Примерное время чтения: 8 минут
1843

«Кинозвезда» района. В каких фильмах «снялась» усадьба Покровское-Стрешнево

Сюжет Газета «Мой район»: Покровское-Стрешнево. Выпуск №9
Усадьба Покровское-Стрешнево не раз служила местом, где разворачивались кинематографические сюжеты.
Усадьба Покровское-Стрешнево не раз служила местом, где разворачивались кинематографические сюжеты. / Игорь Харитонов / АиФ

В нашем районе есть настоящая архитектурная «кинозвезда» – усадьба Покровское-Стрешнево, где снимали уникальные фильмы. Сегодня мы расскажем о советском фильме, в котором можно увидеть усадьбу. Здесь был снят первый...

советский фильм ужасов... 

В 1925 году режиссёры кинокомпании «Межрабпом-Русь» Владимир Гардин и Константин Эггерт (он же играл главную роль) снимали в усадьбе мистическую драму «Медвежья свадьба». В её основу легла новелла Проспера Мериме «Локис», над адаптацией которой работал сам нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский.

Балкон дворца в Покровском-Стрешневе с декорациями к фильму «Медвежья свадьба», 1925 г.
Балкон дворца в Покровском-Стрешневе с декорациями к фильму «Медвежья свадьба», 1925 г. Кадр из фильма

Сюжет и вправду зловещий. Дейст­вие фильма происходит в Литве в первой половине XIX века. Во время охоты в предместьях старинного замка графа Михаила Казимира Шемета (Константин Эггерт) на графиню Аделину Шемет (Александра Карцева) нападает медведь. Она лишается рассудка, а её сын Михаил приобретает патологию. 

Для замка Шеметов натурой послужила усадьба Покровское-Стрешнево, крупным планом показаны её ворота. Сегодня «Медвежья свадьба» уже уникальный кинодокумент. Картина хорошо передаёт внешний облик архитектурного ансамбля в то время, когда над центральной частью дворца были готические надстройки. В кадре предстаёт графиня Аделина, позади мы видим не сохранившуюся до сегодняшних дней вышку между левым флигелем и башней – на усадебном доме была имитация донжона, главной башни в европейских феодальных замках. Сейчас от вышки осталась соединяющая флигель и башню пустая стена с отверстием в кладке. Когда князь Ольгерд Кейстут (Юрий Завадский) помогает графине Аделине сойти с лошади, перед нами предстаёт левое крыло дворового фасада усадьбы. 

Позади графини Аделины – несохранившаяся башня-донжон между левым флигелем и башней.
Позади графини Аделины – несохранившаяся башня-донжон между левым флигелем и башней. Кадр из фильма

Но вернёмся к сюжету. Проходит время. Однажды молодой граф (его тоже играет Константин Эггерт), испытывая жажду крови, нападает на крестьянок. Нарастает гнев местных жителей.

Но и оборотень, полумедведь-получеловек, хочет человеческого счастья. Он влюбляется в панну Юльку Ивинскую (Вера Малиновская). Старшую сестру девушки Марию играла, кстати, вторая жена наркома просвещения Наталья Розенель-Луначарская.

Герои Александры Карцевой и Юрия Завадского у левого крыла дворового фасада усадьбы.
Герои Александры Карцевой и Юрия Завадского у левого крыла дворового фасада усадьбы.  Кадр из фильма

Казимир Шемет, понимая, что иногда он превращается в медведя, хочет оставить Юльку в покое, но она, наивно веря, что всё можно исцелить любовью, соблазняет его. Происходит свадьба. В свадебную ночь молодой граф загрызает свою невесту. Крестьяне поджигают замок, Шемет погибает.

Первоначально пьеса была инсценирована в Малом театре. Её также поставил Константин Эггерт, Наталья Розенель-Луначарская исполняла роль самой Юльки Ивинской. Всё это, пожалуй, объясняет некую театральность игры в фильме актёров, за что создателей упрекали кинокритики тех лет.
Как бы то ни было, именно немое кино «Медвежья свадьба» в усадьбе Покровское-Стрешнево было самым что ни на есть первым советским фильмом ужасов, а вовсе не «Вий» 1967 года, как думают многие. Кстати, плёнка почти 100-летней давности великолепно сохранилась для просмотра. 

В фильме крупным планом показаны ворота усадьбы Покровское-Стрешнево.
В фильме крупным планом показаны ворота усадьбы Покровское-Стрешнево.  Кадр из фильма

…и весёлая комедия

Другой советский фильм, где предстаёт усадьба Покровское-Стрешнево, полярен по жанру предыдущему примеру. Это лёгкая комедия «Семь нянек» режиссёра Ролана Быкова, снятая на «Мосфильме» в 1962 году.

На одном из часовых заводов трудится молодёжная бригада, прозванная золотой: всё им удаётся – и в работе, и в общественной жизни. Но хочется ребятам совершить ещё какой-нибудь стоящий поступок. Таким подвигом стала для них попытка перевоспитания трудного подростка Афанасия Полосухина (Семён Морозов) из колонии для малолетних правонарушителей. Парня забирают прямо из изолятора колонии и с энтузиазмом принимаются перевоспитывать. Однако Афанасий и не думал меняться. 

Ворота усадьбы Покровское-Стрешнево на Волоколамском шоссе в фильме 1962 г. «Семь нянек».
Ворота усадьбы Покровское-Стрешнево на Волоколамском шоссе в фильме 1962 г. «Семь нянек».  Кадр из фильма

«Кинематографисты нам показывают: чтобы добраться до колонии имени Макаренко, надо ехать на электричке с Киевского вокзала, – рассказывает москвовед Татьяна Воронцова. – Поэтому многие думают, что снимали где-то за городом. А на самом деле сцена, где герои фильма проникают в ворота колонии, чтобы забрать оттуда Афанасия, снималась у ворот усадьбы Покровское-Стрешнево на Волоколамском шоссе. Так что какими поездами-электричками оттуда ехали до Киевского вокзала – большой вопрос. Если сегодня до­ехать по Волоколамке до остановки «Покровское-Глебово», то всё, что есть в кадре фильма, можно увидеть самому».

По воле создателей комедии в усадьбе расположилась воспитательная колония Макаренко.
По воле создателей комедии в усадьбе расположилась воспитательная колония Макаренко.  Кадр из фильма

Сохранение истории района, его уникальности – одно из направлений программы «Мой район». 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах