. Ищите. Вам не нужны никакие деньги. Когда это нужно будет развивать, наверное, нужны будут деньги на рекламу, хотя, если в ваш проект с самого начала нужно вкладывать деньги, есть подозрение, что этот проект никому будет не нужен, вы хотите его искусственно накачать. Искусственно накачать проект – это хорошее решение, но оно чисто инвестиционное. Так думает нормальный инвестор. Инвестор, который считает, что с «оборотки» можно отбить вложенный миллион – «детский сад, штаны на лямках».
Ведущий конференции:
Получается безвыходная ситуация для стартаперов? Если я сделал стартап, к кому пойти за инвестициями. Если настоящих инвесторов в России нет?
Кирилл Готовцев:
Настоящие инвесторы в России, конечно, есть, они инвестируют немного другое. Например, «РУНО» работает на не очень крупных проектах.
А ты уверен, что тебе нужны инвестиции? Забавная ситуация, когда разговариваешь со стартаперами, спрашиваешь, есть ли у них бизнес-план – нет. Откуда у него бизнес-план, он даже такого слова не знает, или у него есть страшная бумажка, в которой он сам не уверен. Это некая проблема: когда ты просишь инвестиции, неплохо понимать, зачем они тебе. Если у тебя нет бизнес-плана, в большинстве случаев ты не знаешь, для чего тебе деньги. Ты заранее не понимаешь, на что ты их тратишь.
В большинстве случаев ответ на вопрос «зачем это надо?», дает тебе ответ, к кому идти. Если тебе нужна реклама, очень может быть, что тебе не нужны деньги, пойди в MAIL.RU, поговори с ними, у них рекламы много. Есть большие порталы, у которых есть трафик, с которыми можно разговаривать. Мне очень понравилась мысль Клименко давать инвестиции в виде рекламного трафика. Я вижу в ней огромное количество плюсов: стартаперу, если он понимает и уверен в себе, очень просто вести с ними переговоры. Он понимает, что в него вкладываются не живые деньги, а рекламный трафик, который в определенных ситуациях ничего не стоит. Если ты понимаешь. Что рекламный трафик весь продан, то тогда вынимаешь деньги из карманов. Но рекламный трафик никогда не бывает весь продан. Это не просто не ликвидны, а остались. Это, как гидроэлектростанция: вода течет, если ты ее не превращаешь в электроэнергию, то вода утекает. То же самое с интернет-ресурсами. У сейлеров всегда бывает ситуация, что есть непроданные «куски», на которые надо хоть что-то поставить. Инвестору психологически легко на это согласиться, рисков здесь никаких нет. А любая венчурная инвестиция – это риски.
Рекламный трафик невозможно украсть. Мы работаем с большим количеством компаний, я знаю, какой ужас творится внутри 20% крупного интернет-бизнеса, потому что все развивались, стартовали, когда интернет был маленьким, системы выросли, нагрузка увеличилась десятикратно. Раньше и задачи были другие, и реклама по-другому показывалась. Чтобы это все жило, надо вложиться, переписать систему, перенести на новую платформу. Об этом на старте никто не думал. Она живет, а изнутри все судорожно делают новую систему в надежде, что старая доживет до момента, пока взлетит новая.