Жизнь на сказочном острове
Кузница одного из самых знаменитых ремесленников Татарстана Алмаза Казакова находится в бывшем конном дворе на окраине сказочного острова Свияжск, что в 30 км от Казани. Здесь же расположены гончарка и мастерские по плетению из лозы и изготовлению кожаных изделий.
Он приходит сюда обычно к 9:00. Мастерская у него просторная, покрыта рабочей коричневой пылью, в углу горн, посередине – две наковальни, повсюду молоты и кувалды, металлические розы, подковы, обереги по фэн-шуй, кольчуги, меч и шлем. Рядом – металлические формы для чеканки монет «На счастье» и старый патефон. Атмосфера эпическая: в кузнице почему-то слушают грузинские песни.
С утра в кузнице разжигают огонь: сначала дрова, потом – каменный уголь. За день у Казакова и его подмастерьев уходит около пяти мешков угля. Огонь здесь берегут: нет толку разжигать целый горн, если ты трудишься только над чем-то одним.
Учитель, вышибала и повар на Рублёвке
Алмаз говорит, что лень у него в крови не заложена: всё детство дед в деревне с рассвета будил, учил косить сено, рубить дрова. В студенческие годы Казаков подрабатывал: денег в доме не хватало – на родительских плечах были младшие брат и сестра. Устроился «вышибалой», преподавал английский и турецкий в начальной школе, затем друг-татарин позвал в Москву: Алмаз стал барменом в Большом театре, с надписью в пропуске и в трудовой «буфетчица». «Где есть один татарин, через год будет 50, – смеётся Казаков. – Татары напористые и друг друга в беде не оставят».
«Поехал в отпуск и попал в кузницу»
Однажды во время отпуска Казаков приехал в Казань, и знакомая позвала его на экскурсию в кузницу Сергея Ершова. Звук удара молота о наковальню заворожил Алмаза. Казаков попросился к кузнецу в ученики, но угрюмый ремесленник как отрезал: «Не возьму! Много вас таких тут ходит, а как руки до дела доходят, то сразу исчезаете». Но Алмаз не отступал: в первый же день, до прихода Сергея, аккуратист убрался в кузнице, после чего мастер решил, что толк, наверное, с него будет.
Парень променял «рублёвский» гонорар на 600 рублей ученического оклада. «Три года обучения, я себя даже кузнецом не осмеливался называть. Сейчас уже 10 лет с огнём, мужицкой силой и металлом связан. Ни разу не пожалел об этом», – рассказывает ремесленник.
После казанской кузницы поехал Казаков снова в Москву – теперь уже повышать квалификацию. Говорит, что в провинции люди неприхотливы – простые вещи заказывают, а вот в Москве – выкованные решётки и ограды – целое произведение искусства. Клиенты там строгие: сначала просят чертёж, потом макет из пластилина и только потом окончательный металлический вариант.
Со временем Алмаз вживался в образ: придумал себе творческий псевдоним «Казаков» (его настоящая фамилия – Фатыхов). «У меня прадед служил в казаках на Дону 25 лет. Когда он вернулся, в деревне все начали звать его «казак». И до сих пор родных так и именуют».
Решил измениться и внешне: проколол уши и вдел серьги, сделал тату. Теперь на одном плече – бог – покровитель кузнецов, на другом – зубр, вымирающий вид, как и кузнечное ремесло.
Кузнец-шоу
Следующим этапом проявления таланта кузнеца стало «Кузнец-шоу». «Однажды под Новый год друг попросил меня сыграть роль Деда Мороза, и я задумался, а почему не придумать представление с наковальней и молотком», – вспоминает Алмаз.
«В языческие времена молодожёнов на Руси расписывали кузнецы, – рассказывает Казаков. – Они им кольца ковали обручальные, подковы на счастье, украшения невесте. Считалось, сила кузнеца и металл будут оберегать семью всю жизнь. В «Кузнец-шоу» я возродил этот древний обряд».
Ковал «счастливые» подковы он не только на свадьбах, но и в Свияжске, и на Сабантуях с депутатами, с олимпийскими чемпионами, и даже с Путиным и Медведевым.
