Осенью и весной в отборе на проект приняли участие 64 директора. Только 18 из них вместе с учениками отправились в многодневный поход. Дети и взрослые преодолели сложные маршруты в Краснодарском крае, после чего посмотрели друг на друга другими глазами.
Не стать роботом
«У нас была суперпогода – каждый день шёл дождь, – шутит директор Дворца творчества детей и молодёжи им. Гайдара Надежда Куранина. – Когда после ливня с градом вода в реке поднялась, поход мог перерасти из пешего в водный. Но ребята ни разу не пожаловались ни на погоду, ни на сложность маршрута».
Не жаловались и взрослые наставники. Матвей Шпаро, директор «Лаборатории путешествий», организовавшей походы, отмечает в руководителях смелость: некоторые из них никогда раньше не надевали рюкзак, и в их школах не было кружков туристской направленности. Из 18 школ, сходивших в поход, у 10 это первый подобный опыт.
Во время переходов дети получили разнообразные знания. Например, не очень серьёзные: в походе можно баловать себя приготовленными на костре пончиками и пиццей. Или крайне полезные для расширения кругозора и собственной безопасности – на маршруте туристы изучили растение, которое угрожало ожогом. Но главное, что организаторы заложили в проект, – передача директором управленческих навыков. Ребята выбирали среди ровесников лидера на один день, и он обеспечивал жизнедеятельность команды. Школьники столкнулись со сложностями: как взаимодействовать друг с другом, как организовать сверстников для выполнения поручений. При верном руководстве бивачный (лидер дня) вовремя разбивал лагерь, дежурный готовил еду, костровой разводил огонь. Поздним вечером с собравшимися у костра школьниками директор обсуждал, что было верно, а что нужно подкорректировать, чтобы на следующий день новый юный руководитель не повторил ошибок. Иногда ребёнок спрашивал напрямую. Допустим, что самое тяжёлое в работе управленца? Не стать равнодушным, отвечали директора, не превратиться в робота, который выполняет чётко поставленные задачи, думая только о достижении цели.
«Это самые быстрые курсы управления, – считает директор школы № 978 Ольга Гончарова. – Простые условия, созданные для получения управленческих навыков, оказались наилучшими».
Понимаю детей лучше
Каждый директор, сходивший в поход, говорит о личных открытиях. У Надежды Кураниной после тесного взаимодействия с ребятами изменился взгляд на собственную управленческую деятельность, связанную с формированием трудового коллектива. Ольга Гончарова убедилась, что детям вовсе не нужен постоянный жёсткий контроль и ежечасные подсказки взрослых. А как непривычно женщинам-директорам было оказаться в условиях, когда не примешь привычный директорский облик: нет ни строгого костюма, ни косметички. Но, к их удивлению, школьники не обращали на это вообще никакого внимания, и руководитель мог себе позволить стать просто туристом, который рано утром выбирается из палатки и наслаждается каплями росы, вдыхает ни с чем не сравнимый воздух, остаётся наедине с природой.
«На каждом испытании Наталья Андреевна была рядом с нами, мы знали, что не одни и обязательно справимся», – благодарит директора девятиклассница Дарья Майорова. В проекте #директорВпоход директор школы № 1637 Наталья Зуева побывала дважды. Ей понравилось общаться с учениками в нестандартной обстановке: «Школа должна работать для детей, и теперь я лучше понимаю, что им нужно». Не трудно ли сохранять субординацию после того, как директор на дни похода «выпал из образа»? «После похода я для них руководитель, – уверена Н. Зуева, – но такой, к которому всегда можно подойти даже за житейским советом».