Написал президенту в Twitter
Однажды Алмаз зарегистрировался в Twitter и подумал, кому бы написать. Увидел страницу президента Татарстана Рустама Минниханова и оставил ему сообщение: «Здравствуйте, это Алмаз-кузнец, не забывайте меня». Вскоре президент дал указание «занять» ремесленника. Так Казаков попал на Конный двор в Свияжск. И уезжать отсюда не желает: здесь тишина, спокойствие и свежий воздух.
Он руководит работой всех мастерских в конном дворе – гончарной, кожаной, лоскутной. Но в основном, в течение дня Алмаз учит своих подмастерьев своему ремеслу, то и дело подходя к ним и объясняя, а иногда и сам поправляя погрешности на металле. Иногда кузнец и подмастерье работают над одним изделием вдвоём. Например, если толстый пруток нужно сделать тонким. Учитель показывает, куда нужно бить, ударяя по металлу молотком, ученик бьёт туда же, но уже кувалдой.
Кузнец – и колдун, и шаман, и знахарь
Алмаз добавляет каменный уголь в горн, огонь раздувается, становится жарко, щиплет глаза. В таком огне металл обычно нагревается до 900 градусов, в 1200 градусах он уже начинает плавиться. Кузнец берёт стальной прут, кладёт его в огонь и рассказывает, что на Руси кузнецов и уважали, и боялись – считали, что они не от мира сего. «Недаром кузнецы жили всегда на отшибе, у края деревни. «В Свияжске, например, в XVI веке было 40 кузниц, и почти все они располагались на одной стороне острова», – говорит Алмаз, хорошо знакомый с историей, обрядами своей профессии.
Казаков берёт красно-рыжий металлический прут из печи и кладёт на наковальню. Вот уж когда металл становится мягким, податливым, как пластилин. Удар молотом, снова удар. «Кузнец был для всех то ли колдун, то ли знахарь, то ли волхв – чем-то между богом и сатаной, – комментирует свои действия кузнец. – Он самый нужный на селе «чувак» был – красивую утварь, инструменты, украшения мог создать, любую тварь мог подковать, даже самого чёрта».
Завершив ковку, Казаков опускает горячий металл в воду. Говорит, что раньше вода, в которой металл закалялся, считалась целебной, и её пили.
Работа кузнеца богата традициями и суевериями. «Если куёшь много одинаковых деталей, вместо «последний» говори «крайний», иначе жди, что следующую выкуешь кривой. Ковать нужно всегда с позитивом, заряжать металл положительной энергией, особенно подковы на счастье», – уверен Алмаз.
«В ковке есть своё меню»
«В ковке тоже есть своё меню. Если знаешь основу дела, то уже потом начинаешь фантазировать и экспериментировать, добавлять что-то от души», – делится секретами кузнец.
«Дело не в том, сколько ты металла используешь и дорого ли он стоит, – объясняет Алмаз. – Из металла размером вот в эту зажигалку (достаёт из кармана) я могу сделать сувенир стоимостью 200 рублей, а если потрачу больше времени и приложу максимум усилий – сувенир на 10 тыс. рублей. Важно не то, что ты делаешь, а зачем делаешь. Работа должна тебе нравиться».
За день в кузнице изготавливают несколько десятков сувенирных подков, ножей, медальонов со святыми, подсвечников, подвесок. Каждый зарабатывает по труду – сколько сделал, столько и получишь. Сезон продаж – лето. «Когда туристов много летом, весной и осенью – мы куём на улице, и все проходящие могут видеть, что мы изготавливаем», – говорит Казаков.
Мечты ремесленника
Алмаз мечтает, чтобы на конный двор летом съехались как можно больше ремесленников. «Большинство гениев с золотыми руками никто не знает, и они не умеют на своём труде зарабатывать, – рассуждает он. – России нужно прекратить закупать дешёвые поделки из Китая и продвигать наших отечественных мастеров».
Кузница Алмаза непростая, а интерактивная: здесь каждый желающий турист может выковать себе что-нибудь на память.
Алмаз Казаков уходит с работы поздно, бывает, задерживается даже до пяти утра. Несколько раз в неделю он ездит в Казань к жене Надежде (Заслуженная артистка Республики Татарстан – прим. автора) и четырёхмесячной дочке Амалии. Летом семья перебирается в Свияжск. Алмаз считает себя счастливым и мечтает о простом кузнечном счастье: чтобы дом и мастерская были рядом, и детей побольше.